Доклад Работа с одаренными детьми

Яркие детские таланты встречаются довольно редко. В сельских общеобразовательных школах в основном учатся дети, при  благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими по сравнению с большинством интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, с восприимчивостью к учению.            Задача учителя – заметит...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с одаренными детьми.

Яркие детские таланты встречаются довольно редко. В сельских общеобразовательных школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими по сравнению с большинством интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, с восприимчивостью к учению.

Задача учителя - заметить вовремя одаренного ребенка, однако трудность сельского учителя в том, что порой нет возможности обратиться за помощью к квалифицированной психолого-педагогической службе. Приходится опираться только на свой педагогический опыт, на научно-популярные публикации, на свои интеллектуальные возможности, потому как работать с одаренными детьми, я считаю, должны и одаренные педагоги, постоянно пополняющие свои учительские знания, имеющие высокую педагогическую компетенцию, определенные личностные качества, умеющие строить межличностные отношения с учеником.

В 2009 году я приняла 5 класс, в котором были дети с повышенными интеллектуальными возможностями, и они давали надежду на качественный дальнейший подъем в развитии их творческих способностей.

Работа с такими детьми потребовала от меня обогащения учебной программы, расширения ее содержания, осуществления индивидуального подхода, консультирования обучающихся, отбора и подготовки материала для коллективных творческих дел.

Изменился и подход к подготовке уроков, внеклассных мероприятий, которые должны были соответствовать уровню интеллектуального развития этих детей, максимальному удовлетворению всех потребностей саморазвития их личности, побуждать учеников к умственному самовоспитанию, формировать мотивы самообразования, сознательного отношения к учебе, помогать учащимся осмыслить эффективность своего учебного труда.

Работа, направленная на сильных учеников, привела к тому, что слабые ученики тоже повысили планку уровня своих знаний.

Это показали контрольные работы (диктанты и тестирования) 9 класс.

Однако рамки урока сковывали мою работу с этими детьми, поэтому я максимально использовала внеклассную, внеурочную работу по предмету, индивидуальные занятия, которые дали огромные возможности для того, чтобы заинтересовать детей своим предметом, сделать его любимым.

Традиционными в нашей школе стали Недели и Декады русского языка, подготовка к которым велась длительное время, охватывая разные виды работ и большое количество учеников, желающих принять участие.

В 9 классе все ученики активно занимались на элективных курсах «Секреты грамотности».

Такая работа дала моим детям возможность добиться значительных результатов на общеобластных мероприятиях по русскому языку.

Мероприятие

Место

Фамилия победителя

1.

Конкурс сочинений на тему «Моя родина - Казахстан».

1

Панкова Г.

2.

Конкурс стихов на патриотическую тему.

1

Беспаева Э.

3.

Конкурс сочинений «Я русский бы выучил только за то …»

1

2

Шевцова Е.

Панкова Г.

4.

Конкурс «Ученик года», посвященный «Году русского языка».

1

2

Мусаев С.

Сугурбаева А.

5.

Конкурс стихов о природе.

1

Мусаев С.

Работа с одаренными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности, находит все новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности его учеников.

Для своих детей я самостоятельно разработала программу факультатива по русскому языку «Художественно-изобразительные средства», одной из задач которой является формирование культуры устной и письменной речи учащихся; составила программу кружка «Выразительное чтение».

Если учитель активен в своем творческом поиске, результат не заставит себя долго ждать. В 10 классе мои дети по-прежнему с интересом участвовали во всех мероприятиях района по русскому языку.

Итоги участия в конкурсах.

Мероприятие

Место

Победитель

1.

Районный конкурс рефератов «Чистота русского языка».

1

Букина А.

2.

Конкурс стихов «Русское слово о русской природе»

1

Мусаев С.

3.

Региональный конкурс сочинений о Родине.

3

Сейпилова А.

4.

Всероссийская олимпиада по русскому языку

2

Зайкова Е.

5.

Районная олимпиада по русскому языку

1

2

3

Панкова Г.

Беспаева Э.

Шевцова Е.

6.

Районная олимпиада по литературе.

1

Мусаев С.

7.

Районная олимпиада по русскому языку.

1

Панкова Г.

Мои ученики пишут стихи, печатают заметки в районную газету. (см. приложения).

В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится об их приумножении, но также и о том, что «исходный капитал» был дан каждому его господином. Таланты были даны каждому и каждому разное число. Эта замечательная притча Христа имеет прямое отношение к педагогическому процессу. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помочь им раскрыться - высокая миссия учителя.

«Вырастить» способного ученика очень непросто. Вспоминаю, как в 5 классе Панкова Галина, имея по русскому языку 4, говорила мне: «Главное - не оценка, а знания». Действительно, любовь к русскому языку у нее была с детства: мама (сама учитель начальных классов) научила Алену чувствовать родное слово. Но не было в ней творческого порыва, вдохновения, желания сделать больше, чем задавал учитель. Сколько же пришлось поработать и с ней, и с ее родителями, прежде чем мы получили действительно «твердую» пятерку, подтверждая ее глубокими творческими работами, повысившимся интересом к сложным вопросам русского языка, живым огоньком в глазах.

Так постепенно, предлагая ей развивающие творческие задания, готовя к школьным, затем районным олимпиадам (и все это на основе дружеских отношений, полного взаимопонимания) я наконец - то увидела Галину зрелой личностью, с богатым внутренним миром, одухотворенную, с искоркой в глазах. Теперь для нее узнать что-то новое - настоящая радость; удовольствие - работа на моих уроках, общение с теми, кто ее понимает, у кого особое видение мира глазами литературно образованного человека. Теперь ее взгляд меня радует: умный, глубокий, горящий.

Только такие ученики добиваются успеха: она победитель районной олимпиады по литературе, у нее 3 место в районной олимпиаде по русскому языку за 11 класс (а учится она в 10 и участвовала без подготовки, заменив заболевшего). У нее 3 место в региональном конкурсе сочинений и 2 место во Всероссийской олимпиаде. Всего этого она достигла за 3 месяца.

Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу -

Не худшая все - таки участь.

Мне кажется, я их чему - то учу,

А это они меня учат

Хочу отдать таким детям все, что на сегодняшний день мною накоплено, приготовлено, задумано. Хочу сделать много.





Работа с одаренными детьми.

Яркие детские таланты встречаются довольно редко. В сельских общеобразовательных школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими по сравнению с большинством интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, с восприимчивостью к учению.

Задача учителя - заметить вовремя одаренного ребенка, однако трудность сельского учителя в том, что порой нет возможности обратиться за помощью к квалифицированной психолого-педагогической службе. Приходится опираться только на свой педагогический опыт, на научно-популярные публикации, на свои интеллектуальные возможности, потому как работать с одаренными детьми, я считаю, должны и одаренные педагоги, постоянно пополняющие свои учительские знания, имеющие высокую педагогическую компетенцию, определенные личностные качества, умеющие строить межличностные отношения с учеником.

В 2007 году я приняла 5 класс, в котором были дети с повышенными интеллектуальными возможностями, и они давали надежду на качественный дальнейший подъем в развитии их творческих способностей.

Работа с такими детьми потребовала от меня обогащения учебной программы, расширения ее содержания, осуществления индивидуального подхода, консультирования обучающихся, отбора и подготовки материала для коллективных творческих дел.

Изменился и подход к подготовке уроков, внеклассных мероприятий, которые должны были соответствовать уровню интеллектуального развития этих детей, максимальному удовлетворению всех потребностей саморазвития их личности, побуждать учеников к умственному самовоспитанию, формировать мотивы самообразования, сознательного отношения к учебе, помогать учащимся осмыслить эффективность своего учебного труда.

Работа, направленная на сильных учеников, привела к тому, что слабые ученики тоже повысили планку уровня своих знаний.

Это показали и экзамены за 9 класс. Итоговая (государственная) аттестация по русскому языку в 9 классе проходила в нетрадиционной форме. Экзамены сдавали четверо учащихся. Успеваемость - 100 %, качество знаний - 100 %.

Изложение писали 13 учащихся. Успеваемость - 100 %, качество знаний - 79,6 %.

Однако рамки урока сковывали мою работу с этими детьми, поэтому я максимально использовала внеклассную, внеурочную работу по предмету, индивидуальные занятия, которые дали огромные возможности для того, чтобы заинтересовать детей своим предметом, сделать его любимым.

Традиционными в нашей школе стали Недели и Декады русского языка, подготовка к которым велась длительное время, охватывая разные виды работ и большое количество учеников, желающих принять участие.

В 9 классе все ученики активно занимались на элективных курсах «Секреты грамотности».

Такая работа дала моим детям возможность добиться значительных результатов на общерайонных мероприятиях по русскому языку.

Мероприятие

Место

Фамилия победителя

1.

Конкурс сочинений на тему «Призыв»

1

Потапов И.

2.

Конкурс стихов на патриотическую тему.

1

Кребель М.

3.

Конкурс сочинений «Я русский бы выучил только за то …»

1

2

Петровская И.

Кребель М.

4.

Конкурс «Ученик года», посвященный «Году русского языка».

1

2

Кребель М.

Петровская И.

5.

Конкурс стихов о природе.

1

Кребель М.

Работа с одаренными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности, находит все новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности его учеников.

Для своих детей я самостоятельно разработала программу факультатива по русскому языку «Художественно-изобразительные средства», одной из задач которой является формирование культуры устной и письменной речи учащихся; составила программу кружка «Выразительное чтение».

Если учитель активен в своем творческом поиске, результат не заставит себя долго ждать. В 10 классе мои дети по-прежнему с интересом участвовали во всех мероприятиях района по русскому языку.

Итоги участия в конкурсах.

Мероприятие

Место

Победитель

1.

Районный конкурс рефератов «Чистота русского языка».

1

Тонитских Е.

2.

Конкурс стихов «Русское слово о русской природе»

1

Кребель М.

3.

Региональный конкурс сочинений о Родине.

3

Тронина А.

4.

Всероссийская олимпиада по русскому языку

2

Тронина А.

5.

Районная олимпиада по русскому языку

1

2

3

Воронова Д.

Кребель М.

Тронина А.

6.

Районная олимпиада по литературе.

1

Тронина А.

7.

Районная олимпиада по русскому языку.

1

Тонитских Е.

Мои ученики пишут стихи, печатают заметки в районную газету. (см. приложения).

В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится об их приумножении, но также и о том, что «исходный капитал» был дан каждому его господином. Таланты были даны каждому и каждому разное число. Эта замечательная притча Христа имеет прямое отношение к педагогическому процессу. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помочь им раскрыться - высокая миссия учителя.

«Вырастить» способного ученика очень непросто. Вспоминаю, как в 5 классе Тронина Алена, имея по русскому языку 4, говорила мне: «Главное - не оценка, а знания». Действительно, любовь к русскому языку у нее была с детства: мама (сама учитель начальных классов) научила Алену чувствовать родное слово. Но не было в ней творческого порыва, вдохновения, желания сделать больше, чем задавал учитель. Сколько же пришлось поработать и с ней, и с ее родителями, прежде чем мы получили действительно «твердую» пятерку, подтверждая ее глубокими творческими работами, повысившимся интересом к сложным вопросам русского языка, живым огоньком в глазах.

Так постепенно, предлагая ей развивающие творческие задания, готовя к школьным, затем районным олимпиадам (и все это на основе дружеских отношений, полного взаимопонимания) я наконец - то увидела Алену зрелой личностью, с богатым внутренним миром, одухотворенную, с искоркой в глазах. Теперь для нее узнать что-то новое - настоящая радость; удовольствие - работа на моих уроках, общение с теми, кто ее понимает, у кого особое видение мира глазами литературно образованного человека. Теперь ее взгляд меня радует: умный, глубокий, горящий.

Только такие ученики добиваются успеха: она победитель районной олимпиады по литературе, у нее 3 место в районной олимпиаде по русскому языку за 11 класс (а учится она в 10 и участвовала без подготовки, заменив заболевшего). У нее 3 место в региональном конкурсе сочинений и 2 место во Всероссийской олимпиаде. Всего этого она достигла за 3 месяца.

Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу -

Не худшая все - таки участь.

Мне кажется, я их чему - то учу,

А это они меня учат

Хочу отдать таким детям все, что на сегодняшний день мною накоплено, приготовлено, задумано. Хочу сделать много.



© 2010-2022