- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Шаг за шагом. Приёмы на уроке. Тема «Вводные вставки»
Шаг за шагом. Приёмы на уроке. Тема «Вводные вставки»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пыстина Л.М. |
Дата | 26.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Шаг за шагом.
Приёмы на уроке. Тема «Вводные вставки»
-
Самодиктант - вставка
- Списать
- Вставить пропущенные вводные слова и предложения
- Определить функции каждой вставной конструкции
1. Известны звёзды …, которые несутся по отношению к нашему Солнцу с огромной скоростью - 250 - 300 километров в секунду.
2. Планеты же непрестанно меняют свои места относительно звёзд, бродят между ними и оттого получили в древности наименования «блуждающих звёзд» … .
3. Так называемый «драконический» месяц - промежуток, по истечении которого Луна возвращается к тому же «узлу» своей орбиты … .
4. Рассказывают, что при выборе направления для Николаевской … железной дороги велись нескончаемые споры о том, по какому пути её проложить.
Для вставки
- Буквальный смысл слова «планета»
- Их называют «летящими»
- «Узел» - пересечение лунной орбиты с плоскостью земной орбиты
- Ныне Октябрьской
-
Моделирование предложений
- Дополнить каждое предложение вставными предложениями, которые отвечали бы на вопросы, указанные в скобках
- Выполнить синтаксический разбор 2 и 3 предложений
-
Я не успел хорошо разглядеть её лицо (ПОЧЕМУ?), но мне показалось, что она грустна.
-
Утки (СКОЛЬКО БЫЛО УТОК?) каждое утро дружно шагали к пруду.
-
Матвей Ильич был уже тогда (КОГДА МЫ С НИМ ПОЗНАКОМИЛИСЬ?) человеком немолодым.
-
Стиснув зубы (ПОЧЕМУ?) , Валентин продолжал нелёгкий путь.
-
Однажды летом (ГДЕ ИМЕННО БЫЛО МЕСТО ДЕЙСТВИЯ?) мы с Валькой отправились на рыбную ловлю.
-
Работа над лингвистическим рассказом «Не забываем изученное »
- Рассказать о сходстве и различии именных и глагольных односоставных предложений
- Использовать вводные слова
Во - первых
Во-вторых
Например
Напротив
Следовательно
Значит
Таким образом
-
Развиваем речь. Лингвистическое высказывание.
- Объяснить, как вы понимаете данное высказывание
- Построить ответ в форме текста - рассуждения
- Использовать вводные слова и вставные конструкции
Будущее русского языка не в запретах и ограничениях, а в воспитании у людей языкового вкуса, способности правильно выбирать языковые средства для выражения мыслей и чувств.
(T. Ширяев.)
-
Творческая работа «Найди выход из сложившейся ситуации»
-
На просьбу, приглашение не всегда отвечают согласием:
хорошо, ладно, конечно, с радостью, да, согласен…
-
Или решительным отказом
не могу, к сожалению, я вынужден отказать, с радостью бы, но я занят…
-
Иногда приходится давать неопределённый ответ. В этом случае используются специальные слова, с помощью которых передаётся неуверенность, сомнение, вежливый «смягчённый» отказ…
Задания
- Выбрать из списка «смягчающих» отказ слов вводные слова
- Составить с ними предложения
- Записать эти предложения
- Объяснить расстановку знаков препинания
Может быть
Думаю, что не…
Я подумаю
Надо посмотреть
Возможно
Боюсь, что не …
Вероятно
Не знаю
Наверно (е)
Пожалуй
Даже не знаю, что сказать
Я сразу не смогу
По - видимому
Не обещаю
Опасаюсь, что не
Надо полагать
- Прочитать каждое предложение вслух, голосом переедая состояние неуверенности, неопределённости, сомнения, раздумья