- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по теме: Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Дубровский». Роль эпизода в раскрытии идейного содержания (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»)
Разработка урока по теме: Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Дубровский». Роль эпизода в раскрытии идейного содержания (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Овчарова О.В. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Класс - 6 | Дата проведения - ……… |
УРОК № 24 | |
Тема. | Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Дубровский». Роль эпизода в раскрытии идейного содержания (по роману А.С.Пушкина «Дубровский») |
Цель и задачи: | Цель: учить видеть основную мысль эпизода, погружаться в текст, вести самостоятельную поисковую деятельность. Задачи:
|
Оборудование: | иллюстрации к роману; рисунки учащихся, отображающие историю любви героев или судьбу Владимира; определения ключевых понятий (честь, благородство, эпизод, сюжет), иллюстрация "Неравный брак" Василия Пукирева; карточки с заданиями для групповой работы |
Тип урока: | комбинированный урок |
Ход урока
I.
Организационный момент
II.
Проверка домашнего задания. (Учащиеся читают план, который они составили)
III.
Объявление темы (запись в тетрадь) и целей урока
IY.
1.
Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
Сегодня мы продолжим работу над текстом романа А.С.Пушкина «Дубровский». Мы с вами познакомились с историей создания романа и её героями. На уроке мы будем работать с такими ключевыми понятиями: роман, сюжет, эпизод, честь, благородство. Вспомните, что такое роман? (Учащиеся, опираясь на знания, полученные на предыдущем уроке, дают определение жанру )
2.
Словарная работа (запись в тетрадь)
Давайте определим значение понятий сюжет, эпизод, честь, благородство. Записываем лексическое значение слов из толкового словаря С.Ожегова.
Сюжет - (от фр. sujet - предмет) - в литературе, драматургии, театре, кино (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра), и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации.
Эпизод - составная часть сюжета литературного произведения или кинофильма, имеющая самостоятельное повествовательное значение. Эпизод связан с основной темой сочинения, но закончен в себе и может быть выделен, как отдельный рассказ.
Честь - понятие морального сознания и категория этики; включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.
Благородство - (от благо́й и род) - изначально совокупность личностных качеств, как правило присущих человеку, происходившему из знатного («благого») рода, то есть аристократу, дворянину, обретавшаяся в ходе специального воспитания, необходимого для несения возлагавшейся на него в силу происхождения ответственности.
Y.
Работа по теме урока
1.
Беседа с классом и комментарии учителя
Вопросы для беседы:
Конечно, создавая роман, писатель развил несколько сюжетных линий.
А) Развитие каких сюжетных линий мы проследили по тексту романа?
(Примерно учащиеся называют такие сюжетные линии: взаимоотношения Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского; историю разорения Дубровского; судьбу Владимира Дубровского, отношения между Владимиром Дубровским и Машей Троекуровой).
Мы сосредоточим свое внимание на сюжетных линиях, связанных с названием романа.
Б) Так какие сюжетные линии мы рассмотрим подробнее? (Учащиеся называют две сюжетные линии, связанные с Владимиром Дубровским).
В) Кратко перескажите эпизод первой встречи Владимира Дубровского и Маши (гл.8). Почему девушка не обратила внимания на молодого учителя?
А сейчас мы обратимся к анализу другого эпизода романа и попробуем выяснить, какую роль сыграл этот эпизод для понимания характеров Владимира и Марьи Кирилловны, попытаемся определить роль этого эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами; показать его роль в раскрытии авторского замысла.
Рассмотрите иллюстрацию (на доске висит иллюстрация картины Василия Пукирева «Неравный брак») и скажите:
Г) о каком отрывке из романа вы вспомнили? как бы вы назвали картину? Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Как вы думаете, могли ли быть вместе Маша и Владимир?
(Эпизод « День венчания Марии Кирилловны», глава 18.)
Учитель. Очень грустное впечатление оставляет финал романа: двое любящих друг друга молодых людей вынуждены расстаться, им не суждено соединиться вместе. И всё же расставание Маши и Дубровского скорее закономерно, чем неожиданно: слишком большая, непреодолимая пропасть лежит между героями.
Д) Какие события предшествовали венчанию Марии Кирилловны?
(Учащиеся рассказывают о том, что Мария становится возлюбленной благородного разбойника. Дубровский, узнав о намерениях Кирила Петровича Троекурова выдать Марию за князя Верейского, дает кольцо, которое она должна положить в дупло в случае опасности, - тогда Дубровский увезет Машу из дома. Сосватанная за старика Верейского, девушка подает знак Дубровскому, но кольцо не сразу попадает к нему; Троекуров, опасаясь, что Владимир расстроит свадьбу, ускоряет это событие).
Е) Что вас удивляет в характере Марии Кирилловны в этом эпизоде?
(Ответ учеников: безропотно принимает решение папеньки, хотя в душе у нее поднимается смятение, она испытывает страх и растерянность перед неожиданным известием. Она послушная дочь, которая не осмеливается даже объясниться с отцом).
Ж) Как вы думаете, почему Машенька так ведет себя с отцом?
( В 19 веке женщина не могла защищать и отстаивать свои интересы).
2.
Работа в группах
Чтобы разобрать 18 главу, мы разделимся на группы:
1-я группа.
Вам предстоит показать настроение Марии Кирилловны, ее отношение к тому, что происходит с ней и вокруг нее. Как вы к ней относитесь?
Вопросы к 1-ой группе.
- Вот представьте невесту перед свадьбой. Как она себя ведет? (Радость, ожидание чуда и т.д.)
- А как вела себя Мария Кирилловна в день свадьбы? Когда ее наряжали? Когда благословлял папенька? Найдите и прочитайте. Как можно прокомментировать этот отрывок? (Для учителя: ей безразличен ее наряд, она все еще надеется, что свадьба не состоится).
- О чем Машенька могла в этот момент думать? Расскажите от имени Марии Кирилловны о ее мыслях.
- Действительно, о чем может думать совсем юная девушка, когда ее выдают замуж против воли. И вот Машу везут к венцу, Владимира все нет. Даже стоя в церкви она не теряет надежды. Найдите, как об этом пишет Пушкин.
- Какие слова говорят об отношении Машеньки к Верейскому? (Для учителя: «немилый супруг»).
- Почему Пушкин подчеркнул бесчувственность ее взгляда, когда они вышли из церкви? (Для учителя: ей теперь все безразлично, ничто не может теперь ее развеселить).
2-я группа.
Вы раскроете характер князя Верейского? Как он проявляет свою человеческую сущность?
Вопросы ко 2-ой группе.
- Какой увидел свою невесту князь Верейский в церкви? Как он к этому отнесся и почему? (Для учителя: он был поражен бледностью невесты и странным видом. Он знал, какая она может быть веселая, знал, что она любит другого, но отказываться от красивой, молодой и богатой жены не желал, он нисколько не был тронут искренним признанием Марии Кирилловны, и это выдает в нем человека черствого и бесчувственного).
- Каким показан князь наедине с молодой женой сразу после венчания? Зачитайте цитату.
- Какие мысли могли быть в этот момент у него? Расскажите от имени князя Верейского о его думах.
3-я группа.
Как раскрывается здесь характер Дубровского?
Вопросы к 3-ей группе.
- Где же Дубровский? (Для учителя: Дубровский в это время со своими сообщниками спешил на выручку своей возлюбленной, но он опоздал).
- Прокомментируйте эпизод нападения на свадебный кортеж. (Для учителя: Мария Кирилловна отказывается бежать с Владимиром, она дала клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского, не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. А все дело в морали, в чувстве долга и ответственности, на которых Маша выросла и которые прочно впитала в себя. Честь и долг для нее дороже любви. В этом и достоинство главной героини "Дубровского", и жизненная драма.)
- Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало?
(Для учителя: Дубровский - разбойник. Обратиться к нему за помощью - значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником - бесчестие. Брак с Верейским - личная трагедия, но доброе имя сохранится.)
- Почему Маша отказывается от свободы, которую ей предлагает Дубровский? Прочитайте ответ героини и прокомментируем её слова. (Для учителя: Маша дала клятву перед Богом, она - жена Верейского. Нарушить слово - отступить от строгой морали. Она подчиняется судьбе, убив в себе чувства: как раньше замирал её голос в мольбе, так теперь замерла её душа. Маша жертвует своим счастьем и отказывается от помощи ради спокойствия своей души и совести, ради чистоты пред Богом и перед собой).
- Что мог испытать в этот момент Дубровский? Зачитайте от имени Дубровского о его душевном волнении.
- Прочитайте последние строки этой главы. Как они характеризуют Дубровского? (Для учителя: он сильно любит Марию Кирилловну, но против ее воли он ничего не сделает и не смеет причинить зло не только ей, но и тем, с кем связана ее жизнь, даже если эти люди являются его врагами. В нем опять на первом месте благородство).
YІ.
1.
2.
Подведение итогов урока
Запись выводов «Размышляя над прочитанным»
Учитель. Вот и разобрали две главные сюжетные линии романа, эпизоды, являющиеся значимыми для понимания содержания произведения.
Какой же вывод можно сделать после всего сказанного? (Запись выводов в тетрадь)
Выводы:
1) Любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кирилловны не дали возможности им быть счастливыми.
2) Дубровский - благородный и добрый человек, человечность в нем победила ненависть к Троекурову.
3) Он отказался от мести ради любви.
4) Под воздействием любви он смог позабыть обиду, нанесенную Троекуровым, не причинил ни одному из тех людей, кто как-то был связан с Марией Кирилловной. Вот она настоящая любовь, когда человек становится выше обид, мести и готов все простить.
Учитель. Тема, поднятая Пушкиным в этом эпизоде, была характерна для XIX века. Она раскрывалась и в других видах искусства - в музыке, в изобразительном искусстве Мы уже обращались к картине художника Пукирева «Неравный брак». Давайте узнаем об этом полотне и о его авторе подобнее. Наши искусствоведы расскажут нам о художнике и его картине (выступление 2 учащихся заранее подготовленных).
Выступление искусствоведов. Рассказ о картине «Неравный брак»
«Неравный брак» - картина русского художника Василия Пукирева. Работа была написана в 1862 году, сразу после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Картина «Неравный брак» находится в московской Третьяковской галерее. Впервые выставлена на академической выставке 1863 году. Своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинула художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. За нее Академия наградила его званием профессора.
Сюжет картины - неравный брак молодой красивой девушки и богатого старика. Вокруг равнодушные лица, лишь один молодой человек скрестив руки осуждающе смотрит на пару. На его долю выпала роль шафера на этой свадьбе. Считается, что в этом человеке художник изобразил себя, как бы выражая свой протест.
Картина автобиографичная. Невесту на картине зовут Софья Николаевна Рыбникова - это возлюбленная художника, внезапно решившая выйти замуж не за Василия, а за богатого фабриканта Андрея Карзинкина. Далеко не первой молодости.
3.
Оценки за урок
YІІ.
Домашнее задание
Всем учащимся:
- подготовиться к классному сочинению на одну из тем:
«Отец и сын Дубровские»;
«Владимир Дубровский и Маша Троекурова. История несчастной любви»;
«История жизни Владимира Дубровского»;
«Владимир Дубровский и крестьяне».
Объём работы - 1-1,25 лист (а)
Приложение к уроку № …
Задания для работы в группах
1-я группа.
Вам предстоит показать настроение Марии Кирилловны, ее отношение к тому, что происходит с ней и вокруг нее. Как вы к ней относитесь?
Вопросы к 1-ой группе.
- Вот представьте невесту перед свадьбой. Как она себя ведет?
- А как вела себя Мария Кирилловна в день свадьбы? Когда ее наряжали? Когда благословлял папенька? Найдите и прочитайте. Как можно прокомментировать этот отрывок?
- О чем Машенька могла в этот момент думать? Расскажите от имени Марии Кирилловны о ее мыслях.
- Действительно, о чем может думать совсем юная девушка, когда ее выдают замуж против воли. И вот Машу везут к венцу, Владимира все нет. Даже стоя в церкви она не теряет надежды. Найдите, как об этом пишет Пушкин.
- Какие слова говорят об отношении Машеньки к Верейскому?
- Почему Пушкин подчеркнул бесчувственность ее взгляда, когда они вышли из церкви?
2-я группа.
Вы раскроете характер князя Верейского? Как он проявляет свою человеческую сущность?
Вопросы ко 2-ой группе.
- Какой увидел свою невесту князь Верейский в церкви? Как он к этому отнесся и почему?
- Каким показан князь наедине с молодой женой сразу после венчания? Зачитайте цитату.
- Какие мысли могли быть в этот момент у него? Расскажите от имени князя Верейского о его думах.
3-я группа.
Как раскрывается здесь характер Дубровского? (по главе 18)
Вопросы к 3-ей группе.
- Где же Дубровский?
- Прокомментируйте эпизод нападения на свадебный кортеж.
- Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало?
- Почему Маша отказывается от свободы, которую ей предлагает Дубровский? Прочитайте ответ героини и прокомментируем её слова.
- Что мог испытать в этот момент Дубровский? Зачитайте от имени Дубровского о его душевном волнении.
- Прочитайте последние строки этой главы. Как они характеризуют Дубровского?
Теория литературы
Сюжет - последовательность сцен, актов в литературе, драматургии, театре, происходящих в художественном произведении, на сцене театра, и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации.
Эпизод - составная часть сюжета литературного произведения или кинофильма, имеющая самостоятельное повествовательное значение.
Честь - понятие морального сознания и категория этики; включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.
Благородство - (от благо́й и род) - изначально совокупность личностных качеств, как правило присущих человеку, происходившему из знатного («благого») рода, то есть аристократу, дворянину, обретавшаяся в ходе специального воспитания, необходимого для несения возлагавшейся на него в силу происхождения ответственности.
Василий Пукирев «НЕРАВНЫЙ БРАК»