Философские искания в поэзии Солбона Ангабаева

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Философские искания в поэзии Солбона Ангабаева

Баргузинская долина… Курумкан… Край, воспетый во многих стихах и песнях, овеянный легендами и сказаниями. Неудивительно, что именно здесь, в этом благословенном краю родился, учился, жил и творил один лучших сыновей Баргузинской долины, певец родной земли Солбон Ангабаев.

Чтобы стать поэтом, нужно иметь горячее сердце, острый глаз, образное мышление. Нужно уметь видеть то, чего не все видят, слышать то, чего не все слышат. И, что очень важно, поэт должен быть горячо убежден в собственном мнении, в своей правоте, потому что он идет к людям со своим словом - искренним, выстраданным…

Послушный новой жизни, счастью,

Встречая новую зарю,

В моей Бурятии всечасно

Я «баргузинский » говорю.

И из-за синего тумана,

Из-за приподнятых долин

Встают ущелья Курумкана

И знойный ветер - баргузин.

Тема малой родины в творчестве Солбона Ангабаева плавно, естественно сливается с воспеванием родного края. Поэт особенно горд тем, что и он «сын этих гор и вод». Можно сказать, что стихи о родине являются своеобразным мерилом творческой зрелости, богатства натуры, подлинности чувств каждого поэта. Но Солбон Ангабаев в своих произведениях, воспевая неповторимую красоту родной земли, поднимает и проблему ее сохранения. С болью в сердце говорит он в своих очерках, статьях о самом сокровенном для человека - о достойном продолжении рода, о сохранении родного языка, традиций и обычаев своего народа. Выражая собственное мировосприятие, поэт говорит о том, что волнует каждого в отдельности и всех в целом.

Мне очень близки строки поэта в стихотворении «Зов»:

Зовет меня к себе Бархан-гора,

Зовет меня настойчиво и властно.

Пришел мой час, нам свидеться пора,

Чтоб прожил жизнь я дальше не напрасно...

Они экзамен учиняют мне,

Не знающие состраданья горы.

В таинственной их белой глубине

Я слышу предков горькие укоры.

И каждый раз, вершины навещая,

Я капелькой от них себе кажусь,

И, снова к ним вернуться обещая,

Я тем родством тревожусь и горжусь.

Именно в этих строках наиболее ярко отражена проблема нравственной оценки жизни человека, его ответственности перед прошлым и будущим поколениями.

Вообще образ Бархан-горы для жителей Баргузинской долины является своеобразным символом - hүлдэ. Это наш хранитель, очаг и оберег.

А всегда ли мы задумываемся об образе горы в нашей жизни? Всё ли мы знаем о наших горах, кроме восхищения ими? Что значат горы в жизни человека, в чём их взаимосвязь?

Если рассматривать эти вопросы в более широком плане, то нужно сказать, что культ Горы в представлении древнего человека занимал одно из ведущих мест. Во-первых, человек всегда испытывал перед чем-то большим некий страх и благоговение, считая эти места обиталищем высших сил, наделяя их божественной властью и способностью влиять на его судьбу. В мифах многих народов гора считается высшей и крайней ступенью к небу. В религиозной мифологии многих народов широко популярен культ горы как матери и отца одновременно. Гора также являлась воплощением мужского начала. Именно в этой ипостаси утверждалось понятие Инь-янь - борьба противоположностей, светлого и темного, Неба и Земли, мужчины и женщины. Гора всегда являлась средоточием мужской силы, устремленной к небу, мужчины могли получать силу и мудрость именно от горы (женщинам же категорически запрещалось восходить на нее).

Доктор филологических наук С.Ж.Балданов пишет: «Благодаря своим высоким экологическим, природным воззрениям буряты, якуты, тувинцы и другие народы Центральной Азии умели регулировать свои жизненные процессы в соответствии с природными циклами и энергетическими законами. Поэтому для этих народов важнейшее значение имеет природная основа в их творческой деятельности. Природно-экологический фактор наряду с другими факторами является для них одним из регионообразующих факторов. Народы Сибири, писатели, поэты, вышедшие из их среды, - это люди, всегда прислушивающиеся к голосам Природы и Космоса». Есть нам над чем задуматься…

Обращение поэта к Горам… Это глубокое философское раздумье поэта о сложном мире, рассуждение об экологических и нравственных проблемах. Автор использовал анимизм как наиболее яркое средство выражения своей душевной тревоги, сердечной боли за состояние природы и общества. В этом обращении острота нравственной самооценки становится нравственно-эстетическим принципом. Здесь поэт-космополит раскрывает свое философское понимание глубинных, невидимых на первый взгляд, связей прошлого и будущего.

Таким образом, Солбон Ангабаев во многих своих произведениях создает образ человека, ищущего пути к познанию современного ему мира, к познанию самого себя, пытающегося разобраться в закономерностях духовного бытия. Поэт от душевных переживаний переходит к философским обобщениям о вечном и непреходящем.

Читая строки его стихотворений, очерков и статей, невольно приходишь к мысли о том, что образы, созданные поэтом, будут вечны, потому что со временем они приобретают новые качества, новый смысл. Они учат нас быть духовными - душевно раскрытыми для всех проблем своего времени, быть за все лично в ответе: за прошлое, настоящее и будущее. Они учат уважению к родной земле, к людям, живущим на ней, к себе самому, как части мироздания…



© 2010-2022