Конспект урока по литературе на тему: М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Цели:

  1. Образовательные:

    1. расширить знания обучающихся о творчестве Ю.Ю. Лермонтова, истории нашей Родины;

    2. познакомить учащихся с сюжетным лирическим произведением на историческую тему, вызвать эмоциональный отклик детей на прочитанное;

    3. закрепить знания и представления учащихся о композиции художественного произведения, изобразительно-выразительных средствах языка;

    4. формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста;

  2. Развивающие и коррекционные:

    1. развивать речь учащихся, ввести термины: патриот

    2. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    3. способствовать развитию умений работы со справочной и дополнительной литературой по предмету;

    4. развивать умение работать в парах;

    5. способствовать развитию информационной культуры детей.

    6. развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

    7. развивать логического мышления;

    8. развивать речевую деятельность - самостоятельные связные высказывания в устной форме;

    9. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

  3. Воспитательные:

    1. способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

3.2 воспитывать чувство любви и уважения к подвигам предков, к историческому прошлому своей страны;

3.3 прививать любовь к художественному слову.

Оборудование: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (автор-составитель В.Я Коровина); портрет М.Ю. Лермонтова; иллюстрации к стихотворению «Бородино»; репродукции картин С.Герасимова «М.И.Кутузов под Бородином», А.Тубо «Бородинская битва»; раздаточные карточки со справочным материалом и с заданиями, презентация, план характеристики героя.

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности(включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

2.

Опрос домашнего задания.


- Что было задано на дом?

- Итак, что вы узнали о М.Ю. Лермонтове? Давайте послушаем сообщения и совершим виртуальное путешествие в музей-заповедник Тарханы.

Подготовить сообщения о поэте, используя статью учебника стр.164-165

Сообщения учащихся (показ презентации):

1-й ученик: Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в Москве в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой (Арсеньевой).

Детские годы проходили в усадьбе Тарханы Пензенской губернии.

2-й ученик: С детских лет Лермонтов учился народной речи, слушая предания и песни о Пугачёве, войне 1812 года. Лермонтов рос болезненным мальчиком. И бабушка возила его на лечение на Кавказ.

3- ученик: Учился Лермонтов в Московском благородном пансионе. В 1830 году Лермонтов был зачислен в Московский университет, затем поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге.

4 -ученик: В это время началась литературная работа над поэмами «Демон», «Хаджи Абрек», драмой «Маскарад». Во время ссылки на Кавказе Лермонтов написал стихотворение «Бородино».

3.

Сообщение темы урока



- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

Сегодня мы обратимся к сюжетному лирическому произведению на историческую тему «Бородино», попытаемся понять замысел поэта, продолжим обучаться анализу текста.

(Демонстрация иллюстраций к стихотворению «Бородино»).

- Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении произведения «Бородино».

- Будем изучать новое произведение М.Ю. Лермонтова.




Мы узнаем…

Мы научимся…

Мы повторим…

4.

История создания стихотворения «Бородино».



Слово учителя

М. Ю. Лермонтов написал свое стихотворение в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы. Стихотворение посвящено наполеоновскому нашествию. Поэт просто рассказал о самоотверженности русского народа, о его беспредельной любви к Родине и готовности её защищать не на жизнь, а на смерть.





5.

Физкультминутка

Литературу любим мы, друзья,

Читаем лермонтовские строки…

Но нам без отдыха никак нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки - вверх, потом - направо…

И начнём считать сначала.

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки - вверх, потом - налево…

Отдохнул? Работай смело!

6.

Введение нового материала. Работа над темой:

«М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.






1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

- Какому историческому событию посвящено это стихотворение?

-Какова его тема?

- Что вы знаете о войне 1812 года?





- Прочитайте стихотворение и запишите в тетради устаревшие слова.





2. Беседа по прочитанному:

-Кто рассказывает о сражении? Почему он начинает свой рассказ?

«Дядя» - это обращение к незнакомому старому человеку.

-Когда происходит разговор: сразу после сражения или через много лет?

- Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком.

-Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином?

-С чего начинает свой рассказ старый солдат-артиллерист? О чём он сожалеет?

- Даётся ли в стихотворении описания внешнего вида рассказчика?

- Что вы можете о нём сказать? Давайте нарисуем его словесный портрет.


Работа с иллюстрацией по выбору учителя (изображение пожилого солдата).

- Какие черты характера отразил в портрете художник?

-А теперь поработаем над качествами русского солдата. Заполните таблицу словами из стихотворения.

качества

русского

солдата

цитаты из

текста

патриотизм

мужество

решитель-

ность

гордость,

воинское

братство



-Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?

Вывод: Старый солдат говорит от имени русского народа, пережившего войну 1812 года и отстоявшего Родину в Бородинском сражении.

-От какого лица ведёт повествование старый солдат?



-Каким был бой?


- Какими словами передал Лермонтов весь ужас войны, напряжение боя?

- В каких строчках своего рассказа старый солдат определяет основную задачу русских воинов?

- Найдите слова, характеризующие настроение солдат после боя.

- О каких чертах народного характера это говорит?

- Как называют человека, обладающего такими чертами характера? (патриот)

Вывод: русские солдаты были не только отважными воинами, они были патриотами.

-В чём заключается основная мысль стихотворения?


Войне 1812 года

Бородинское сражение

 Учащиеся зачитывают историческую справку.

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, в деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Русской армией, командовал Кутузов, а французской - Наполеон.

Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. Сломить русское войско не удалось.

 Исследовательская работа в группах.

Учащиеся записывают в тетради устаревшие слова.

& Словарная работа:

Лафет - станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия. Кивер - высокий круглый военный головной убор из твёрдой кожи.

Бивак - стоянка войска под открытым небом.

Редут - полевое укрепление. Картечь - артиллерийский снаряд.

Улан, драгун - так называли солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии..

(по толковому словарю объясняется значение слов).

Старый солдат рассказывает о сражении молодым.


Через много лет.



Учащиеся зачитывают 1 строфу.


Нет.

 Словесное рисование.

Старый солдат, артиллерист, человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы седые, на лице остались шрамы - следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран - человек смелый, мужественный. (чтение 7строфы.)


Спокойствие, уверенность, житейскую мудрость, усталость.

 Самостоятельная исследовательская работа.

Учащиеся заполняют таблицу, затем зачитывают.

Патриотизм, готовность сложить голову за Родину:

«Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);

Мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);

Решительность: «Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?» (3 строфа);

Воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой…

Как наши братья умирали…» (9 строфа)

«…наш рукопашный бой!» (12 строфа)

Гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них.


Говорит от 1 - го лица. Речь неторопливая, эмоциональная.

«Прилёг вздремнуть я у лафета…» (7 строфа);

«Два дня мы были в перестрелке…» (6строфа);

«Мы ждали третий день…» (6 строфа);

«Забил заряд я в пушку туго…» (5 строфа);

«И умереть мы обещали…» (9 строфа).

Тяжёлый, русские солдаты проявили мужество, храбрость, погибло большое количество солдат.

«Звучал булат», «картечь визжала», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой».

Слова полковника: «Умрёмте ж под Москвой!».

«…были готовы наутро бой затеять новый»

Отвага, храбрость, стремление отстоять свободу Родины любой ценой.

Патриот - человек, обладающий отвагой, храбрость, стремлением отстоять свободу Родины.


Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров.

Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.

8.

Домашнее задание

Выразительно прочитать стихотворение по ролям; выучить наизусть отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

9.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

- Вспомните, какие чувства звучат в словах старого солдата?

- Почему он жалеет об ушедшем поколении?

- Как он их называет? (богатыри)

Вывод: герои тех событий - простые люди, но великие, могучие, сильные духом, настоящие патриоты Родины. Это и стремился показать в первую очередь в своём произведении М. Ю. Лермонтов.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

1. Мне было трудно понять…».

2.Урок понравился, потому….».

3. «Я усвоил….»





 Заполняют бланк самооценки.


© 2010-2022