Тезисы выступления по теме Технология развития критического мышления как средство организации активной мыслительной деятельности на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ



Халилуллина Н.А. ,

преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «ЧИТ»



Мышление развивается в проблемной ситуации,

когда ребёнок сам «собирает» понятие о предмете

(Л. Выготский)



В педагогике 21 века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Мы, педагоги, должны готовить наших детей к жизни, формировать активную жизненную позицию. Поэтому, мне кажется, педагог, планируя свою деятельность, должен чётко ответить на вопрос: каким он видит ребёнка -человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной принимать самостоятельные решения.

Я из ученика думающего, творческого, так как наша жизнь очень сложна и противоречива. Я считаю, что думающий ребёнок- это, прежде всего, ребёнок читающий, ищущий ответы на сложные жизненные вопросы в произведениях литературы, он начинает критически мыслить, анализировать, делать выводы, определяет своё «я» в сложном мире.

Сформировать у ребят навык осмысленного чтения мне помогает технология критического мышления.

Планируя уроки, я придерживаюсь определённой структуры:

-стадия «вызова», во время которой у обучающихся активизируются имеющиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала;

-стадия «осмысления», активное получение информации. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ребёнка, которые позволяют отслеживать собственное понимание;

- стадия «рефлексии»- размышления. На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к тексту с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.

В технологии РКМ используются различные приёмы и методы, применяемые как на определённом этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.

Вот некоторые из них: «корзина идей», приём «Составление кластера», двойной дневник, прогнозирование по фотографии, лови ошибку…

Подвести итоги на уроке помогают приёмы, используемые мною на стадии рефлексии: закончи фразу, письмо по кругу, нарисуй счастье, эссе, я к вам пишу…

Написание синквейна является одним из моих любимых приёмов технологии критического мышления.

Слово «синквейн»- это особое стихотворение, происходит от французского слова «пять» ( в вольном переводе- «пять вдохновений», «пять удач»). Целых пять удач ждут ребёнка на уроке.

Какие плюсы у этого средства творческого самовыражения? Я назову только несколько: обогащает словарный запас, учит формулировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом, получается у всех.

Это инструмент для синтеза и обобщения информации, который можно использовать на любой стадии учебного занятия с использованием технологии критического мышления: на стадии повторения-сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний, и систематизации материала,; на стадии осмысления- вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии- это средство творческого выражения осмысленного материала в кратких выражениях.

Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, теорию литературы, говорим о нравственности, долге, чести… Это даёт обучающимся возможность сказать то, ч то они думают, а мне понять насколько глубоко ребёнок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. У детей формируется собственное от ношение к изучаемому материалу.

Как говорил А.С. Пушкин, «только осмысленное и прочувствованное чтение- совершенство».







© 2010-2022