Урок литературы в 7 классе по теме Летопись разрушения личности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7 классе по учебнику Бунеева «Путь к станции Я»

Тема урока: Летопись разрушения личности (по произведению «Дневник пятнадцатилетней наркоманки»)

Ход урока

На доске записан отрывок из стихотворения А.С.Пушкина:

Дар напрасный, дар случайный,..

Жизнь, зачем ты мне дана?..

Учитель:

  • Как бы вы, ребята, ответили на этот вопрос?

  • Как бы на этот вопрос ответила Анна Франк? - героиня из дневника «Погибель», который мы изучали на прошлом уроке?

Урок литературы в 7 классе по теме Летопись разрушения личности

Ответы учащихся:

  • Жизнь дана человеку, чтобы чувствовать то прекрасное, «что растёт у тебя внутри и вокруг тебя, и будь счастлив»;

  • жизнь должна давать человеку возможность рождать и «сохранять свои идеалы, как знать, возможно, в грядущие времена ещё удастся претворить их в жизнь»;

  • фашизм - это погибель для цивилизованной жизни, для А.Франк жизнь - это путь духовного становления, творческого развития.

Учитель: Мы видим, как военное время, эпоха бесцеремонно вторглась в жизнь людей, в том числе и в жизнь еврейской девушки, погибшей в немецком концлагере.

Эпоха может поломать все планы, разрушить их. Но спасти нас сможет духовное богатство.

Однако бывают у человека и такие дни, когда (продолжение Пушкинских строк):

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Учитель:

  • Каков перед нами лирический герой Пушкина?

Ответы учащихся:

растерявшийся

одинокий

страдающий

потерянный

тоскующий

Урок литературы в 7 классе по теме Летопись разрушения личностиУрок литературы в 7 классе по теме Летопись разрушения личности

Учитель:

  • Кого вам напоминает этот лирический герой А.С.Пушкина?

Ответы учащихся: В таком же состоянии мы видим 15-тилетнюю наркоманку из «Дневника…».

Учитель: В начале дневника мы видим девочку, которая не принимает наркотики, но она страдает. Чем вызваны её страдания? Как к дочке относятся в семье?

Ответы учащихся:

Запись от 6 января

Семья девочки переехала, впереди - новая школа: «как я страдаю», «я несчастнее всех на свете»,

Вывод: Надуманные проблемы.

Запись от 25 декабря

«Она (мама) тут же приколола её (брошку дочери) на ночнушку… Я счастлива…», - в семье очень любили девочку.

Учитель:

  • Какой вопрос (проблема) хочется задать девочке?

  • Ответы учащихся:

?Что же подтолкнуло тебя (героиню) вступить на путь наркоманки, который привёл к гибели?

?В чём суть деградации личности?

Учитель: Каждой группе предлагается поработать с определённой дневниковой записью, найти цитаты, показывающие губительный путь наркомана ( на работу отводится5 минут)

Урок литературы в 7 классе по теме Летопись разрушения личностиУрок литературы в 7 классе по теме Летопись разрушения личности

Защита групп (попутно учитель демонстрирует подобранный заранее фотоматериал)

Запись от 10 июля

  • «я могу чувствовать себя свободной и ни в чём не виноватой»;

  • «они меня приняли»;

Первая причина: неуверенность в себе.

Вторая причина: ложное чувство защищённости - чувство толпы (смотри рис.1,2)

Урок литературы в 7 классе по теме Летопись разрушения личностиРисунок 1, 2 Урок литературы в 7 классе по теме Летопись разрушения личности

Запись от 20 июля

  • «я просто узнать не могла эту жалкую закомплексованную дурочку - себя!»;

Ложная свобода.

Запись от 5 марта

  • «Чёрт побери, хотела бы я иметь, чем уколоться»;

Реальное одиночество (смотри рис.3).


  • «Мне нечего надеть, кроме тряпок»;

  • «…я спала под кустом»;

Деградация человека: внешняя (облик), внутренняя (грубая речь).

Урок литературы в 7 классе по теме Летопись разрушения личностиРисунок 3

Запись от 24 января

  • «…я снова начала. И не знаю, кричать от радости или посыпать голову пеплом и надеть власяницу»;

Деградация личности проявляется и в ярко выраженном неустойчивом психологическом состоянии, в резкой смене настроения (смотри рис.4)

Урок литературы в 7 классе по теме Летопись разрушения личностиРисунок 4

Запись от 31 декабря

  • «Я бы хотела, чтобы существовало средство раз и навсегда избавляться от моих ужасных кошмаров…»

Наркоманы в большинстве случаев понимают, что тот образ жизни, который они ведут, - это лишь существование, однако мозг зависим от ощущения эйфории - мозговая подсознательная зависимость (смотри рис.5).

Урок литературы в 7 классе по теме Летопись разрушения личности Рисунок 5 Урок литературы в 7 классе по теме Летопись разрушения личности

Запись «На другой день»

  • «Я, наконец, нашла смысл жизни. А с наркотиками всё покончено…»;

Героиня поняла, что любящая её семья - вот смысл жизни ( когда дочка возвращалась домой, её никто в семье не упрекал, все продолжали любить её).

Слова «с наркотиками всё покончено» - самообман наркомана.

Эпилог

  • «Важно, что ребёнок умер и что это одна из 50-ти тысяч жертв наркотиков, скончавшихся за один год».

Наркоман ты или нет, любящие родители не разбирают, когда хоронят своего ребёнка. Родительское горе не передать словами (смотри рис.6).

Урок литературы в 7 классе по теме Летопись разрушения личностиРисунок 6

Учитель:

  • Над какими ещё вопросами (проблемами) заставляет задуматься данный дневник?

Ответы учащихся:

  • Проблема ответственности человека за свои поступки перед собой, близкими обществом (смотри рис.7).

Урок литературы в 7 классе по теме Летопись разрушения личностиРисунок 7Урок литературы в 7 классе по теме Летопись разрушения личности

(Ребёнок, рождённый от наркоманки)

  • Проблема отсутствия у человека цели в жизни.

  • Проблема духовного начала в человеке.

Учитель: Давайте рассмотрим подготовленные вами дома коллажи на тему «Душа и наркотик». Урок литературы в 7 классе по теме Летопись разрушения личности

Защита плаката Манаковой Алёной: Мы рассмотрели по Толковому словарю значение двух слов и пришли к выводу, что эти слова несовместимы.

Урок литературы в 7 классе по теме Летопись разрушения личности

Учитель: Что же делать человеку, когда у него болеет внутреннее Я? Как человеку избежать деградации, оставшись человеком и став личностью?

Я вам хочу подарить афоризм Махатма Ганди: «Мы сами должны быть теми переменами, которые хотим увидеть в жизни».

Учитель зажигает свечу.

А также мне хочется, чтобы в трудную минуту вам помогало искусство, например песня Андрея Макаревича «Пока горит свеча» (прослушивание песни).

Урок литературы в 7 классе по теме Летопись разрушения личности

Домашнее задание: осмыслить сказанное нами на уроке и составить синквейн на любую из тем: «Наркотик», «Жизнь», «Личность». Оформить синквейн на компьютере.

© 2010-2022