Конспект урока литературы по теме: «Тема народа в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» А. И. Радищева»

"Описание материала: Урок по произведению Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» Основная тема произведения-это тема народа,тема крепостного права. На протяжении всего урока ребята работали с текстом,работали в группах,выполняли сравнительный анализ. На уроке прослеживалась межпредметная связь,где дети должны были определить связь между музыкой и художественными полотнами. Основные цели урока: сформулировать собственное отношение к поступкам героев; воспитать уважительное отношение к труд...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: Тема народа в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» А.И.Радищева


Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1№ п.Тюльган

Куличкина Галина Ивановна


























Ход урока

  1. Слово учителя.

На прошлом уроке вы начали вести речь о «Путешествии из Петербурга в Москву» А.И.Радищева. помогите мне сформулировать тему. О ком это произведение?

1 слайд.

  1. Цели урока:

  • сформулировать собственное отношение к поступкам героев;

  • воспитать уважительное отношение к трудовому народу;

  • воспитать в себе ответственность перед обществом.

Эпиграф:

Я оглянулся окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала…

А.Н.Радищев

  1. Работа с тексом.

Чтобы глубже осознать эпоху 18 века мы должны с вами повторить время правления Екатерины II

2 слайд

Ученица:

«Годы царствования Екатерины II - это время расцвета абсолютизма. Недаром дворяне назвали это время «золотым веком». Для них это действительно было золотое время когда привилегии помещиков над крестьянами но и старались умножить число богатых дворян. С этой целью она стала раздавать дворянам казенные земли и государственных крестьян, положение которых политически было абсолютно бесправным.

Но в переписке с европейскими философами Екатерина II рисовала Россию обителью благоденствия и тишины. «Лучше судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной», - писала Екатерина II.»

Ученик зачитывает из книги Радищева:

«Жестокосердный помещик! Посмотри на крестьян, тебе подвластных. Не ты ли родишь их в болезни и горести. Обложил сверх всех полевым оброком? Не ты ли не сотканное еще полотно определяешь себе в пользу? Ты собираешь и то, что тебе не надобно, несмотря на то, что неприкрытая нагота твоих крестьян тебе в обвинение будет».

Посмотрите ребята, как расходятся точки зрения, поэтому прочитав «Путешествие из Петербурга в Москву» Екатерина II сказала, что «сей бунтовщик хуже Пугачева». Что же бунтарского увидела Екатерина II в «Путешествии из Петербурга в Москву». Обратимся к тексту.

I ряд стр.91 гл. «Любани»

- Можно ли назвать блаженным гражданское положение крестьян в России?

Подтвердите текстом стр.92

Вывод: положение крестьян бедственное. Закон мертв, барин что захочет, того и добьется.

Так Радищев ставит проблему человек и его права в государстве.

Запись в тетрадь:

«Любани» - трудолюбивый мужик, не верящий в закон.

II ряд гл. «Медное» стр.182

- Человек - вещь, от которой всегда можно избавиться? Согласны ли вы с этим выражением? Докажите.

- Что вы ощущали при чтении этой главы?

Запись в тетрадь:

«Медное» - крестьяне продаются, законы не работают, человек бесправный.

III ряд гл. «София» стр.88

- Найдите в тексте ответ на вопрос, а есть ли конец этой скорби? Стр.90

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Жизнь стала не в радость, народ готов умереть, терпеть нет сил.

Запись в тетрадь:

Гл.«София» - продолжать жить нет сил, конца мукам не видать.

Физ.минутка: Остановились. Давайте снимем усталость глаз.

  1. Массаж глаз.

  2. 10 раз частое моргание.

  3. Рисуем 8 в пространстве (5 раз).

  4. Движение глаз: вверх, вниз, вправо, влево.

  5. Движение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.

  6. Закрыть глаза.

Откроем главу «Пешки» стр.204 и поработаем в парах.

Задания 1 ряду.

  1. Проанализируйте диалог хозяйки и героя во 2-м абзаце. О чем он? Что символизирует сахар для хозяйки?

  2. Найдите изобразительно-выразительные средства и зачем автор использовал данные средства в главе?

Задания 2 ряду

  1. Определите, что представляет собой и как описан крестьянский быт в 3-м абзаце? (интерьер избы, пол, стены…)

  2. Найдите выразительные средства, зачем автор использовал данные средства в главе?

Задания 3 ряду.

  1. Найдите эпизод, который емко выражает возмущение лирического героя от увиденного, прочитайте.

  2. Какова главная мысль этого фрагмента?

Запись в тетрадь:

«Пешки» - положение крестьян ужасно, долго так продолжаться не может.

3 слайд

Перед вами, ребята, карта путешествия автора. Еще много можно говорить о положении народа. Наш эпиграф «Я оглянулся…»

-Как вы понимаете это выражение? /душа наполнилась болью, состраданием/

На уроке мы взяли отдельные главы, но помещичий беспредел присутствовал на каждой станции. Где останавливался автор, сами названия селений говорят о социальном уровне.


  1. Путешествие.

А дальше, ребята, мы совершим путешествие в картинную галерею, но прежде я хочу заострить ваше внимание на музыке, которая вас будет сопровождать.

4 слайд

- Что объединяет картины художников второй половины 19 века и «Путешествие из Петербурга в Москву»?

/тема народа, тяжесть положения, бесправие, непосильный детский труд, унижение./

- А что вы услышали в музыке?

/волнение, трепет души, грусть, боль, грусть вызывает на размышление/

- Какой же вывод мы можем сделать?

/Через искусство: литература, картины художников, музыка объединены одной темой, темой народа, социальным положением народа, бедственное положение народа. В музыке звучит некий надрыв./

- А насколько актуальна тема народа сегодня?

/Действительно, тема народа актуальна во все времена, и как бы не листал ветер летопись времен - так жил наш народ, это наша история, и не уважать ее, не любить ее мы не имеем права, потому что мы живем в этой стране, это наша история и, как говорил академик Лихачев «не зная прошлого - нельзя строить будущее»./


  1. Рефлексия.

Радищев начал работу над «Путешествием из Петербурга в Москву» осенью, а закончил в мае (1790г), а потому на ваших столах осенние листья, на них слова: исходя из материала урока, составьте предложения.

Повторил

Узнал

Хочу глубже изучить

Эпоху Екатерины II

О жизни народа в 18 и 19 вв.

Тему народа в литературе 19 и 20 вв.

- Зачитайте свои предложения.

/тема народа заслуживает внимания, чтобы ее изучали/

- С каким настроением вы уходите с урока?

/печально, что 18 век заявил о себе, как век гнета и крепостничества, обидно и больно за народ, такова наша история./


  1. Оценки.

  2. Домашнее задание

Г.Р.Державин, стр.59-63


I вариант

IIвариант

«Памятник», вопрос 4

«Властителям и судьям», вопрос 3


  1. Итоги:

- Я была рада познакомиться с вами, вы произвели на меня хорошее впечатление, всем спасибо, урок окончен.


© 2010-2022