Разработка урока по теме: Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Дубровский». Роль эпизода в раскрытии идейного содержания (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс - 6

Дата проведения - ………

УРОК № 24

Тема.

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Дубровский».

Роль эпизода в раскрытии идейного содержания (по роману А.С.Пушкина «Дубровский»)

Цель и задачи:

Цель: учить видеть основную мысль эпизода, погружаться в текст, вести самостоятельную поисковую деятельность.

Задачи:

  1. помочь учащимся понять зависимость поведения человека от социальной среды («в условиях несвободы и торжества самовластия»), чтобы правильно оценить поведение героев, полнее и глубже представить картины жизни дворянства 20-х г.г. XIX в., изображенные писателем в романе;

  2. учить умению находить основную мысль во фрагментах текста романа;

  3. организовывать самостоятельную поисковую деятельность учащихся, создавать возможность «погружения в текст»;

  4. активизировать работу воображения учащихся, вызвать их эмоциональный отклик;

  5. развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков, используя работу в группах;

  6. воспитывать чувство долга, уважения к ближнему, верность своему слову, осуждать произвол, деспотизм.

Оборудование:

иллюстрации к роману; рисунки учащихся, отображающие историю любви героев или судьбу Владимира; определения ключевых понятий (честь, благородство, эпизод, сюжет), иллюстрация "Неравный брак" Василия Пукирева; карточки с заданиями для групповой работы

Тип урока:

комбинированный урок

Ход урока

I.

Организационный момент

II.

Проверка домашнего задания. (Учащиеся читают план, который они составили)

III.

Объявление темы (запись в тетрадь) и целей урока

IY.

1.

Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

Сегодня мы продолжим работу над текстом романа А.С.Пушкина «Дубровский». Мы с вами познакомились с историей создания романа и её героями. На уроке мы будем работать с такими ключевыми понятиями: роман, сюжет, эпизод, честь, благородство. Вспомните, что такое роман? (Учащиеся, опираясь на знания, полученные на предыдущем уроке, дают определение жанру )

2.

Словарная работа (запись в тетрадь)

Давайте определим значение понятий сюжет, эпизод, честь, благородство. Записываем лексическое значение слов из толкового словаря С.Ожегова.

Сюжет - (от фр. sujet - предмет) - в литературе, драматургии, театре, кино (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра), и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации.

Эпизод - составная часть сюжета литературного произведения или кинофильма, имеющая самостоятельное повествовательное значение. Эпизод связан с основной темой сочинения, но закончен в себе и может быть выделен, как отдельный рассказ.

Честь - понятие морального сознания и категория этики; включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.

Благородство - (от благо́й и род) - изначально совокупность личностных качеств, как правило присущих человеку, происходившему из знатного («благого») рода, то есть аристократу, дворянину, обретавшаяся в ходе специального воспитания, необходимого для несения возлагавшейся на него в силу происхождения ответственности.

Y.

Работа по теме урока

1.

Беседа с классом и комментарии учителя

Вопросы для беседы:

Конечно, создавая роман, писатель развил несколько сюжетных линий.

А) Развитие каких сюжетных линий мы проследили по тексту романа?

(Примерно учащиеся называют такие сюжетные линии: взаимоотношения Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского; историю разорения Дубровского; судьбу Владимира Дубровского, отношения между Владимиром Дубровским и Машей Троекуровой).

Мы сосредоточим свое внимание на сюжетных линиях, связанных с названием романа.

Б) Так какие сюжетные линии мы рассмотрим подробнее? (Учащиеся называют две сюжетные линии, связанные с Владимиром Дубровским).

В) Кратко перескажите эпизод первой встречи Владимира Дубровского и Маши (гл.8). Почему девушка не обратила внимания на молодого учителя?

А сейчас мы обратимся к анализу другого эпизода романа и попробуем выяснить, какую роль сыграл этот эпизод для понимания характеров Владимира и Марьи Кирилловны, попытаемся определить роль этого эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами; показать его роль в раскрытии авторского замысла.

Рассмотрите иллюстрацию (на доске висит иллюстрация картины Василия Пукирева «Неравный брак») и скажите:

Г) о каком отрывке из романа вы вспомнили? как бы вы назвали картину? Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Как вы думаете, могли ли быть вместе Маша и Владимир?

(Эпизод « День венчания Марии Кирилловны», глава 18.)

Учитель. Очень грустное впечатление оставляет финал романа: двое любящих друг друга молодых людей вынуждены расстаться, им не суждено соединиться вместе. И всё же расставание Маши и Дубровского скорее закономерно, чем неожиданно: слишком большая, непреодолимая пропасть лежит между героями.

Д) Какие события предшествовали венчанию Марии Кирилловны?

(Учащиеся рассказывают о том, что Мария становится возлюбленной благородного разбойника. Дубровский, узнав о намерениях Кирила Петровича Троекурова выдать Марию за князя Верейского, дает кольцо, которое она должна положить в дупло в случае опасности, - тогда Дубровский увезет Машу из дома. Сосватанная за старика Верейского, девушка подает знак Дубровскому, но кольцо не сразу попадает к нему; Троекуров, опасаясь, что Владимир расстроит свадьбу, ускоряет это событие).

Е) Что вас удивляет в характере Марии Кирилловны в этом эпизоде?

(Ответ учеников: безропотно принимает решение папеньки, хотя в душе у нее поднимается смятение, она испытывает страх и растерянность перед неожиданным известием. Она послушная дочь, которая не осмеливается даже объясниться с отцом).

Ж) Как вы думаете, почему Машенька так ведет себя с отцом?

( В 19 веке женщина не могла защищать и отстаивать свои интересы).

2.

Работа в группах

Чтобы разобрать 18 главу, мы разделимся на группы:

1-я группа.

Вам предстоит показать настроение Марии Кирилловны, ее отношение к тому, что происходит с ней и вокруг нее. Как вы к ней относитесь?

Вопросы к 1-ой группе.

- Вот представьте невесту перед свадьбой. Как она себя ведет? (Радость, ожидание чуда и т.д.)

- А как вела себя Мария Кирилловна в день свадьбы? Когда ее наряжали? Когда благословлял папенька? Найдите и прочитайте. Как можно прокомментировать этот отрывок? (Для учителя: ей безразличен ее наряд, она все еще надеется, что свадьба не состоится).

- О чем Машенька могла в этот момент думать? Расскажите от имени Марии Кирилловны о ее мыслях.

- Действительно, о чем может думать совсем юная девушка, когда ее выдают замуж против воли. И вот Машу везут к венцу, Владимира все нет. Даже стоя в церкви она не теряет надежды. Найдите, как об этом пишет Пушкин.

- Какие слова говорят об отношении Машеньки к Верейскому? (Для учителя: «немилый супруг»).

- Почему Пушкин подчеркнул бесчувственность ее взгляда, когда они вышли из церкви? (Для учителя: ей теперь все безразлично, ничто не может теперь ее развеселить).

2-я группа.

Вы раскроете характер князя Верейского? Как он проявляет свою человеческую сущность?

Вопросы ко 2-ой группе.

- Какой увидел свою невесту князь Верейский в церкви? Как он к этому отнесся и почему? (Для учителя: он был поражен бледностью невесты и странным видом. Он знал, какая она может быть веселая, знал, что она любит другого, но отказываться от красивой, молодой и богатой жены не желал, он нисколько не был тронут искренним признанием Марии Кирилловны, и это выдает в нем человека черствого и бесчувственного).

- Каким показан князь наедине с молодой женой сразу после венчания? Зачитайте цитату.

- Какие мысли могли быть в этот момент у него? Расскажите от имени князя Верейского о его думах.

3-я группа.

Как раскрывается здесь характер Дубровского?

Вопросы к 3-ей группе.

- Где же Дубровский? (Для учителя: Дубровский в это время со своими сообщниками спешил на выручку своей возлюбленной, но он опоздал).

- Прокомментируйте эпизод нападения на свадебный кортеж. (Для учителя: Мария Кирилловна отказывается бежать с Владимиром, она дала клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского, не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. А все дело в морали, в чувстве долга и ответственности, на которых Маша выросла и которые прочно впитала в себя. Честь и долг для нее дороже любви. В этом и достоинство главной героини "Дубровского", и жизненная драма.)

- Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало?

(Для учителя: Дубровский - разбойник. Обратиться к нему за помощью - значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником - бесчестие. Брак с Верейским - личная трагедия, но доброе имя сохранится.)

- Почему Маша отказывается от свободы, которую ей предлагает Дубровский? Прочитайте ответ героини и прокомментируем её слова. (Для учителя: Маша дала клятву перед Богом, она - жена Верейского. Нарушить слово - отступить от строгой морали. Она подчиняется судьбе, убив в себе чувства: как раньше замирал её голос в мольбе, так теперь замерла её душа. Маша жертвует своим счастьем и отказывается от помощи ради спокойствия своей души и совести, ради чистоты пред Богом и перед собой).

- Что мог испытать в этот момент Дубровский? Зачитайте от имени Дубровского о его душевном волнении.

- Прочитайте последние строки этой главы. Как они характеризуют Дубровского? (Для учителя: он сильно любит Марию Кирилловну, но против ее воли он ничего не сделает и не смеет причинить зло не только ей, но и тем, с кем связана ее жизнь, даже если эти люди являются его врагами. В нем опять на первом месте благородство).

YІ.

1.






2.

Подведение итогов урока

Запись выводов «Размышляя над прочитанным»

Учитель. Вот и разобрали две главные сюжетные линии романа, эпизоды, являющиеся значимыми для понимания содержания произведения.

Какой же вывод можно сделать после всего сказанного? (Запись выводов в тетрадь)

Выводы:

1) Любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кирилловны не дали возможности им быть счастливыми.

2) Дубровский - благородный и добрый человек, человечность в нем победила ненависть к Троекурову.

3) Он отказался от мести ради любви.

4) Под воздействием любви он смог позабыть обиду, нанесенную Троекуровым, не причинил ни одному из тех людей, кто как-то был связан с Марией Кирилловной. Вот она настоящая любовь, когда человек становится выше обид, мести и готов все простить.

Учитель. Тема, поднятая Пушкиным в этом эпизоде, была характерна для XIX века. Она раскрывалась и в других видах искусства - в музыке, в изобразительном искусстве Мы уже обращались к картине художника Пукирева «Неравный брак». Давайте узнаем об этом полотне и о его авторе подобнее. Наши искусствоведы расскажут нам о художнике и его картине (выступление 2 учащихся заранее подготовленных).

Выступление искусствоведов. Рассказ о картине «Неравный брак»

«Неравный брак» - картина русского художника Василия Пукирева. Работа была написана в 1862 году, сразу после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Картина «Неравный брак» находится в московской Третьяковской галерее. Впервые выставлена на академической выставке 1863 году. Своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинула художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. За нее Академия наградила его званием профессора.

Сюжет картины - неравный брак молодой красивой девушки и богатого старика. Вокруг равнодушные лица, лишь один молодой человек скрестив руки осуждающе смотрит на пару. На его долю выпала роль шафера на этой свадьбе. Считается, что в этом человеке художник изобразил себя, как бы выражая свой протест.

Картина автобиографичная. Невесту на картине зовут Софья Николаевна Рыбникова - это возлюбленная художника, внезапно решившая выйти замуж не за Василия, а за богатого фабриканта Андрея Карзинкина. Далеко не первой молодости.

3.

Оценки за урок

YІІ.

Домашнее задание

Всем учащимся:

- подготовиться к классному сочинению на одну из тем:

«Отец и сын Дубровские»;

«Владимир Дубровский и Маша Троекурова. История несчастной любви»;

«История жизни Владимира Дубровского»;

«Владимир Дубровский и крестьяне».

Объём работы - 1-1,25 лист (а)



Приложение к уроку № …

Задания для работы в группах

1-я группа.

Вам предстоит показать настроение Марии Кирилловны, ее отношение к тому, что происходит с ней и вокруг нее. Как вы к ней относитесь?

Вопросы к 1-ой группе.

- Вот представьте невесту перед свадьбой. Как она себя ведет?

- А как вела себя Мария Кирилловна в день свадьбы? Когда ее наряжали? Когда благословлял папенька? Найдите и прочитайте. Как можно прокомментировать этот отрывок?

- О чем Машенька могла в этот момент думать? Расскажите от имени Марии Кирилловны о ее мыслях.

- Действительно, о чем может думать совсем юная девушка, когда ее выдают замуж против воли. И вот Машу везут к венцу, Владимира все нет. Даже стоя в церкви она не теряет надежды. Найдите, как об этом пишет Пушкин.

- Какие слова говорят об отношении Машеньки к Верейскому?

- Почему Пушкин подчеркнул бесчувственность ее взгляда, когда они вышли из церкви?

2-я группа.

Вы раскроете характер князя Верейского? Как он проявляет свою человеческую сущность?

Вопросы ко 2-ой группе.

- Какой увидел свою невесту князь Верейский в церкви? Как он к этому отнесся и почему?

- Каким показан князь наедине с молодой женой сразу после венчания? Зачитайте цитату.

- Какие мысли могли быть в этот момент у него? Расскажите от имени князя Верейского о его думах.

3-я группа.

Как раскрывается здесь характер Дубровского? (по главе 18)

Вопросы к 3-ей группе.

- Где же Дубровский?

- Прокомментируйте эпизод нападения на свадебный кортеж.

- Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало?

- Почему Маша отказывается от свободы, которую ей предлагает Дубровский? Прочитайте ответ героини и прокомментируем её слова.

- Что мог испытать в этот момент Дубровский? Зачитайте от имени Дубровского о его душевном волнении.

- Прочитайте последние строки этой главы. Как они характеризуют Дубровского?

Теория литературы

Сюжет - последовательность сцен, актов в литературе, драматургии, театре, происходящих в художественном произведении, на сцене театра, и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации.

Эпизод - составная часть сюжета литературного произведения или кинофильма, имеющая самостоятельное повествовательное значение.

Честь - понятие морального сознания и категория этики; включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.

Благородство - (от благо́й и род) - изначально совокупность личностных качеств, как правило присущих человеку, происходившему из знатного («благого») рода, то есть аристократу, дворянину, обретавшаяся в ходе специального воспитания, необходимого для несения возлагавшейся на него в силу происхождения ответственности.

Разработка урока по теме: Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Дубровский». Роль эпизода в раскрытии идейного содержания (по роману А.С.Пушкина «Дубровский»)

Василий Пукирев «НЕРАВНЫЙ БРАК»


© 2010-2022