Программа элективного курса «История мировой литературы»

Элективный курс «История мировой литературы» в объёме 68 часов предлагается как предпрофильный курс по литературе, рассчитанный на два года обучения (8-9 класс, 34 часа на каждый год обучения) для учащихся 8 класса гуманитарного предпрофиля. Предлагаемый для изучения материал охватывает разные эпохи от  древнего мира до современности. Ученикам смогут проследить через  анализ произведений мировой литературы сложную динамику вечного, неизменного и исторически проходящего, изменчивого. Эти произвед...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса «История мировой литературы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «История мировой литературы» в объёме 68 часов предлагается как предпрофильный курс по литературе, рассчитанный на два года обучения (8-9 класс, 34 часа на каждый год обучения) для учащихся 8Г класса гуманитарного предпрофиля. Предлагаемый для изучения материал охватывает разные эпохи от древнего мира до современности. Ученикам смогут проследить через анализ произведений мировой литературы сложную динамику вечного, неизменного и исторически проходящего, изменчивого. Эти произведения перешагнули временные рамки, перешли границы собственно искусства, превратились в особые культурные символы, вторгаясь в область философии и самых широких мировоззренческих проблем, отвечающих возрастным интересам ранней юности. В результате у учащихся должна возникнуть и укрепиться установка на ориентацию в мировом литературном процессе как общем движении содержаний и форм, на фоне которого разворачивается индивидуальное творчество того или иного конкретного автора.

Потребность в реализации подобного курса возникла из-за того, что на базовом уровне произведения зарубежной литературы изучаются обзорно, поверхностно, и ученики не могут полноценно проследить развитие мирового литературного процесса, становление жанровой системы и предпосылки возникновения литературных направлений. Поэтому для акцентного вычитывания на занятиях курса берутся и те произведения, которые изучаются частично и обзорно на уроках литературы в 7-9 классах, но рассматриваются они с точки зрения их отношения к определённой эпохи и значимости в становлении литературного направления.

Цель курса «История мировой литературы» - воспитание эстетически развитого читателя, способного ориентироваться в мировом литературном процессе, чтобы понимать автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.

Задачи:

- познакомить учащихся с историей становления и развития мировой литературы;

- научить видеть и оценивать внутренний мир героев и позицию автора с учётом мировоззрения определённой эпохи и сложившихся на тот момент требований к художественной форме и содержанию;

- помочь учащимся выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор, согласиться с ним или вступить в спор и увидеть условный мир произведения своими глазами-«глазами читателя».

Изучаемый материал распределяется следующим образом:

8 класс- литературные памятники эпохи мифологического сознания, фольклор и литература Средневековья,.

9 класс - литературные памятники эпохи Возрождения, классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма.

Для освоения литературного материала необходимо «вписать» произведения, созданные в далеких, чужих для детей культурах, в круг их возрастных интересов, в круг привычного чтения. Это требует введения лекционно-семинарской работы, в которой сочетались бы информационные моменты и самостоятельная работа детей с текстами.

Предлагаемая программа не будет реализована, если преподавателю не удастся создать на занятии особую тёплую атмосферу человеческого общения, средством которого и выступает литература как вид искусства, поэтому занятия проводятся в форме свободного диалога - «круглого стола», где воспитывается любовь к художественной литературе. Работа строится на принципах конструктивной критики, оберегающей достоинство подростка.

Теоретические понятия, вводимые на уроках литературы с 5-го класса, в процессе работы окончательно осваиваются. Они становятся средствами работы с любыми художественными произведениями, независимо от времени и места их создания. Кроме того, открываются новые литературоведческие понятия, в знании которых возникает необходимость в процессе литературной практики.

Итогом вычитывания литературных текстов определённой эпохи, ориентированным на понимание точки зрения их авторов, вечного и преходящего в произведении, является творческая работа (письменные литературно-критические отзывы, сочинения-рассуждения об эпическом тексте, сочинения, ставящие проблемы соотнесения исторического материала и современности). В конце изучения курса проводится зачёт.

Данный курс подкрепляется хрестоматиями «Тексты к урокам. История мировой литературы» З. Н. Новлянская, Г. Н. Кудина. / Москва., Интор. 1998-1999 г.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Мифология как система первобытного мировосприятия. Миф - основа искусства.

  2. Мифология и литература (эпос, лирика, драма) древнего мира.

  1. Мифология и литература древнего Египта: «Гимны Нилу», «Плач по усопшим», «Похвала смерти», «Сказка потерпевшего кораблекрушение», «поучение Хети…», лирика Египта.

  2. Мифология и эпос Шумера и Вавилонии: «С великих небес к великим недрам», «О всё видавшем» - сказание о Гильгамеше.

  3. Мифология Древней Греции: Гесиод «Теогония».

  4. Творчество Гомера: «Илиада»

  5. Лирика древней Греции.

  6. Драматургия Древней Греции: Эсхил «Прометей Прикованный».

  7. Отзвуки древнегреческой культуры в русской поэзии: Поэзия Ф. И. Тютчева, М. Ломоносова, И. А. Крылова, О. Мандельштама.

  1. «Ветхий Завет» как древнееврейский эпос.

  1. Книги «Бытиё», «Исход», «Книги царств» «Псалтырь», «Книга Песни песней Соломоновых»

  2. Библейские отзвуки в русской лирике: лирика А. С. Пушкина, И. А. Бунина.

  1. Славянская мифология.

  1. Мифологические воззрения древних славян. Представление об идеальном герое. Змей и змееборчество в мифологии древних славян.

  2. Славянская мифология и литература Нового времени: А. Островский «Снегурочка».

  1. Литература средних веков.

  1. Христианство - основа мировоззрения европейского средневековья.

  2. «Новый Завет» как культурный памятник: Жизненный путь и поучения Иисуса Христа, «десять заповедей», «Нагорная проповедь».

  3. Жанровые особенности средневековой литературы:

французский героический эпос «Песнь о Роланде», Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

  1. Христианское представление об идеальном человеке: «повесть о Петре и Февронии», «Песнь о св. Евлампии», «Цветочки святого Франциска Ассизкого».

  2. Средневековая поэзия: поэзия трубодуров, минезингеров, вагантов.

  3. Отзвуки средневековой героики в поэзии XIX: В. А. Жуковский «Певец во стане русских воинов», А. С. Пушкин «Скупой рыцарь».

  4. Диспут «Можно ли встретить рыцарские черты у наших современников?»

  1. Европейский Ренессанс.

  1. От средневековья к Возрождению. Гуманизм - основная черта Ренессанса:

Данте Алигьери: сонеты, «Божественная комедия».

Франческо Петрарка: сонеты.

Вильям Шекспир: сонеты, «Гамлет»

  1. Испанская литература эпохи Возрождения: Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна».

  1. Классицизм.

  1. XVII век. От Возрождения к классицизму: Пьер Корнель «Гораций».

  2. Эпоха Просвещения - век Разума: Даниель Дефо «Робинзон Крузо», Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

  3. Французское Просвещение: «Спор Вольтера и Руссо»

  4. Литература эпохи французской революции: Пьер Огюст Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

  1. Литература второй половины XVIII -XIX в.

Сентиментализм: Руссо «Юлия или новая Элоиза», Стерн «Сентиментальное путешествие», Гёте «Страдания юного Вертера», лирика,

  1. Романтизм: Байрон «Поломничество Чайльд-Гарольда», Гофман «Житейские воззрения кота Мура», лирика Гейне . Русский романтизм в сравнении с европейским. Творчество К. Батюшкова и Е. Баратынского.

  2. Развитие направления «реализм» в мировой литературе XIX века: О. Бальзак «Евгения Гранде», Стендаль «Ванина Ванини», Диккенс «Девид Коперфильд». Особенности русского реализма в произведениях А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского (обзор)

  3. Особенности мировоззрения мирового литературного процесса XX века.

  4. Современный мировой литературный процесс.













ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ


В результате изучения ЭЛЕКТИВНОГО КУСА обучаемый должен

знать/понимать

- исторические предпосылки становления и этапы развития мировой литературы;

- основные черты и базовые характеристики литературных направлений (эпох);

- основных представителей конкретных эпох и литературных направлений, ключевые произведения этих эпох и направлений;

- основные принципы поэтики определённого литературного направления, концепцию героя, способы изображения действительности и выражения авторской позиции.

уметь

- характеризовать черты определённой эпохи в развитии мировой литературы, уметь их обнаружить в тексте;

- через анализ конкретного произведения выделять ключевые приёмы определённого направления (эпохи);

-способен дать характеристику литературного произведения (разных родов и жанров) как целостного авторского произведения - как в устной, так и в письменной форме;

-анализировать композицию (сюжетную, персонажную) литературного произведения, выделять основных и второстепенных героев, характеризовать отношения между ними, давать характеристики, базируясь на тексте произведения;

-уметь сопоставлять разные произведения по заданным параметрам, соотнести поставленные в них проблемы с современностью;
- вести корректную дискуссию по прочитанным произведениям, используя историко-литературные знания, высказывать свое отношение к ним, подкрепляя его цитатами и примерами из текста;


















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

элективного курса для 8 класса

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Кол-во часов

контроль

1

Введение.

1

2

Мифология как система первобытного мировосприятия. Миф - основа искусства.

1


3

Мифология и литература (эпос, лирика, драма) древнего мира.

8

1

4

«Ветхий Завет» как древнееврейский эпос.

4

1

5

Карело-финский эпос: «Калевала»

1


6

Славянская мифология.

4

1

7

Литература средних веков.

9

1

8

резерв

1



Итого:

34

4



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

элективного курса для 9 класса


НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Кол-во часов

контроль

1

Повторение ранее изученного

1

2

От средневековья к Возрождению. Гуманизм - основная черта Ренессанса.

4

3

XVII век. От Возрождения к классицизму

1

4

Эпоха Просвещения - век Разума.

4

1

5

Французское Просвещение: «Спор Вольтера и Руссо».

1


6

Литература эпохи французской революции.

2


7

Литература второй половины XVIII -XIX в. Сентиментализм: этапы становления и развития литературного направления.

4

1

8

Романтизм. Зарождение, развитие, принципы направления.

4

1

9

Развитие направления «реализм» в мировой литературе XIX века.

4

1

10

Особенности мировоззрения мирового литературного процесса XX века

2


11

Современный мировой литературный процесс.

2


12

Итоговое тестирование по изученному материалу.

1

1

13

Резерв.

4



. Итого:

34

5


ПОУРОЧНОЕ планирование

занятий эк по литературе в 8 «г» классе

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 34 (1 час в неделю)

УЧИТЕЛЬ: Чистякова Т. А.

ДАТА

ТЕМА

ТИП УРОКА

ПЛАН

ФАКТ

I четверть- 8 уроков (8 недель)

1

Введение: цели и задачи курса.

ознакомление

1

Мифология как система первобытного мировосприятия (1 час)

2

Мифология как система первобытного мировосприятия. Миф - основа искусства.

ТИЛ

1

Мифология и литература (эпос, лирика, драма) древнего мира (8 часов)

3

Мифология и литература древнего Египта: «Гимны Нилу», «Плач по усопшим», «Похвала смерти», «Сказка потерпевшего кораблекрушение», «поучение Хети…», лирика Египта.

Изучение ХП

1

4

Мифология и эпос Шумера и Вавилонии:

«С великих небес к великим недрам»

Изучение ХП

1

5

«О всё видавшем» - сказание о Гильгамеше.

Изучение ХП

1

6

Мифология Древней Греции: Гесиод «Теогония».

ТИЛ

1

7

Творчество Гомера: «Илиада». Мифология в художественном произведении.

Изучение ХП

1

8

Резерв



II четверть- 8 уроков (8 недель)

9

Лирика древней Греции.

ТИЛ

Изучение ХП

1

10

Драматургия Древней Греции: Эсхил «Прометей Прикованный».

ТИЛ

Изучение ХП

1

11

Отзвуки древнегреческой культуры в русской поэзии: Поэзия Ф. И. Тютчева, М. Ломоносова, И. А. Крылова, О. Мандельштама. Сочинение-отзыв о мифологии.

Изучение ХП

1

«Ветхий Завет» как древнееврейский эпос (4 часа)

12

Книги «Бытиё»,

Изучение ХП

1

13

«Исход», «Книги царств»

Изучение ХП

1

14

«Псалтырь», «Книга Песни песней Соломоновых»

Изучение ХП

1

15

Библейские отзвуки в русской лирике: лирика А. С. Пушкина, И. А. Бунина. Сочинение-размышление.

ТИЛ

Изучение ХП

1

16

Резерв


1

III четверть- 10 уроков (10 недель)

Карело-финский эпос (1 час)

17

Карело-финский эпос: «Калевала»

Изучение ХП

1

Славянская мифология (4 часа)

19

Мифологические воззрения древних славян. Представление об идеальном герое.

ТИЛ


1

20

Змей и змееборчество в мифологии древних славян.

ТИЛ


1

21

Славянская мифология и литература Нового времени: А. Островский «Снегурочка».

Изучение ХП

1

22

А. Островский «Снегурочка». Сочинение-размышление «Мифологические образы и проблемы России XIX века».

Изучение ХП

1

Литература средних веков (9 часов)

23

Христианство - основа мировоззрения европейского средневековья.

ТИЛ


1

24

«Новый Завет» как культурный памятник: Жизненный путь и поучения Иисуса Христа.

ТИЛ

1

25

«Десять заповедей», «Нагорная проповедь».

Изучение ХП

1

26

Резерв


1

IV четверть- 8 уроков (8 недель)

27

Жанровые особенности средневековой литературы: французский героический эпос «Песнь о Роланде»

ТИЛ

Изучение ХП

1

28

Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Изучение ХП

1

29

Христианское представление об идеальном человеке: «повесть о Петре и Февронии», «Песнь о св. Евлампии», «Цветочки святого Франциска Ассизкого».

ТИЛ

Изучение ХП

1

30

Средневековая поэзия: поэзия трубодуров, минезингеров, вагантов.

ТИЛ

Изучение ХП

1

31

Отзвуки средневековой героики в поэзии XIX: В. А. Жуковский «Певец во стане русских воинов», А. С. Пушкин «Скупой рыцарь».

ТИЛ

Изучение ХП

1

32

Диспут «Можно ли встретить рыцарские черты у наших современников?»

Рр

1

33

Итоговое контрольное тестирование

контроля

1

34

РЕЗЕРВ


1










































ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Литература для учащихся:

Хрестоматии:

  1. Новлянская З. Н., Кудина Г. Н. «Тексты к урокам. История мировой литературы»: «Литература древнего мира». М. Интор. 1996.

  2. «Ветхий Завет. Калевала. Фольклор древних славян». М. Интор. 1997.

  3. «Литературные памятники средневековья». М. Интор. 1998.

  4. «Эпоха Возрождения». М. Издательский дом «Фёдоров»., 1999

  5. «Классицизм». Издательский дом «Фёдоров»., 1999

Литература для учителя:

  1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М. 1989.

  2. Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово. М., 1988.

  3. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле. М., 1990.

  4. Гуревич А. Я. Категории средневековой литературы. М., 1972

  5. Давыдов Н. В. Евангелия и древнерусская литература. М., 1992

  6. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1991

  7. От мифа к литературе: сборник статей. Российский гос. гуманитарный университет. М., 1993

  8. Эйдельман Н. Я. Твой 18-й век. Прекрасен наш союз. М., 1991.



© 2010-2022