Урок литературы на тему «Песнь человеческой души»

"Описание материала: "" 1. О месте урока. Курс - литература, раздел - «Русская литература, первая половина 20 века», в соответствии с программой. Тема: «Песнь человеческой души» (по повести Бунина «Антоновские яблоки»). И. А. Бунин утверждал, что писатели делятся на «рассказчиков», которые развлекают читателя занимательными историями, и истинных художников, чье творчество – «песнь человеческой души». Это суждение помогает понять природу таланта самого Бунина: о чем бы или о ком бы он ни говорил,... 2. О целях. Хочется, чтобы бунинский шедевр вызвал у обучающихся настроение благородной меланхолии, сопереживание, теплое движение сердца и горделивое уважение к своей стране; чтобы было желание перечитывать Бунина, каждый раз находя у него особое, неповторимое, чего не замечали раньше; чтобы наслаждались языком, оригинальной образностью; чтобы испытывали грусть уходящего времени и радость общения с природой, такой величественной и такой доброй. Образовательная цель поддерживалась через: · анал... 3. О структуре Полагаю, что урок-диалог был оправдан и логичен, так как позволял обращаться к читательскому и жизненному опыту ребят, который подвергался сомнению или тут же находил подтверждение в их же выводах по ходу урока. Логичность и завершенность каждому этапу придавали промежуточные выводы и обобщения, которые делали учащиеся. Хорошая база и стремление учащихся поделиться своим нравственным опытом, обеспечили плотность, насыщенность и динамизм урока. 4. О содержании. Для меня было немаловажным: · донести авторскую позицию и при этом дать право каждому ребенку на свое собственное мнение; · акцентировать, что общечеловеческие ценности могут объединять всех. Думается, что проблемы, поднятые на уроке, не столько ставят точку в разговоре, сколько становятся темой для размышления как наедине с самим собой, так и в коллективе. 5. Формы и методы работы различны: · фронтальная работа; · выявление ключевых слов; · словарная работа; · выразительное чтение; · самостоятельная работа. На уроке было обращение и к памяти учащихся, и к их навыкам мышления. 6. Создание проблемных ситуаций. · использование заданий, которые требовали от учащихся анализа, синтеза, обобщений, систематизации, создавали условия для развития творческого мышления и, наконец, самоанализа; · урок строился из расчета не только на мыслительную деятельность, но и на эмоции учащихся.""
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

в 11 классе



Урок литературы на тему «Песнь человеческой души»



«Песнь человеческой души»

(по повести И. А. Бунина «Антоновские яблоки»)

1. Организационный момент.

  1. Вступление.

У нас сегодня не совсем обычный урок, и не потому, что сегодня гости, а потому, что он проходит в канун 134 годовщины со дня рождения И. А. Бунина, 10 октября.


  1. Тема урока.

Бунин утверждал, что писатели делятся на «рассказчиков», которые развлекают читателя занимательными историями, и истинных художников, чье творчество - «песнь человеческой души». Это суждение помогает понять природу таланта самого Бунина: о чем бы или о ком бы он ни говорил, он всегда говорит «из самого себя», это песнь его души.

Эпиграф.

А. С. Пушкина, яркого представителя золотого века, называли «солнцем русской поэзии», а И. А. Бунина, одного из представителей серебряного века, Г. Адамович называет «одним из последних лучей какого-то чудного русского дня».

И. А. Бунин прожил долгую жизнь, полную радости творчества, любви, утрат и странствий. Он не примкнул ни к одной из литературных групп, утверждая, что в творчестве поэтов рубежа веков «исчезли драгоценнейшие черты русской литературы: глубина, серьезность, простота, благородство и прямота». В полной мере эти пять составляющих подлинной поэзии в полной мере относятся и к лирике самого И. А. Бунина. К этим понятиям хотелось бы добавить лаконизм и самобытность. Давайте убедимся в этом и подведем итоги изучения лирики И. А. Бунина.

5. Проверка домашнего задания (Экспресс-анализ стихотворений И. А. Бунина)

Задание классу: 1. Дописать основные мотивы лирики Бунина

2. Каков образ лирического героя?

Проверка индивидуальных заданий.

1)Что объединяет поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и стихотворение

И. А. Бунина «У птицы есть гнездо…» (1922)?

2) Найдите точки соприкосновения «Слова о полку Игореве» и стихотворения Бунина «Слово».

6. Подведение итогов: основные мотивы лирики Бунина: увядание дворянских гнезд, образ лирического героя


  1. Анализ рассказа «Антоновские яблоки» И. А. Бунина.

1) Слово учителя. Разве не печально наблюдать, как все дорогое тебе с детства уходит безвозвратно в прошлое? Для наследника дворянской литературы И. А. Бунина, гордящегося своей родословной («столетний отбор крови и культуры!» - по выражению И. Ильина), таковой была усадебная Россия, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанный с природой, земледелием, родовыми обычаями и жизнью крестьян. Память художника оживляет картины прошлого, он словно видит красочные сны о былом, силой воображение стремится остановить мгновение. Увядание дворянских гнезд ассоциировалось у Бунина с осенним пейзажем. (ЧТЕНИЕ)

«Ты ведь знаешь, - писал он Варваре Пащенко, - как я люблю осень! У меня не только пропадает всякая ненависть к крепостному времени. Но я даже невольно начинаю поэтизировать его. Хорошо было осенью чувствовать себя именно в деревне, в дедовской усадьбе… Право, я бы пожить прежним помещиком».

2) «Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность».

А) Работа со словарем.

Очарованный осенью и поэзией старины, Бунин написал один из лучших рассказов начала века - «Антоновские яблоки», восторженную и грустную эпитафию русской усадьбе. Что это такое?

Эпитафия - надгробное слово или надпись, короткое стихотворение, посвященное умершему (Современный словарь иностранных слов - М.: Рус. яз., 1993).

Ностальгия - тоска по родине, тоска по минувшему утраченному (там же).

Элегия - (от греч. жалобный напев флейты) жанр медитативной лирики, описание печального, задумчивого или мечтательного настроения.

Учитель. «Антоновские яблоки» необычайно важны для понимания бунинского творчества. С огромной художественной силой в них запечатлен образ родной земли, её богатства и непритязательная красота. Жизнь неуклонно двигалась вперед, Россия только что вступила в новый век, а писатель зовет нас не растерять того, что достойно памяти, что прекрасно и вечно. В своем «осеннем» рассказе Бунин тонко уловил и передал неповторимую атмосферу прошлого. И это огромный пласт отечественной культуры, то духовное наследие, в котором сейчас особая нужда. Критики единодушны в своем восхищении изумительным художественным мастерством «Антоновских яблок».

Б) Цели.

Хочется, чтобы бунинский шедевр вызвал у вас настроение благородной меланхолии , сопереживание, теплое движение сердца и горделивое уважение к своей стране ; чтобы было желание перечитывать Бунина, каждый раз находя у него особое, неповторимое, чего не замечали раньше; чтобы наслаждались языком, оригинальной образностью; чтобы испытывали грусть уходящего времени и радость общения с природой, такой величественной и такой доброй.

3) Беседа на восприятие текста.

-Какое настроение почувствовали вы, читая рассказ?

-Каковы ваши ассоциации?

-Отголоски каких произведений услышали?

Молодцы. Правильно уловили главным образом тургеневское и чеховское начало: грусть об уходящей красоте, слияние с природой, «осенние краски счастья» в их произведениях; толстовская традиция: оживают в памяти сцены из «Войны и мира»: охота, посещение заросшего садом дома дядюшки, в сенях которого «пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры».

-Самый яркий эпизод?

Конечно, сбор яблок и охота.

-Почему?

Охота - существенная часть времяпрепровождения аристократии. Для героев бунинского рассказа охота скорее игра, призванная создать иллюзию былого помещичьего великолепия и тем самым поддержать «угасающий дух».

-Какими способами создается впечатление, что охота - театральное действо?

Артистический облик Арсения Семеновича: «высок ростом, худощав, но широкоплеч и строен, а лицом красавец цыган… он очень ловок, в шелковой малиновой рубахе и длинных сапогах», его эффектное появление «на сцене», пейзажные «декорации»(земля - словно ковер черной листвы, лес - заповедные чертоги),звуковой аккомпанемент ( «музыкальный лай собак», «звенит рог в лесу» ).

-Вывод.

Писатель откровенно любуется охотничьим азартом и удалью «игроков». Такая картина оставляет яркий след и в душе читателя.

4)Формулировка темы.

Сформулируйте тему рассказа «Антоновские яблоки», опираясь на лексические модели, написанные на доске.

Лексические модели:

тургеневские (чеховские, толстовские) мотивы;

ностальгия по угасающим дворянским гнездам;

элегия расставания с прошлым;

картины патриархального быта;

поэтизация старины;

эпитафия старой России;

увядание, запустение усадебной жизни;

грустный лиризм рассказа.

I этап. Особенности жанра и композиции. Образ лирического героя. (По ходу урока - записи)

Учитель. Бунин вспоминает о своих напряженных поисках собственной манеры. Он решил для себя тогда, что главное в произведении - лирическое начало. Писать - это жгучая потребность самовыражения (мысли, чувства, наблюдения). Ранние рассказы Бунина поэтичны, недаром они напоминают стихотворения в прозе.

(Проверка индивидуальных заданий)

-Каковы особенности жанра рассказа «Антоновские яблоки»?

В рассказе «Антоновские яблоки» царит лиричность. В нем нет традиционной фабулы, отсутствует интрига или углубленный психологизм. Можно говорить о движении лирического сюжета, который основан не на событиях, а на переживаниях героя.

-Каковы особенности композиции?

Рассказ построен, как мозаика впечатлений, воспоминаний автора, лирических откровений и философских раздумий. Чередования глав - календарные изменения в природе и связанные с ними ассоциации автора. 1. Воспоминания о ранней погожей осени. Суета в саду.

2. Воспоминание об «урожайном годе». Тишина в саду.

3. Воспоминания об охоте. Буря в саду.

4.Воспоминание о глубокой осени. Наполовину вырубленный обнаженный сад.

В центре изображения не только последовательная смена осенних месяцев, но и «возрастной» взгляд на мир, например, ребенка, подростка, юноши и взрослого человека. «Раннюю погожую осень», с описания которой начинается повествование, мы видим глазами мальчика, «барчука». Во второй главе лирический герой во многом утратил радость и чистоту, свойственную детскому восприятию. В третьей и четвертых главах убывают светлые тона и утверждаются темные, мрачные, безысходно тоскливые: «Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные… В лакейской работник топит печку, и я, как в детстве, сажусь на корточки около вороха соломы, резко пахнущей уже зимней свежестью, и гляжу то в пылающую печку, то на окна, за которыми, синея грустно умирают сумерки.

-Каков образ лирического героя?

Лирический герой по своему душевному настроению близок самому автору. Его облик нарисован схематично. А вот духовный мир этого человека ярок: патриотизм, мечтательность, поэтически-тонкое видение мира: «А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому… Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

Учитель. Итак, Бунин повествует не только о том, как приходят в ветхость поместья и ветер перемен разрушает старый бытовой уклад, но и том, как человек движется к своей осенней и зимней поре.

II этап. Работа с ключевой лексикой.

Учитель. Мы уже знаем, что Бунин - непревзойденный мастер слова. Посмотрите на план и скажите, какое слово является лексическим центром. Правильно, сад. Давайте найдем в тексте описания сада, прочитаем и ответим на вопрос: каковы ваши ассоциации со словом «сад».

(чтение цитат)

«Слово «сад» оживило воспоминания о чем-то родном, близком душе…»

«Сад - это что-то чрезвычайно красивое, солнечное и спокойное»

«В темноте, в глубине сада - сказочная картина…»

Сад ассоциируется с дружной семьей, домом, с мечтой о безмятежном райском счастье, которого человечество может лишиться в будущем.

Что символизирует слово «сад» у Бунина?

Слово «сад» имеет много символических оттенков: красота, идея времени, память поколений, родина… Как не вспомнить знаменитый чеховский САД - символ дворянских гнезд, недавно переживших период расцвета, теперь пришедших в упадок. Сад у Бунина - это зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и их обитателями.

В рассказе «Антоновские яблоки» сад представляется живым существом со своим настроением и характером. Сад показан всякий раз сквозь призму настроений автора.

В благодатную пору бабьего лета он - символ благосостояния, довольства, процветания: «помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовый аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести».

Ранним утром он, прохладный, наполнен «лиловатым туманом», как будто скрывает тайны природы. Но «прощальный праздник осени» подошел к концу, и «черный сад будет сквозить на бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске».

В последней главе сад опустевший, унылый… На пороге нового века остались одни воспоминания о некогда блистающем саде…

III этап. Художественное своеобразие рассказа

(работа по группам и отчет)

Учитель. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А. Твардовского, исключительно «душистый». Он непосредственно навеян автору запахом этих плодов осеннего сада, лежащих в ящике письменного стола в кабинете с окнами на шумную городскую улицу. Действительно, запахи пробуждают воображение, заставляют воочию представить несравненную пору листопада, угасающие дворянские гнезда… И. Бунин «обоняет мир всегда и везде; он слышит и передает запахи - и дивные, и отвратительные, и утонченные, и непередаваемо сложные. Он умеет показать вещь через ее запах с такой яркостью и силой, что образ её как бы вонзается в душу. Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателю». Раскройте содержание этой цитаты на материале «Антоновских яблок».

1 группа. «Запахи». Читаешь Бунина и словно физически ощущаешь ржаной аромат новой соломы и мякины, запах « дегтя в свежем воздухе», «тонкий аромат опавшей листвы», душистый дым вишневых сучьев, крепкий запах грибной сырости, которой пахнет от оврагов, запах «старой мебели красного дерева, липового сушеного цвета», аромат старинных духов, которыми пахнут похожие на церковные требники книги.

Одним из центральных образов-лейтмотивов, вероятно, является в произведении образ запаха, сопровождающий все повествование от начала и до конца. Помимо центрального лейтмотива, пронизывающего все произведение, - запаха антоновских яблок - здесь присутствуют и другие запахи: «крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев», «ржаной аромат новой соломы и мякины», «запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, липового сушеного листа, который с июня лежит на окнах…», «Славно пахнут эти, похожие на церковные требники книги… Какой-то приятной кисловатой плесенью, старинными духами…», «запах дыма и жилья…»

Буниным воссоздается особая красота и неповторимость запахов сложных, того, что называют синтезом, «букетом» ароматов: «тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести», «крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою».

Особая роль образа запаха в сюжете произведения обусловлена еще и тем, что с течением времени характер запахов меняется от тонких, едва уловимых природных ароматов в первой и второй частях рассказа - к резким, неприятным запахам, кажущимся каким- то диссонансом в окружающем мире, во второй, третьей и четвертой его частях («запах дыма», «в запертых сенях пахнет псиной», запах «дешевого табаку» или «просто махорки»).

Учитель. Меняются запахи - меняется сама жизнь, ее основы. Смена исторических укладов показывается Буниным как смена личных ощущений героя, смена мировосприятия.

II группа. «Зрительные образы». «Зрительные образы» в произведении максимально отчетливы, графичны: «черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды», «мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе», «холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков», «черный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы… А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют закустившимися озимями…». Подобная «кинематографичность» изображения, построенного на контрастах, создает у читателя иллюзию действия, происходящего на глазах или запечатленного на полотне художника: «В темноте, в глубине сада - сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты, двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги - два черных столба. И вдруг все это скользнет с яблони - и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки…»

Учитель. Очень важную роль в картине окружающего Бунина мире играет цвет.

III группа. «Цвет». Как и запах , цвет является сюжетообразующим элементом, заметно изменяясь на протяжении рассказа. В первых главах мы видим «багровое пламя», «Бирюзовое небо»; «бриллиантовое семизвездие Стожар, голубое небо, золотистый свет низкого солнца» - подобная цветовая гамма, построенная даже не на самих цветах, а их оттенках, передает многообразие окружающего мира и его эмоциональное восприятие героем. Но с изменение мироощущения меняются и цвета окружающего мира: из него постепенно исчезают краски: «Дни стоят синеватые, пасмурные… Целый день я скитаюсь по пустым равнинам». «Низкое сумрачное небо», «посеревший барин». Полутона и оттенки («бирюзовый», «лиловатый» и др.), в изобилии присутствующие в первых частях произведения, сменяются контрастом черного и белого («черный сад , «поля резко чернеют пашнями… забелеют поля», «снежные поля»). На черно-белый фон Бунин- живописец неожиданно наносит весьма зловещий мазок: убитый матерый волк «окрашивает своей бледной и уже холодной кровью пол».

Но, пожалуй, наиболее часто встречающимся является эпитет «золотой»: «большой, весь золотой… сад», «золотой город зерна», «золотые рамы», «золотистый свет солнца».

Значение этого образа чрезвычайно обширна: это и прямое значение («золотые рамы»), и обозначение цвета осенней листвы, и передача эмоционального состояния героя, торжественности минут вечернего заката, и признак изобилия (зерна, яблок), некогда присущего России, и символ юности, «золотой поры» жизни героя.

При всем многообразии значений можно констатировать одно: эпитет «золотой» относится у Бунина к прошедшему времени, являясь характеристикой дворянской, уходящей России.

Учитель. Да, у читателя этот эпитет ассоциируется еще с одним понятием: «золотой век» российской жизни, век относительного благополучия, изобилия, основательности и прочности бытия. Таким видится Бунину век уходящий. Осталось узнать, какие звуки слышны в рассказе «Антоновские яблоки»

IY группа. «Звуки». Звуки в рассказе также передают стихию жизни, ее движение, ее многообразие: «…прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов… голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок»; «Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле. Дрожь переходит в шум, растет, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колеса: громыхая и стуча, несется поезд… ближе, ближе, все громче и сердитее… И вдруг начинает стихать, глохнуть, точно уходя в землю…»; «…на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки»; «Слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова трещат и стреляют».

Учитель. Все эти разнообразные звуки, сливаясь, словно создают в рассказе Бунина симфонию самой жизни. Чувственное восприятие мира дополняется в «Антоновских яблоках» образами осязательными и вкусовыми.

U группа. «Образы осязательные и вкусовые».

«Осязательные образы»: «с наслаждением чувствуешь под собою кожу седла», «толстая шершавая бумага»…

«Вкусовые образы»: «вся насквозь розовая вареная ветчина с горошком, фаршированная курица, индюшка, маринады и красный квас, - крепкий и сладкий-пресладкий…», «холодное и мокрое яблоко, и почему-то оно кажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие».

Учитель. Фиксируя мгновенные ощущения героя от соприкосновения с внешним миром, Бунин стремится передать все то «глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни».

(Берет в руки антоновское яблоко, вдыхает его аромат) В рассказе царит «запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». Эта ключевая фраза заставляет вспомнить название произведения. Почему этот чудесный дар осени - антоновские яблоки - Бунин избрал символом уходящего усадебного быта?

Ответ. Антоновка старинный русский зимний сорт яблок, искони любимый широко распространенный. Характерная особенность антоновки - «сильный, своеобразный эфирно-яблочный аромат» (синоним - «духово яблоко»). Выходец из Орловской губернии, Бунин прекрасно знал, что антоновские яблоки - одна из примет русской осени. Любя Россию, Бунин опоэтизировал их.

Учитель. Не только ушедшую в прошлое эпоху нарисовал Бунин в «Антоновских яблоках». Смысл произведения намного глубже. Поэтизируя прошлое России, ее «век минувший», автор не может не думать и о ее будущем. Этот мотив появляется в конце рассказа: «Скоро-скоро забелеют поля, скоро покроет их зазимок…» Повтор усиливает грустную лирическую ноту; образы голого леса, пустых полей подчеркивают тоскливую тональность концовки произведения.

I Y этап. Подведение итогов. Сочинение.

Будущее неясно, оно вызывает тревожные предчувствия. Символичен образ первого снега, покрывшего поля: при всей его многозначности он часто ассоциируется с новым чистым листом бумаги, а если учесть, что под произведением поставлена дата «1900», то невольно возникает вопрос: что напишет новый век на этом белом незапятнанном листе, какие следы оставит на нем? Лирической доминантой произведения звучат эпитеты: «грустная, безнадежная удаль»…

Слова песни, которой заканчивается произведение, еще раз передают ощущение неизвестности, неясности пути:

Широки мои ворота растворял,

Белым снегом путь-дорожку заметал…

Рассказ Антоновские яблоки» не только поселяет в сердце нежную грусть, но и настраивает на философский лад, заставляет задуматься о смысле жизни.

Бунин не только скорбит по прошлому, испытывает «неясную и сладкую тоску» при виде того, как меняется жизнь. На протяжении всего рассказа мы ощущаем и мажорный настрой: в небе «блещет бриллиантовое созвездие Стожар»… Читатели разделяют восторг лирического героя, его веру в то, «как хорошо жить на свете»!

Написание сочинения: «Образ сада и его роль в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки». Чтение.

И, завершая урок, хочется прочесть два предложения из рассказа И. А. Бунина «Эпитафия»: «Жизнь не стоит на месте, - старое уходит, и мы провожаем его часто с великой грустью. Да, но не тем ли и хороша жизнь, что она пребывает в неустанном обновлении?» Так и этот урок уйдет в прошлое. А впереди нас ждет разговор о том, что такое настоящая любовь. Читая Бунина, помните, что каждое его произведение - это песнь его души.

15


© 2010-2022