План-конспект урока по литературе на тему Бажов П. П. Сказ «Каменный цветок» (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по литературе

Тема: Бажов П.П. Сказ «Каменный цветок»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: закрепить знания о жизни и творчестве П.П. Бажова, уметь анализировать сказ «Каменный цветок».

Задачи урока

Образовательные:

- ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра - сказа;

- провести наблюдения над языком художественного произведения;

- продолжить обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию, пересказу эпизодов из сказа «Каменный цветок»;

- провести работу по созданию толкового словарика непонятных слов.

Развивающие:

- способствовать развитию речи учащихся;

- содействовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, систематизация;

- помогать развитию познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Воспитательные:

- формировать гуманистическое мировоззрение, жизненную позицию учащихся, основанную на приоритете добра;

- воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: портрет П.П. Бажова, текст сказа «Каменный цветок» (учебник), компьютер, экран, проектор, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Открываем тетради по литературе, записываем число, тему урока. Творчество какого писателя мы продолжаем изучать?

Слайд № 1

  1. Работа со словарным словом

Ребята, я записала на доске новое для вас слово. Дело в том, что все свои сказы П.П. Бажов собрал в 3 большие книги. Одной из этих книг является «Малахитовая шкатулка», в которой собраны знаменитые сказы. Сказы из сборника «Малахитовая шкатулка»: «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка» - называют трилогией. Их многое объединяет: общий замысел, события, герои. Запишем определение слова понятия «трилогия».

Трилогия - это три произведения, объединенные общим замыслом, событиями и героями.

Учащиеся записывают словарное слово и его значение в тетради.

  1. Повторение изученного материала

Ребята, мы продолжаем изучать творчество Павла Петровича Бажова. (Слайд № 1) Вспомним биографию писателя.

    1. До какого времени жил П.П. Бажов? (До середины прошлого века(1950 г.))

    2. Где жил всю свою жизнь писатель? (На Урале)

    3. Какие события жизни Бажова помогли ему стать писателем? (Детство Бажова прошло в постоянных переездах с одного завода на другой. Будучи еще ребенком, Павел слушал рассказы отца и бабушки о былой жизни, о труде рабочих и уральских камнерезов. В г. Сысерти были хорошие рассказчики - знатоки прошлого Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но самым лучшим и любимым сказителем у Павла Бажова был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Василий Алексеевич рассказывал о Гумешевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, девке Азовке, бурой кошке, ящерках и других помощниках горняков и камнерезов.

    4. Как называется литературный жанр, которым писал свои художественные произведения Бажов П.П.? (Сказ)

    5. Вспомните, что такое сказ? (СКАЗ - произведение, в котором повествование о событиях ведется от лица подставного рассказчика - человека определенного социального положения, национальности, жизненного уклада, обладающего своеобразной речевой манерой)

    6. Назовите имя любимого сказителя Бажова? (Хмелинин Василий Алексеевич)

    7. Как по-другому звали Хмелинина В.А.? (Дедушка Слышко)

    8. Кем работал Бажов после учебы в Екатеринбургском духовном училище и Пермской духовной семинарии? (Учителем русского языка и литературы, редактором газеты)

    9. Как называется знаменитая книга Бажова П.П.? («Малахитовая шкатулка»)

  1. Проверка домашнего задания

  1. Слайд № 2

ДОЛГОВЕКИЙ МАСТЕР

«Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом… Вне труда нет и человека».

П.П. БАЖОВ

Эпиграф читает ученик. Назовите имя главного героя сказа «Каменный цветок». Кого можно назвать мастером в сказе? (Данилушку)

Ребята, скажите, понравился ли вам сказ «Каменный цветок»?

Ученики начинают пересказывать сказ.

  1. Комментированное чтение

    1. Как раскрывается в сказе талант Данилы, его душа художника? (Стр. 218, 219, 220)

    2. Какие особенности характера проявились у Данилушки во время работы над чашами? Подберите эпитеты, характеризующие нашего героя. (Способный, талантливый, умный, внимательный, наблюдательный)

    3. Покажите на примерах, что жизнь не баловала Данилушку. Как же удалось ему, сироте, овладеть мастерством резчика? Благодаря кому и чему?

    4. Как вы думаете, Бажов ведет повествование от своего лица или от имени рассказчика?

    5. Кто из героев сказа, кроме Данилы-мастера, вызывает у вас добрые чувства? Почему?

  1. Обобщение и систематизация изученного материала

Литературная игра-викторина по сказу П.П. Бажова «Каменный цветок» (Слайды №3-№16)

  1. Подведение итогов

Ребята, что такое сказ? (Слайд №17)



  1. Домашнее задание

Знать определение терминов «сказ» и «трилогия».

  1. Оценивание учащихся

  2. Рефлексия

4


© 2010-2022