Практико-значимая работа по теме Уроки по развитию речи как один из способов достижения метапредметных результатов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оглавление

Стр.

ВВЕДЕНИЕ. Цели, задачи, проблемы и методы исследования………

ГЛАВА I. Современные требования к ГИА по русскому

языку в 9 классе ……………………………………..

1. Метапредметный подход в изучении русского языка……….

2. Метапредметные функции родного языка..

Методические выводы по I главе……………………………

ГЛАВА II. Уроки по развитию речи как один из способов

достижения метапредметных результатов………………….

1. Обучение воспроизведению текста в сжатом виде…………

2. Памятка « Как работать над сжатым изложением»

как прием формирования метапредметных результатов ……

3.Урок по развитию речи: «Подготовка к сжатому изложению по

тексту» ……………………………………………………..

Методические выводы по II главе…………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………….




ВВЕДЕНИЕ

Исследование посвящено теме достижения метапредметных результатов посредством формирования умения воспроизводить текст в сжатом виде.

Актуальность работы определяется необходимостью формирования учебных действий по отбору необходимого материала из огромного потока информации. Ведь умение вычленить из любого текста основное - это не только одно из важнейших условий успешной учебы в дальнейшем, но и залог профессионального роста в будущем.

Целью исследования является разработка методики обучения сжатому изложению, построенной на оптимальном сочетании этапов работы и принципа отбора языковых средств.

Объект исследования- способы достижения метапредметных результатов на уроках развития речи.

Предметом исследования выбрана тема подготовки учащихся 9- ых классов к написанию сжатого изложения, направленная на достижение метапредметных результатов.

Гипотеза: можно ли добиться потребности в стремлении к саморазвитию и достижению метапредметных результатов, если обеспечивать поэтапное формирование и развитие умений и навыков по сжатию текста разных стилей речи.

Задачи исследования:

  1. исследовать метапредметные результаты освоения основной

программы основного общего образования;

  1. теоретически обосновать метапредметные образовательные функции русского языка, возможность использования работы по сжатию текста при формировании условий для достижения метапредметных результатов;

  2. исследовать основные приемы сжатия текста;

4) разработать урок по обучению написания сжатого изложения

в 9 классе.

5) создать памятку «Как работать над сжатым изложением»

Методы исследования:

  1. анализ ФГОС второго поколения, психологической, лингвистической, педагогической литературы;

  2. наблюдение за учебным процессом;

  3. разработка уроков для проверки эффективности обучения.









ГЛАВА I. Современные требования к ГИА по русскому языку в 9 классе .

1.1. Новая форма аттестации по русскому языку в 9 классе проверяет владение речевыми навыками, практическую грамотность, в нее включены задания на лингвистический анализ разнообразных языковых явлений. Подготовка к ГИА требует не только повторения теоретических сведений по орфографии, синтаксису, пунктуации и лексики, но предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие текстов на слух и в напечатанном виде, выбор ответа из нескольких предложенных, сжатый письменный пересказ, создание собственного текста на предложенную тему. Каждый вид деятельности требует специальной подготовки.

Учителя уже в 5-ом классе задумываются над тем, как строить уроки русского языка, имея в виду перспективу ГИА с её разнообразным содержанием. Данная перспектива побуждает находить новые методические решения, делать акценты на том, что раньше казалось необязательным, организовать учебную деятельность так, чтобы она привела к успешной сдаче ГИА и помогла в формировании метапредметных результатов.

ГИА по русскому языку состоит из 3 частей: часть 1- это сжатое изложение; часть 2- задания с выбором ответа и задания с кратким ответом; часть 3- это сочинение- рассуждение на лингвистическую тему.

1.2. В условиях модернизации школьного образования, в условиях интенсивной разработки стандартов второго поколения все большая роль отводится русскому языку как метапредмету. Ибо русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык - это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности. Родной язык - это условие успешного обучения в школе, в вузе, важнейшее условие овладения профессиональными навыками; родной язык - это основной канал социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. На метапредметах и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания - содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредмет в образовании - это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста.

Суть метапредмедного подхода состоит в том, что в качестве содержания образования, транслируемого ребенку, в нем выступают культурные техники и способы мышления и деятельности.

"Мета "-(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

Метапредметность в изучении русского языка неразрывно связана с таким его свойством, как метасистемность: язык, в том числе русский, является фундаментальной универсальной системой, которая может быть использована для описания других систем.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ - общий для всех образовательных предметов, универсальный, касающийся различных сфер деятельности.

Метазнания

Знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ними.

Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний.

Метазнания выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Метаумения

- присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:

- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности);

- качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

Метадеятельность

Универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:

• стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);

• исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);

• проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);

• сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);

• моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов - логических конструктов изучаемых систем).

• конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);

• прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

Метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ученика. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство) и т.д.

Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится учащимся, должны быть таковы, чтобы формировать у них целостное представление мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая учащимися информация становилась для них личностно-значимой.

Общей основой разнообразных инновационных моделей обучения, имеющей поисковую направленность, является интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность, т.е. специальная деятельность по построению учебного познания - исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия.

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль.

Индикаторы метапредметной функциональной грамотности

Коммуникативные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых учащиеся налаживают общение с разными людьми для решения учебных задач :

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-постановка вопросов;

-разрешение конфликтов;

-управление поведением партнера;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых учащиеся осуществляют процесс познания:

-общеучебные универсальные действия(самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; структурирование знаний и др.);

-логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.);

-постановка и решение проблемы

Регулятивные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых учащиеся организуют учебную деятельность:

-целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция.

ПРИЗНАКИ КЛЮЧЕВЫХ (МЕТАПРЕДМЕТНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ:

-умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

-умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты:

-уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных;

-владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера;

-умения организации собственной учебной деятельности;

-основные универсальные умения информационного характера;

-информационное моделирование как основной метод приобретения знаний,

широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;

-базовые навыки исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов;

-способы и методы освоения новых инструментальных средств;

-основы продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

1.3. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Как и посредством чего возможно реализовать метапредметный подход в практической деятельности учителя? В преподавании русского языка и литературы появилось новое понятие универсальные учебные действия.

Одной из существенных особенностей (по сравнению с предыдущими вариантами стандарта) является его ориентированность на формирование, развитие, проверку и оценивание не только предметных, но и метапредметных результатов образования, которые тесно связаны с понятием функциональной грамотности. Она понимается как способность человека получать, понимать, осваивать, перерабатывать хранить, передавать, эффективно использовать информацию в ежедневной бытовой, учебной, профессиональной и общественной жизни.

Функциональная грамотность - явление метапредметное , и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления. Выделяется несколько основных индикаторов функциональной грамотности:

1) коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; способность адекватно понимать чужую речь (устную, письменную) и самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также свободное владение новой формой речи, зарождающейся и активно формирующейся в современном социуме, - компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

2) информационная грамотность, которая прежде всего опирается на умение осуществлять поиск информации (в учебниках, в справочной литературе), извлекать её из различных источников (например, из Интернета, компакт-дисков учебного содержания), перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;

3) деятельностная грамотность как проявление организационных умений и навыков: способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры,

формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Итак, метапредметный подход в изучении русского языка формирует общекультурный уровень человека, его функциональную грамотность, способствует продолжению образования в дальнейшем в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в высших учебных заведениях. В федеральных образовательных стандартах второго поколения русский язык воспринимается как метапредмет, как основной канал социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. В условиях метапредметного значения русского языка происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания - содержание предметной области и деятельность. Чтобы эта работа была успешной, учитель на каждом уроке должен грамотно сочетать пути достижения цели и универсальные учебные действия. Различные методы и формы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на каждом уроке.

Учителя русского языка обязаны помнить, что их уроки - это «дверь», которая открывает ребенку весь мир. Во многом от нас зависит, насколько широко самому ребенку захочется её открыть.




Глава II. Уроки по развитию речи как один из способов

достижения метапредметных результатов.

С каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное, уметь уяснять суть, основное в воспринимаемом материале, а также лаконично передать его другим.

Пересказ - самое распространенное задание, с которым сталкивается ученик средней школы. Ежедневно - письменно или устно, на русском или иностранном языке - учащиеся пересказывают самые разнообразные по содержанию, объёму и форме подачи тексты: главы из художественных произведений, параграфы из учебников, отрывки из энциклопедий, научных или критических статей, диалоги из фильмов или театральных постановок,

передают «своими словами» условия математических задач или упражнений по русскому языку. При этом чаще всего от ученика требуется не подробная, полная, дословная передача содержания, а изложение сути, главной , существенной информации.

Очевидно, что умение сжато излагать мысль свидетельствует о высоком уровне умственного и речевого развития школьника, а навыки краткого пересказа и интерпретации текста необходимы для успешного продолжения образования в старшей школе и вузе.

К сожалению, целенаправленным формированием и оттачиванием этих метапредметных навыков занимаются только на уроках русского языка и литературы. Именно на уроках по развитию речи, на которых ведется работа по обучению написания сжатого изложения, учащиеся определяют цель работы, самостоятельно планируют пути ее достижения, учатся соотносить свои действия с планируемым результатом. В результате этой работы учащиеся приобретают умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, овладевают основами самоконтроля и самооценки.

Проверка сформированности умений сжато пересказать текст в условиях ГИА показывает, научен ли ученик запоминать текст осмысленно, то есть умеет ли он анализировать его содержание и групприровать информацию уже на этапе прослушивания. Грамотно спланированная работа по обучению сжатия изложения активизирует аналитические способности ученика: формирует умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать ее кратко и содержательно.

2.1. Изложение - обобщённое название одного из видов связной речи

( в письменной или устной речи). В школьных условиях изложение- это передача в письменной форме содержания прочитанного текста.

Сжатое изложение направлено на проверку умения понимать устную речь и воспроизводить её в письменной форме

Сжатое изложение считается трудным видом работы и требует тщательной подготовки выпускников к его написанию.

Наиболее распространены 3 способа сжатия содержания текста:

- исключение подробностей, деталей;

- обобщение однородных явлений;

- сочетание исключения и обобщения.

Приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение).

Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п.

Например:

На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. ( На поляне весело играют неуклюжие медвежата.) (И. Соколов- Микитов)

Обобщение нескольких однородных мелких вопросов. В этом случае сначала необходимо найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, т.е. переформулировать мысль своими словами.

Например:

Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. ( Ю. Казаков)

( Он проверил крепление лыж, и они двинулись дальше.)

Упрощение -замена прямой речи на косвенную, сложного предложения на простое, пропуск диалогов, предложений с описанием).

Например:

В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. ( В вагоне электрички было тесно и шумно.) ( Ю. Казаков)

При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому относиться текст. Если тип речи - описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет. Если тип речи - повествование, то действия, передающие развитие сюжета надо сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи - рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.

Языковые приемы сжатия текста (замены, исключения, слияния).

Языковые приёмы сжатия исходного текста.

Замены:

-замена однородных членов обобщающим наименованием;

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

-замена предложения или его части указательным местоимением;

-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;з-Замена сложноподчиненного предложения простым;

-замена прямой речи косвенной.

Исключения:

-исключения повторов;

-исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

-исключения одного или нескольких синонимов;

-исключение предложений, содержащих описание или рассуждение слишком широко и полно.

Слияния:

-слияние нескольких предложений в одно

Способы подготовки к написанию сжатого изложения:

-тренировочные упражнения с текстами для сжатого изложения;

-выделение микротем в тексте;

- работа над абзацами.

- отделение основной информации от второстепенной;

-написание опорного конспекта (опорные слова);

-составление плана сжатого изложения;

-написание варианта сжатого изложения.

2.2. Умение учащихся работать с текстом по заданному алгоритму- это освоенные способы деятельности на базе уроков по развитию речи. Это метапредметные результаты, которые он сможет применить как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Для работы по сжатию текста предлагается две памятки.

При первом чтении:

- Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.

- Определите тему текста (о чем текст?), идею ( чему учит текст?).

- Озаглавьте текст.

- Запомните последовательность событий ( помните, что текст состоит

из 3 абзацев).

- Определите ключевые слова.

- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

- Запишите названия пунктов плана, оставляя место для записи

ключевых слов.

Алгоритм составления плана.

  1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.

  2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.

  3. Кратко ответив на вопрос, получите тезисный план.

После второго чтения:

- Разделите текст на смысловые части.

- Начинайте работу по сжатию текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом. Чтобы исключить второстепенную информацию, обобщите единичные слова в одно целое понятие.

-Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.

- Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

- Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.

- Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его, при необходимости внесите нужные изменения.

2. 3. Урок по развитию речи: «Подготовка к сжатому изложению в 9 классе».

Цели урока:

-научить вычленять главное в информации. Сокращая текст разными способами, правильно, логично, кратко излагать свои мысли, уметь находить и точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

-подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля;

-продолжить у учащихся воспитание любви к чтению, к литературе, к книге.

Оборудование: дидактический материал (текст изложения - 1 экземпляр для каждого учащегося), памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное».

Ход урока.


1.Повторение понятия о сжатом изложении.

Учитель:

-На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения?

Ученик:

-При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.

Учитель:

-Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

2.Постановка целей урока.

Повторение лексического значения терминов, которые будут встречаться на протяжении всего урока.

Учитель:

-Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.

Учитель:

-Что такое микротема?

Ученик:

-Микротема - это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.

3.Знакомство с текстом.

Учитель:

-Текст слушаете, воспринимаете текст как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, усваиваете сюжетную линию и в конечном счете получаете эмоциональный настрой, который и поможет написать сжатое изложение.

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это -книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.

И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.

Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека. (По материалам энциклопедии)

Учитель:

-Назовите признаки текста.

Ученик:

1.Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики (книга, просвещает, слова, записывать, славянская азбука, просветитель Кирилл, на бумаге, прочитанное).

2.Текст имеет идеею.

Ученик:

-Идея текста в том, что книга является вечным источником знаний в разных сферах человеческой жизни.

3.Текст можно озаглавить.

Книга -самое значительное изобретение.

4.Текст разделен на три абзаца.

-С какой целью это сделано?

Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему.

-Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана.

Учитель:

-Составьте план текста.

Ученик:

План текста.

1.Благодаря книге стали возможны многие изобретения.

2.Книга самый надежный и долговечный аккумулятор знаний.

3. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.

Учитель:

-Определите тип данного текста. Докажите.

Ученик:

-Тип данного текста рассуждение, потому что автор теста рассуждает и доказывает, что книга является самым значительным за всю историю человечества изобретением. Обычно текст рассуждения состоит из трех частей -тезис, доказательства, вывод.

В данном тексте мы ярко видим:

Тезис - ученые из разных стран единодушно решили, что самым значительным изобретением является книга. Далее по тексту идут доказательства: 1. Книга по-прежнему самый надежный и долговечный аккумулятор знаний. 2. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.

Вывод: именно в книгах накопился опыт десятков поколений - все то,что мы называем мудростью.

Учитель:

-Очень важно правильно определить тип, так как функционально-смысловые типы речи строятся по-разному, рассуждение строится так:

1) основное положение (тезис);

2)доказательства с привлечением аргументов;

3)вывод.

При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений. Сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты.

-Определите стиль данного текста.

Ученик:

-Стиль публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности, которые представляют интерес для общества. Автор текста призывает людей больше читать.

Учитель:

-Обратите внимание на лексику публицистического стиля. Слова громоздкие, тяжеловесные.

5.Работа над сжатием текста.

Учитель:

-По данному тексту мы должны написать сжатое изложение.

-Какими способами мы можем сжимать текст?

Ученик:

-Первый способ называется исключение. При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности.

Ученик:

-Второй способ - обобщение. При обобщении сначала вычленяются единичные факты, затем объединяются специальными языковыми средствами.

Ученик:

-Можно заменить группу однородных членов одним словом или словосочетанием.

Учитель:

-Мы будем сжимать текст способом исключения.

-Вспомните, какими приемами мы можем при этом воспользоваться?

Ученик:

-К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие:

Замена:

-замена однородных членов обобщающим наименованием;

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

-замена предложения или его части указательным местоимением;

-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;з-Замена сложноподчиненного предложения простым;

-замена прямой речи косвенной.

Исключения:

-исключения повторов;

-исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

-исключения одного или нескольких синонимов;

-исключение предложений, содержащих описание или рассуждение слишком широко и полно.

Слияния:

-слияние нескольких предложений в одно.

Учитель:

-Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться её советами.

Памятка «Как писать сжатое изложение»

1.Выделите в тексте важные (существенные, необзодимые) мысли (микротемы).

2.Найдите среди них главную мысль.

3.Разбейте тест на части, сгруппировав его вокруг существенного.

4.Составьте план, озаглавьте каждую микротему.

5.Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6.Какие факты (примеры, случаи) можно объединить в соседних частях текста?

7.Обдумайте средства связи между частями.

8.Преведите отобранную информацию на «свой» язык.

Учитель:

-Перечитаем текст по абзацам.

Ученик:

Первое сжатие текста.

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это -книга. Потому что достижения науки и техники стали возможны именно благодаря изобретению книги.

И сегодня в век электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым стабильным хранителем информации. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она из поколения в поколение просвещает людей, делает их светлее, ведет к добру.

Многие думают, что изучать можно и устно. Можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека. Люди всегда стремились обобщить свои знания и наблюдения. Именно в книгах накопился опыт десятков поколений.

Учитель:

-Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?

Ученик:

1.Замена однородных членов обобщающим наименованием.

2.Замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

3.Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение.

4.Исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко или полно.

Второе сжатие текста

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые единодушно решили, что это -книга. Потому что достижения стали возможны благодаря книге.

И сегодня книга не утратила первостепенного значения. Она остается самым стабильным хранителем информации. Потому книга - самый долговечный аккумулятор знаний. Она из поколения в поколение просвещает людей.

Многие думают, что изучать можно и устно. Можно. Но это то же самое , что писать вилами на воде. Так сказал просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, уходит из памяти. Люди всегда стремились обобщить свои знания и наблюдения. И в книгах накопился опыт десятков поколений.

Учитель:

-Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?

Ученик:

1.Образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих ободном и том же предмете речи.

2.Исключение повторов.

3.Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение.

Учитель:

-Третье сжатие текста сделайте самостоятельно, хочу предупредить вас и напомнить о логических ошибках.

Логические ошибки

1.Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

2.Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений.

3.Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности.

4.неудачная концовка.

6.Самостоятельная работа.

Третье сжатие текста.

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые единодушно решили, что это -книга. Потому что достижения стали возможны благодаря книге.

Сегодня книга не утратила значения. Она остается хранителем информации. Потому книга - аккумулятор знаний. Она просвещает людей.

Многие думают, что изучать можно устно. Можно. Но услышанное , не закрепленное на бумаге слово , уходит из памяти, а прочитанное сохраняется в памяти. Люди всегда стремились обобщить свои знания и наблюдения. В книгах накопился опыт десятков поколений.

7.Подведение итогов.

Учитель:

Проверьте написанное, используя памятку и критерии оценивания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа над достижением метапредметных результатов на уроках русского языка - это потребность времени и окружающей действительности. В федеральных государственных стандартах второго поколения отражена актуальность и востребованность данной работы. В условиях все большей интеграции нашей страны в мировое пространство наш выпускник должен быть конкурентноспособным, а это может быть достигнуто только при наличии у него метапредметных компетенций.

Формирование навыка воспроизведения текста в сжатом виде является одним из средств достижения метапредметных результатов. Понимание структуры текста, умение определять его тему и идею, воспроизводить текст в сжатом виде - это интеллектуальные навыки, которые важны для каждого человека. Работа по обучению сжатому изложению формирует умение самостоятельно планировать пути достижения цели и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, учит соотносить свои действия с планируемым результатом, вырабатывает необходимость осуществлять контроль своей деятельности.

Все эти умения являются метапредметными и могут быть востребованы при изучении любого учебного предмета, а также и в реальных жизненных ситуациях.

Учителя русского языка и литературы являются теми профессионалами, которые своей работой формируют у ученика метапредметные результаты. Чтобы эта работа была успешной, учитель на каждом уроке должен грамотно сочетать пути достижения цели и универсальные учебные действия. Различные методы и формы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на каждом уроке.

Учитель русского языка обязан помнить, что его урок - это «дверь», которая открывает ребенку весь мир. Во многом от нас зависит, насколько широко ребенку самому захочется её распахнуть.










-21-

Список использованной литературы.


  1. Антонова Е.С. «Методика преподавания русского языка: коммуникативно- деятельностный подход». М.: КНОРУС, 2007.

  2. Васильева Е. В., Канина. Г. И. «ГИА 2010 Русский язык. Новая форма государственной итоговой аттестации в 9 классе».Воронеж, 2010.

  3. Ковалева Г. С., Роговик Т. Н. Учебно-справочные материалы для 9 класса. «Итоговый контроль: ГИА. Русский язык. Государственная итоговая аттестация». М.: «Просвещение», 2011.

  4. Сенина Н.А. «Русский язык . 9 класс». «Подготовка к государственной итоговой аттестации». Издательство «Легион», Ростов - на Дону, 2009.

  5. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. «Русский язык 5-9 класс». М.: «Просвещение», 2011

  6. Ухтинская О.Г., «Методические рекомендации в помощь слушателям курсов в номинации «Учитель года» по русскому языку». Сайт standart.edu.ru.

  7. Фалина Т. М . «Словарно- стилистическая подготовка учащихся к изложениям разных типов. Пособие для учителей по методике преподавания русского языка для написания исследовательско - проектных работ. М.: 2011.

  8. Фалина Т. М. «Подготовка к сжатому изложению по отрывку из повести Л.Н. Толстого «Юность». М.: 2005.

  9. Цыбулько И.П., Степанова Л.С.. «Русский язык. ГИА 2009. Экзамен в новой форме» 9 класс. АСТ. Астрель. М.: 2009.

.






© 2010-2022