Фразеологизмы. Роль фразеологизмов в речи

 Урок "Фразеологизмы. Роль фразеологизмов в речи"( 10 класс) позволяет повторить и углубить теоретический материал о фразеологизмах , определить роль фразеологизмов в речи; совершенствовать умение использовать фразеологизмы в речи и находить их в тексте, воспитывать любовь к культурному наследию русского народа. К разработке  урока прилагаются тесты для самопроверки знаний по данному уроку.  Проверив свои знания, учащийся должен понять, что фразеологизм- это свойственное только данному языку уст...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10 класс

Тема: Фразеологизмы. Роль фразеологизмов в речи.

Цель: повторить и углубить теоретический материал о фразеологизмах , определить роль фразеологизмов в речи; совершенствовать умение использовать фразеологизмы в речи и находить их в тексте, воспитывать любовь к культурному наследию русского народа.

Оборудование: раздаточный материал, опорная схема «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» (по Т.Я.Фроловой ), выставка книг, карточки для творческой работы «Талант», тексты, музыкальное сопровождение.

Для тех, кто интересуется историей,

культурой своего народа,

фразеология - одна из самых увле-

тельных и занимательных сфер языка.

Н.М.Шанский

Звучат фанфары

Ход урока:

I.Ориентация

- Здравствуйте, уважаемые десятиклассники! Меня зовут Кизилова Марина Валентиновна. Я рада вас приветствовать на этом конкурсном уроке.( пауза)

А сейчас я начну урок по-другому. Будьте внимательны!

- Здравствуйте, горячие головы 10-А класса!

Сегодня мы сошлись с вами на свою голову, чтобы постичь необъятное. И я в ответе за вас головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать( у меня голова идёт кругом), но я думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь вам головой, что вместе мы преодолеем все трудности невзирая на лица.

Беседа.

-Какое вступление понравилось вам больше? Почему?

-Почему оно было интересней?

-Вы используете в своей речи фразеологизмы?

II.Объявление темы, цели и заданий урока.

1.Слово учителя

Чтобы речь была выразительной, яркой, образной, мы должны с вами научиться правильно использовать фразеологизмы в речи для этого нужно повторить теоретический материал о фразеологизмах, определить их роль в речи, познакомиться с правильным оформлением фразеологизмов на письме.

2.Коммуникативная разминка.

Работа с эпиграфом.

-Сегодня нам на уроке предстоит убедиться, что « фразеология - одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка»

III.Актуализация опорных знаний.

3.Лексическая работа

Фразеологизмы - устойчивые словосочетания

Фразеология ( от гр.рнrases- «выражение»+Logos- «слово, учение» )

Фразеология,- и, ж.

1.Раздел языкознания - наука об устойчивых выражениях и конструкциях. Специалист по фразеологии.

2.Совокупность устойчивых выражений и конструкций в языке. Фразеология русского литературного языка.

3. Красивые, напыщенные фразы, скрывающие бедность или лживость содержания ( книж.) За этой пышной фразеологией нет никакой мысли.

4.Индивидуальное задание.

Карточка №1

Найти синонимичное выражение фразеологизму « Зарубить на носу» в украинском языке. ( работа с фразеологическим словарём украинского языка)

Карточка №2

Подготовить рассказ о происхождении фразеологизма « Зарубить на носу»

5.Наблюдение за языковым материалом. Работа в тетрадях и у доски.

Зарубить на носу ( запомнить)

Закарбувати на носi.

Ты заметь себе правило в жизни и заруби на носу: никогда не становись на второе место. ( М. Пришвин)

Вопросы и задания:

Можем ли мы из этого выражения убрать какое-то слово?

Можем ли мы это выражение перевести на украинский язык? Подобрать синонимичное?( Индивидуальное задание)

В каком стиле речи употребляется?

Введите фразеологизм в предложение.

Как вы понимаете слова Пришвина?

Объясните орфограммы и пунктограмму в предложении.( Работа с опорной схемой « Знаки препинания бессоюзном сложном предложении (по Т.Я. Фроловой)

Каково происхождение фразеологизма?( Индивидуальное задание)

Итог наблюдения:

Фразеологизм-это устойчивый фразеологизм

Фразеологизму можно подобрать синонимичное выражение

Можно перевести на украинский язык

Фразеологизм употребляется в определённом стиле.

IV.Объяснение нового материала.

6.Слово учителя

Запятая не ставится в предложении с фразеологическим оборотом, так как фразеологический оборот обладает нерасчленённым значением и выступает как единый член предложения. Например: Я шёл по залу, не поднимая головы. Он работал всю ночь не поднимая головы.

Роль запятой: выделять и разделять.

Таблицы:

а) Запятая не ставится в деепричастных оборотах:

мчаться сломя голову

говорить не переводя духа

работать засучив рукава

согласиться скрепя сердце

б) Запятая не ставится в сравнительных оборотах:

бояться как огня

голодный как волк

грязный как свинья

лить как из ведра

в) Запятая не ставится в рядах однородных членов:

ни то ни сё

ни рыба ни мясо

ни много ни мало

ни богу свечка ни чёрту кочерга

г) Запятая не ставится в конструкциях с подчинительными союзами:

сообщить куда следует

одеваться как принято

иди откуда пришёл

бог знает какой результат

Эти конструкции мы можем встретить в следующем упражнении

7.Работа в группах.( Избирается спикер, секретарь, наблюдатель, выступающий, чтец )

Выборочное списывание

Задание: выписать предложения с фразеологическими оборотами, раскрыть их смысл

Первая группа

Оставшееся зерно к началу весенних работ хранили как зеницу ока. А у молодого пескаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать. Над деревней давно уже носятся белые мухи, лениво падая на истоптанную землю, одевают её тонкой пеленой сухого снега. Жизнь в посёлке била ключом. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.

Вторая группа

Путеводной нитью нам служила маленькая тропинка, проложенная охотниками. Мы любим Отчизну, мы сами физически сотканы из частиц её неба, полей и рек. Женщины, дети, старики работали на оборону, и они мечтали о том часе возмездия, который должен наступить для гитлеровских банд. Во всём произведении красной нитью лежит мысль о будущем России. Слова, сказанные в конце разговора, были ни к селу ни к городу.

А теперь давайте перейдём к упражнениям и углубим свои знания о фразеологизмах

Упражнение 1.( тихо звучит фоновая музыка)

Задание: объясните значение фразеологизмов. Укажите, какие из них относятся к книжному стилю, какие-к разговорному.

Первая группа

Рыцарь без страха и упрёка

родимые пятна

со щитом или на щите

вавилонское столпотворение

с боку припёка

Для справок: безупречный человек; недостатки, являющиеся пережитком; победить или умереть; беспорядок, суматоха; посторонний

К книжному стилю относятся-1,2,3,4.

К разговорному стилю относится-5 .

Вторая группа

Семи пядей во лбу

Пялить глаза

Где раки зимуют

Вносить свою лепту

Разрубить гордиев узел

Для справок: очень умный; смотреть пристально; очень далеко; помогать; решить трудную задачу.

К книжному стилю относятся-4,5

К разговорному стилю относятся-1,2, 3.

Упражнение2. (тихо звучит фоновая музыка)

Задание: сгруппировать парами фразеологизмы по значению ( подобрать синонимы)

Первая группа

Во все лопатки, не покладая рук, ни то ни сё, одного поля ягоды, и след простыл, в чём мать родила, поминай как звали, яблоку негде упасть, как угорелый, два сапога пара, в поте лица, в костюме Адама.

Вторая группа

От доски до доски, вилами на воде писано, ни на какие блага, один на один, куры не клюют, отправиться к праотцам, сломя голову, от корки до корки, бабушка надвое сказала, ни за что на свете, с глазу на глаз, хоть пруд пруди, отдать Богу душу, без задних ног.

V.Закрепление.

8.Творческая работа.

Задание: составить высказывание по фразеологизму на тему «Талант»

( учащимся раздаются карточки с фразеологизмами)

Зарывать талант - губить свои способности, не использовать их, не давать им развиваться.

Марать бумагу - писать что-либо, не заслуживающее внимания, бездарное.

Драть козла - петь плохо, неприятным голосом или очень плохо играть на музыкальном инструменте.

Жевать мочалку - нудно и бестолково говорить, писать об одном и том же.

Владеть пером - обладать способностью, писать выразительно, искусно, уметь свободно излагать свои мысли.

Искра божья - одарённость, талантливость, выдающиеся способности.

Медведь на ухо наступил-кто-то лишён музыкального слуха.

Выделывать кренделя - замысловато отплясывать.

Выводить кренделя - лихо отплясывать.

Быть в голосе-в состоянии хорошо петь.

Дар слова - способность говорить свободно, выразительно, красноречиво.

9.Проверка творческой работы.

10.Оценивание ( спикеры групп выставляют оценки)

11. Слово учителя.

Сегодня на уроке вы убедились в том, что «фразеология - одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка».

VI.Домашнее задание.

Обязательное: тесты « Проверь себя» (распечатка выдаётся каждому ученику)

По желанию: составить несколько предложений, доказывающих, что фразеология является одной « из самых увлекательных и занимательных сфер языка».

12..Знакомство с литературой, находящейся на выставке.

VII.Рефлексия.

13. « Микрофон»

-Что узнали нового?

-Какие формы работы понравились больше? Почему?

-Что расскажите сегодня дома?

-Что посоветуете друзьям?

14.Заключительное слово учителя.

Если кто-то захочет вам пустить пыль в глаза, то не надо хлопать глазами. Посмотрите правде в глаза и, не моргнув глазом, скажите ему в глаза: « У вас дурной глаз!»

-Настроение каково?

-Во!

-Все такого мнения?

-Да!

-Молодцы!

-УРА!!!

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

I.Происхождение фразеологизма «Зарубить на носу»

Смысл этих слов довольно ясен. Зарубить на носу - значит « запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда».

Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать на собственном лице зарубку.

Напрасный страх: слово нос тут вовсе не означает орган обоняния. Оно значит « памятная дощечка, бирка для записей». В древности неграмоные люди всегда носили с собой такие палочки и дощечки и на них зарубками, резами, делали всевозможные заметки. Эти бирки и назывались носами.

II.Тесты «Проверь себя»

1.Соедините фразеологический оборот со значением.

Клевать носом смутиться

Рукой подать спать

Как снег на голову исчезнуть

Как в воду канул вначале

На первых порах близко

Прийти в замешательство неожиданно

2.Установите синонимичные пары.

Долго размышлять не покладая рук

Работать небрежно скрепя сердце

Бездельничать ломать голову

Делать неохотно спустя рукава

Уметь молчать выйти из себя

Крайне затруднить упасть духом

Сильно преувеличить не покладая рук

Сильно рассердиться поставить в тупик

Трудиться упорно делать из мухи слона

Совсем отчаяться держать язык за зубами

3. В каких предложениях использованы фразеологические обороты.

Поездка в Москву повисла в воздухе. ( В. Инбер)

Мелодией одной звучат печаль и радость. ( А. Блок)

Мне грустно…потому что весело тебе.( М. Лермонтов)

Жизнь Ольги Сергеевны висела на волоске. ( Д. Мамин-Сибиряк)

Склад авиационных бомб взлетел на воздух. ( В. Кожевников)

Мы жадно вдыхали влажный лесной воздух. ( А. Гайдар)

Воды не мало утекло с тех пор, как я разбил стекло. ( А. Барто)

4. В каком фразеологизме допущена ошибка? ( В каждом столбике)

Сесть в лужу подлить масло в огонь

Держать палку за пазухой бросаться в глаза

Положа руку на сердце между двух огней

Мерить на свой аршин шито чёрными нитками

Смотреть в оба

Кататься как сыр в масле

Палка о двух концах

Без году месяц

5. О каком человеке говорят?

У него семь пятниц на неделе.

Непостоянном

Одарённом

Аршин проглотил.

Жадном

Молчаливом

6. Что значит?

Точить лясы.

Работать

Болтать

Витать в облаках.

Мечтать о несбыточном

Незримо присутствовать

Бить ключом.

Ударять

Бурно проявляться

Гнуть спину.

Заниматься йогой

Унижаться

Вывести на чистую воду.

Помочь выйти из грязной воды

Разоблачить

7. Какие сочетания слов являются фразеологическими? ( В каждой группе)

Повесить пальто. Повесить нос.

Детские слёзы. Крокодиловы слёзы.

Медвежья услуга. Медвежья шкура.

III. Работа в группах.( распределение должностей)

Спикер ( руководитель группы)

Зачитывает задания (вопросы) группе;

Организует порядок выполнения;

Предлагает участникам группы высказаться по очереди;

Привлекает членов группы к работе;

Подводит итоги работы;

С согласия группы определяет выступающего.

Секретарь

Ведёт кратко и разборчиво записи результатов своей группы;

Как член группы имеет право быть готовым высказывать точку зрения при подведении итогов или оказать помощь выступающему.

Наблюдатель

Следит за временем;

Привлекает чтецов группы к работе.

Выступающий

Чётко освещает точку зрения группы по теме;

Докладывает о результатах работы группы.







© 2010-2022