Шаг за шагом. Приёмы на уроке. Тема «Вводные вставки»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шаг за шагом.

Приёмы на уроке. Тема «Вводные вставки»

  1. Самодиктант - вставка

- Списать

- Вставить пропущенные вводные слова и предложения

- Определить функции каждой вставной конструкции

1. Известны звёзды …, которые несутся по отношению к нашему Солнцу с огромной скоростью - 250 - 300 километров в секунду.

2. Планеты же непрестанно меняют свои места относительно звёзд, бродят между ними и оттого получили в древности наименования «блуждающих звёзд» … .

3. Так называемый «драконический» месяц - промежуток, по истечении которого Луна возвращается к тому же «узлу» своей орбиты … .

4. Рассказывают, что при выборе направления для Николаевской … железной дороги велись нескончаемые споры о том, по какому пути её проложить.

Для вставки

- Буквальный смысл слова «планета»

- Их называют «летящими»

- «Узел» - пересечение лунной орбиты с плоскостью земной орбиты

- Ныне Октябрьской



  1. Моделирование предложений

- Дополнить каждое предложение вставными предложениями, которые отвечали бы на вопросы, указанные в скобках

- Выполнить синтаксический разбор 2 и 3 предложений



  1. Я не успел хорошо разглядеть её лицо (ПОЧЕМУ?), но мне показалось, что она грустна.

  2. Утки (СКОЛЬКО БЫЛО УТОК?) каждое утро дружно шагали к пруду.

  3. Матвей Ильич был уже тогда (КОГДА МЫ С НИМ ПОЗНАКОМИЛИСЬ?) человеком немолодым.

  4. Стиснув зубы (ПОЧЕМУ?) , Валентин продолжал нелёгкий путь.

  5. Однажды летом (ГДЕ ИМЕННО БЫЛО МЕСТО ДЕЙСТВИЯ?) мы с Валькой отправились на рыбную ловлю.

  1. Работа над лингвистическим рассказом «Не забываем изученное »

- Рассказать о сходстве и различии именных и глагольных односоставных предложений

- Использовать вводные слова

Во - первых

Во-вторых

Например

Напротив

Следовательно

Значит

Таким образом



  1. Развиваем речь. Лингвистическое высказывание.

- Объяснить, как вы понимаете данное высказывание

- Построить ответ в форме текста - рассуждения

- Использовать вводные слова и вставные конструкции

Будущее русского языка не в запретах и ограничениях, а в воспитании у людей языкового вкуса, способности правильно выбирать языковые средства для выражения мыслей и чувств.

(T. Ширяев.)









  1. Творческая работа «Найди выход из сложившейся ситуации»



  1. На просьбу, приглашение не всегда отвечают согласием:

хорошо, ладно, конечно, с радостью, да, согласен…

  1. Или решительным отказом

не могу, к сожалению, я вынужден отказать, с радостью бы, но я занят…

  1. Иногда приходится давать неопределённый ответ. В этом случае используются специальные слова, с помощью которых передаётся неуверенность, сомнение, вежливый «смягчённый» отказ…

Задания

- Выбрать из списка «смягчающих» отказ слов вводные слова

- Составить с ними предложения

- Записать эти предложения

- Объяснить расстановку знаков препинания

Может быть

Думаю, что не…

Я подумаю

Надо посмотреть

Возможно

Боюсь, что не …

Вероятно

Не знаю

Наверно (е)

Пожалуй

Даже не знаю, что сказать

Я сразу не смогу

По - видимому

Не обещаю

Опасаюсь, что не

Надо полагать

- Прочитать каждое предложение вслух, голосом переедая состояние неуверенности, неопределённости, сомнения, раздумья



© 2010-2022