Разработка урока по русскому языку на тему Соотношение между видом и временем глагола (6-класс)

Данная работа предназначена для 6 класса с казахским языком обучения.  Цели урока: 1.познакомить с образованием временных форм в зависимости от вида глагола. 2.развивать умения образовать все возможные формы времени; умения производить синтаксический разбор предложения, разбор слова по составу. 3. воспитывать общительности и доброжелательности. Тип урока: комбинированный Методы и приемы: развитие речи, творческая работа Оборудование: таблица, раздаточный материал по теме урока. Учитель начинает ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русская речь, 6 класс

Тема урока: Соотношение между временем и видом глагола.

Цели урока:1.познакомить с образованием временных форм в зависимости от вида

глагола.

2.развивать умения образовать все возможные формы времени; умения

производить синтаксический разбор предложения, разбор слова по составу.

3. воспитывать общительности и доброжелательности.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: развитие речи, творческая работа

Оборудование: таблица, раздаточный материал по теме урока

Ход урока:

I. Организационный момент

- приветствие

- определение отсутствующих

- проверка готовности к уроку

- организация внимания

Учитель читает отрывок из стихотворения.

Что без меня предметы?

Лишь названия

Но я приду - всё в действие придёт,

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растёт. (В.Кондрашов)

Беседа.

1.О какой части речи говорится здесь? /о глаголе/

2. Почему? /потому что глагол обозначает действия предмета/

II. Постановка цели урока

III. Проверка домашнего задания

Задание №6 стр 124-2-125

Написать предложения, добавляя из таблицы слова, которые подходят по смыслу. Подчеркнуть эти слова, задать вопросы к глаголам.

Я весь день учил новые русские слова и, наконец выучил их. Дома я часто пела русские песни, и на этот раз на вечере я спела русскую песню. Вечерами папа всегда читал мне книги на русском языке, один раз он прочитал мне стихотворение «Зимний вечер». Мы много раз слышали от учителя: « Русский язык очень красивый». Один раз мы услышали, как наш учитель поёт по-русски.

Диаграмма Венна

Сов вид Несов вид

Что сделать? Что делать?

Однократность действия длительность, повторяемость действия

IV.Актуализация знаний

Что мы знаем о глаголе

Продолжи фразы:

Глагол - _______________, которая обозначает _____________ и отвечает ______________

______________.

В предложении глагол чаще всего является ____________________.

У глагола имеются _____ времени.

Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы _________________________________

Глаголы будущего времени отвечают на вопросы ___________________________________

Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы ________________________________

У глагола имеются _____ вида. Это _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

V. Подготовка к восприятию новых знаний.

Соотношение между временем и видом глагола.

VI. Усвоение новых знаний.

Объяснение нового материала

Объяснение урока по таблице

Неопределенная форма глагола

вид

Наст время

Прошедшее время

Будущее время

Простое сложное

Учить

читать

Несоверш

(что делать?)

Учу

читаю

Учил

читал

-

-

Буду учить

Буду читать

Выучить

прочитать

Соверш

(что сделать?)

-

-

Выучил

прочитал

Выучу

прочитаю

-

-

VII. Проверка понимания. Закрепление материала

Игра «Кто быстрее»

От данных пар глаголов образовать все возможные формы времени.

Читать -прочитать ужинать -поужинать

Верить - поверить желать - пожелать

Делать - сделать чувствовать - почувствовать

Задание1: заменить глаголы несовершенного вида, глаголами совершенного вида.
Светляки.
Вечером у лесной тропинки мы видим первых светляков. «Огоньки!» - кричит Саша. Мы собираем в коробочку несколько светляков, несем домой, и садим их на листья сирени. Всю ночь на сирени под нашими окнами горят и переливаются зеленые огоньки.
Сравниваем тексты , выясняем характер действий в полученном тексте.

Задание 2. Из данных предложений найдите глаголы и определите его вид и время

1 вариант

Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою.

Засвищут (сов.вид, будущ.вр)

Оденется (сов.вид, будущ.вр.)

2 вариант

Скоро всё зазеленеет: степи, рощи и леса.

Зазеленеет (сов.вид, будущ.вр.)

Работа с учебником

Фикультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше

Задание 3. Упражнение №10 стр 126 письменно

Списать предложения, используя глаголы нужного вида. Определите, в каком времени они употреблены.

Игра «Третий лишний»

Приходил Зайду Выбираю

Зашла принесу зажигал

Идёт. светила расстилаю

VIII. Рефлексия

- Что вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Осталось ли что-нибудь непонятное в этой теме?

В заключение, послушайте грамматическую сказку о глаголе.

Жил-был Глагол.
Он очень не любил ленивых,
и сам трудился целый день:
бегал, летал, скакал, мастерил, варил…
Там что-то выкопает, там что-то достроит,
там склеит, там пришьет,
и все волнуется:
успею ли помочь, добегу ли вовремя,
смогу ли все трудности преодолеть.
А вы как думаете?
Успеет? Сможет? Добежит?

- А глаголы какого вида ему в этом помогут?
- И мы с вами, ребята, любим доводить начатое дело до конца, поэтому закончим урок глаголами совершенного вида, которыми вы закончите фразу - Как прекрасен этот мир…

Посмотри!
Улыбнись!
Оглянись!
Удивись!
Закричи!
Подружись!
Развлекись!
Поиграй!
Узнай!
Воскликни!
Выучи!
Прочитай! и т.д.

IX. Домашнее задание:

Упражнение 12/на стр126/

Прочитать и определить время и вид глаголов

X. Итог урока. Комментирование оценок





© 2010-2022