- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Буклет для участия в конкурсе Учитель-исследователь
Буклет для участия в конкурсе Учитель-исследователь
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Алябина Н.Ю. |
Дата | 29.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Участники экспериментальной площадки - составители слов-концептов
С 1999 года МО русского языка сотрудничает с кафедрой БИРО, работая над внедрением лингвокультурологического компонента. За 12 лет Лицей участвовал в апробации новых учебников по данной программе; в 2005-2008 годы успешно прошла испытания республиканская экспериментальная площадка.
В 2008 году о положительном опыте лицея были сняты видеосюжеты передач БСТ, «Вся Уфа». Учащиеся лицея явились авторами-разработчиками концептов русской культуры в 2003, 2005, 2008 году. Учитель Алябина Н.Ю. в 2010 г. стала победителем городского конкурса на звание «Учитель-исследователь» .
Информационное оснащение исследовательской деятельности
Лицей № 21 Кировского района городского округа город Уфа РБ принял участие в работе программ Башкирского телевидения «Вся Уфа» и «Вести Башкортостана».
Обучающиеся принимают участие в районных, городских турах МАН
Выступление обучающихся на районной конференции «Старт в науку»
Участие в ролевой игре, посвященной Дням русского языка в Лицее
Издательская деятельность
Лицей № 21 Кировского района городского округа город Уфа РБ планирует выпустить сборник слов-концептов, регулярно печатается в сборниках статей БашГУ, БГПИ им. М. Акмуллы, БИРО, НИМЦ
«Учитель-исследователь»
Алябина
Наталия Юрьевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 21 КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ГОРОД УФА РБ
Анкета
участника конкурса на присвоение профессионального педагогического звания "Педагог-исследователь"
-
Ф.И.О.: Алябина Наталия Юрьевна, 1966 г.р.
-
Какое образовательное учреждение закончили: Башкирский государственный университет, 1988 год.
-
Специальность: Преподаватель по специальности "Филология".
-
Должность: Учитель русского языка и литературы.
-
Стаж: 22 года.
-
Год аттестации: 2008 год, высшая квалификационная категория.
-
Звания, награды: Почётная грамота Министерства Образования Республики Башкортостан, 2007 год
-
Название программы исследования: «Влияние слов-концептов на формирование языковой картины мира учащимися» .
-
Время работы над программой: с 2002 г.
-
Классы, в которых апробирована программа: 5-10 классы.
-
Кто знаком с программой:
Школьные, районные, городские, республиканские научно-практические конференции (с 2003 по 2010 гг., творческие работы учащихся):
Тема исследования:
«Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся
с использованием концепта как интегрированной единицы»
Гипотеза исследования.
В связи с тем, что слово неизбежно будит в человеке особые культурные ассоциации (то есть наряду со значением слова всю совокупность его «культурного ореола»), возможно предположить, что, если в сознании изучающего язык недостаточно знаний о культурном содержании слова, эти ассоциации будут очень бедными. Следовательно, изучение слов-концептов способствует расширению ассоциативного поля, обогащению языковых знаний учащихся.
Актуальность исследования
Формирование и развитие языковой личности является составной частью гуманитарного образования. Эта основная цель обучения языку обоснована и закреплена в федеральных Программах и в законе РБ «Об образовании».
Обучение языкам осуществляется в едином лингвистическом пространстве и предполагает выработку компетенций: лингвистической, языковой, коммуникативной, лингвокультурологической. Русский как родной язык изучается в школьной программе, в основном, с точки зрения трех компетенций: лингвистической, языковой, речевой. Компетенция лингвокультурологическая предполагает соизучение языка и культуры, усвоение языка как сокровищницы культуры, формирования мироощущения нации.
Констатация базы исследования. Анализ объекта исследования.
Научно-исследовательский эксперимент планируется проводить на материале 9А класса МБОУ Лицей №21 Кировского района городского округа город Уфа РБ. В классе обучается 25 учащихся. Уклон в классе физико-математический, общий процент успеваемости по русскому языку 65%. Учащиеся обладают сформированной письменной речью, но испытывают некоторые затруднения при формулировке устных ответов
Сравнительно-сопоставительный анализ полученных результатов.
Было проведено анкетирование обучающихся. Анкетирование выявило следующие особенности:
-
Основная группа учащихся без труда способна выделить из предлагаемых слов-концептов слова, относящиеся к концептам духовности. Из данного факта можно сделать вывод о соответствии данных понятий психологическому возрасту учащихся.
-
С толкованиями предложенных слов-концептов основная масса учащихся указывает на субъективные признаки данного понятия.
.
-
Коллектив учащихся практически не справился с 5 заданием анкеты. Очень сложно шел процесс подбора пословиц и поговорок, отражающих представление о данном слове. 4 пословицы к 4 концептам не подобрал никто. Максимальное количество - 3 пословицы к 4 словам.
-
Достаточно сложными показались учащимся задания, требующие связного высказывания по заданной теме.
-
Наиболее сложным для учащихся показалось седьмое задание анкеты. В нем было необходимо назвать литературное произведение, содержащее в себе ответы на вопросы, схожие с теми, которые поднимает слово-концепт.
-
Данный сравнительно-сопоставительный анализ в принципе подтвердил предполагаемую экспериментом гипотезу: если в сознании изучающего язык недостаточно знаний о культурном содержании слова, культурно-языковые ассоциации будут бедными, что наглядно продемонстрировало творческое задание данной анкеты.