Буклет для участия в конкурсе Учитель-исследователь

Тема исследования:   «Формирование лингвокультурологической  компетенции учащихся с использованием концепта как интегрированной единицы»     Гипотеза  исследования.   В связи с тем, что слово неизбежно будит в человеке особые культурные ассоциации (то есть наряду со значением слова всю совокупность его «культурного ореола»), возможно предположить, что, если в сознании изучающего язык недостаточно знаний о культурном содержании слова, эти ассоциации будут очень бедными. Следовательно, изучение с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Участники экспериментальной площадки - составители слов-концептов

Буклет для участия в конкурсе Учитель-исследователь













С 1999 года МО русского языка сотрудничает с кафедрой БИРО, работая над внедрением лингвокультурологического компонента. За 12 лет Лицей участвовал в апробации новых учебников по данной программе; в 2005-2008 годы успешно прошла испытания республиканская экспериментальная площадка.

В 2008 году о положительном опыте лицея были сняты видеосюжеты передач БСТ, «Вся Уфа». Учащиеся лицея явились авторами-разработчиками концептов русской культуры в 2003, 2005, 2008 году. Учитель Алябина Н.Ю. в 2010 г. стала победителем городского конкурса на звание «Учитель-исследователь» .




















Информационное оснащение исследовательской деятельности



Лицей № 21 Кировского района городского округа город Уфа РБ принял участие в работе программ Башкирского телевидения «Вся Уфа» и «Вести Башкортостана».

Обучающиеся принимают участие в районных, городских турах МАН





Буклет для участия в конкурсе Учитель-исследователь





Выступление обучающихся на районной конференции «Старт в науку»



Буклет для участия в конкурсе Учитель-исследователь



Участие в ролевой игре, посвященной Дням русского языка в Лицее



Издательская деятельность





Лицей № 21 Кировского района городского округа город Уфа РБ планирует выпустить сборник слов-концептов, регулярно печатается в сборниках статей БашГУ, БГПИ им. М. Акмуллы, БИРО, НИМЦ



Буклет для участия в конкурсе Учитель-исследователь





«Учитель-исследователь»





Алябина

Наталия Юрьевна



Буклет для участия в конкурсе Учитель-исследователь



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ № 21 КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ГОРОД УФА РБ




Анкета

участника конкурса на присвоение профессионального педагогического звания "Педагог-исследователь"





  1. Ф.И.О.: Алябина Наталия Юрьевна, 1966 г.р.

  2. Какое образовательное учреждение закончили: Башкирский государственный университет, 1988 год.

  3. Специальность: Преподаватель по специальности "Филология".

  4. Должность: Учитель русского языка и литературы.

  5. Стаж: 22 года.

  6. Год аттестации: 2008 год, высшая квалификационная категория.

  7. Звания, награды: Почётная грамота Министерства Образования Республики Башкортостан, 2007 год

  8. Название программы исследования: «Влияние слов-концептов на формирование языковой картины мира учащимися» .

  9. Время работы над программой: с 2002 г.

  10. Классы, в которых апробирована программа: 5-10 классы.

  11. Кто знаком с программой:

Школьные, районные, городские, республиканские научно-практические конференции (с 2003 по 2010 гг., творческие работы учащихся):






















Тема исследования:



«Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся

с использованием концепта как интегрированной единицы»





Гипотеза исследования.



В связи с тем, что слово неизбежно будит в человеке особые культурные ассоциации (то есть наряду со значением слова всю совокупность его «культурного ореола»), возможно предположить, что, если в сознании изучающего язык недостаточно знаний о культурном содержании слова, эти ассоциации будут очень бедными. Следовательно, изучение слов-концептов способствует расширению ассоциативного поля, обогащению языковых знаний учащихся.



Актуальность исследования



Формирование и развитие языковой личности является составной частью гуманитарного образования. Эта основная цель обучения языку обоснована и закреплена в федеральных Программах и в законе РБ «Об образовании».

Обучение языкам осуществляется в едином лингвистическом пространстве и предполагает выработку компетенций: лингвистической, языковой, коммуникативной, лингвокультурологической. Русский как родной язык изучается в школьной программе, в основном, с точки зрения трех компетенций: лингвистической, языковой, речевой. Компетенция лингвокультурологическая предполагает соизучение языка и культуры, усвоение языка как сокровищницы культуры, формирования мироощущения нации.



Констатация базы исследования. Анализ объекта исследования.



Научно-исследовательский эксперимент планируется проводить на материале 9А класса МБОУ Лицей №21 Кировского района городского округа город Уфа РБ. В классе обучается 25 учащихся. Уклон в классе физико-математический, общий процент успеваемости по русскому языку 65%. Учащиеся обладают сформированной письменной речью, но испытывают некоторые затруднения при формулировке устных ответов



Сравнительно-сопоставительный анализ полученных результатов.



Было проведено анкетирование обучающихся. Анкетирование выявило следующие особенности:

  • Основная группа учащихся без труда способна выделить из предлагаемых слов-концептов слова, относящиеся к концептам духовности. Из данного факта можно сделать вывод о соответствии данных понятий психологическому возрасту учащихся.



  • С толкованиями предложенных слов-концептов основная масса учащихся указывает на субъективные признаки данного понятия.



.

  • Коллектив учащихся практически не справился с 5 заданием анкеты. Очень сложно шел процесс подбора пословиц и поговорок, отражающих представление о данном слове. 4 пословицы к 4 концептам не подобрал никто. Максимальное количество - 3 пословицы к 4 словам.



  • Достаточно сложными показались учащимся задания, требующие связного высказывания по заданной теме.





  • Наиболее сложным для учащихся показалось седьмое задание анкеты. В нем было необходимо назвать литературное произведение, содержащее в себе ответы на вопросы, схожие с теми, которые поднимает слово-концепт.



  • Данный сравнительно-сопоставительный анализ в принципе подтвердил предполагаемую экспериментом гипотезу: если в сознании изучающего язык недостаточно знаний о культурном содержании слова, культурно-языковые ассоциации будут бедными, что наглядно продемонстрировало творческое задание данной анкеты.








© 2010-2022