Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы

В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)на уроках русского языка и литературы при обучении глухих детей. Повышать мотивацию можно за счет создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, активного внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения. Особое значение ИКТ приобретают в обучении неслышащих детей, так как ведущий анализатор у таких детей – зрительный. Они...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование информационно-коммуникационных

технологий (ИКТ)

на уроках русского языка и литературы -

средство активизации познавательной деятельности неслышащих детей.

Не секрет, в большинстве случаев русский язык и литература не являются любимыми предметами у ребят. Причины этого заключаются в сложности изучения: большое количество правил в русском языке, большой объем произведений по литературе. Повышать мотивацию можно за счет создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, активного внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения. Особое значение ИКТ приобретают в обучении неслышащих детей, так как ведущий анализатор у таких детей - зрительный. Они лучше усваивают грамматические правила и категории, имея перед собой зрительные опоры.

Использование ИКТ на уроке помогает в решении

коррекционных задач:

  • овладение умениями и навыками использования русского языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

  • умение пользоваться различными лингвистическими словарями;

  • овладение различными формами устной и письменной речи.

  • формирование коммуникативных умений и навыков:

  • развитие умения моделировать собственные высказывания, актуализировать их в собственной речи;

  • формирование продуктивных видов деятельности;

  • развитие психических процессов:

развитие памяти (механической, слуховой, зрительной),

развитие внимания,

формирование навыков логического мышления;

Что же подразумевают под собой ИКТ?

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:

  • позволяют разнообразить формы работы, деятельность учащихся,

  • активизировать внимание, развивать логическое мышление, память,

  • активизируют творческую деятельность;

  • позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

  • позволяют дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения;

  • помогают обогащать и расширять словарный запас,

  • активизируют познавательную деятельность учащихся;

  • осовременивают урок.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования ИКТ при подготовке к урокам, на уроках и во внеурочной деятельности.

Применение ИКТ, я считаю, эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока:

  • мультимедийной школьной лекции,

  • урока - наблюдения,

  • урока - семинара,

  • урока - практикума,

  • урока - виртуальной экскурсии.

Использовать информационные технологии можно на любом этапе урока и во внеурочное время:

- во вступительном слове учителя или учащихся;

- на этапе предъявления учебной информации;

- на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;

- на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

- на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

- на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и др.;

- во внеурочное время при подготовке домашних заданий,

- при подготовке к внеклассным мероприятиям.

Активные модели ИКТ:

  1. Мультимедийные презентации.

  2. Информационно-обучающие программы.

  3. Компьютерные тесты.

  4. Электронные тренажеры.

  5. Электронные энциклопедии.

  6. Электронные проекты.

Основные направления

использования компьютерных технологий на уроках

  • Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).

  • Обучающие программы, тренажёры.

  • Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, модели, таблицы, понятия).

  • Тесты.

  • Игровые задания.

  • Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

В основном все эти модели основаны на использовании программы MS Power Point.

Чего она позволяет достигать на уроках?

  • стимулирует познавательную деятельность школьников;

  • способствует глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;

  • даёт богатый зрительный материал (что особенно важно для глухих детей, у которых зрительный анализатор является ведущим;

  • осуществляет межпредметные связи: с историей, географией, мировой художественной культурой,

  • повышает мотивацию учения школьников и интерес к изучаемому предмету;

  • разнообразит формы представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;

  • стимулирует воображение школьников;

  • способствует развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Рассмотрим конкретные примеры использования Power Point на уроках.

Использование на уроке визуальной информации

(иллюстративный, наглядный материал)

Виды визуальной информации

  • Презентации

  • Видеофрагменты

  • Экранизация русской классики

  • Заочные экскурсии

  • Электронные словари и энциклопедии, Интернет-ресурсы.

Я активно использую на уроках презентации, взятые из Интернета, часто создаю их сама с помощью программы Power Point.

Мультимедийные презентации позволяют учителю

  • давать большой объем информации,

  • значительно экономить время на уроке,

  • повышать уровень наглядности,

  • быстро и наглядно делать обобщения, строить схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила.

  • использовать разнообразные упражнения для закрепления материала урока;

  • выделять главные мысли; обобщать материал,

  • вносить элементы занимательности, оживлять учебный процесс.

  • расширять словарный запас детей,

  • не терять контакт с учениками на протяжении всего урока.

Главное в презентации - это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя).

Что же нового дает использование мультимедийных презентаций?

Во-первых, удобство демонстрации.

Во-вторых, методические преимущества:

Возможность остановить, детально рассмотреть зрительный ряд, вернуться к предыдущим слайдом, компьютер выступает в роли доброжелательного, терпеливого собеседника, помогает организовать наблюдение, «учит видеть».

В-третьих, решение дидактических задач, что приводит к прочности усвоения материала и быстрому его усвоению, повышается заинтересованность, развивается коммуникативный потенциал личности.

Целями использования презентации на уроке могут быть:

  • актуализация знаний;

  • сопровождение объяснения нового материала;

  • первичное закрепление знаний;

  • обобщение и систематизация знаний.

Использование презентаций на уроках литературы

Активно использую презентации на разных этапах урока. Это могут быть и уроки по биографиям писателей с богатым иллюстративным материалом, а могут быть и тесты и игры, обобщающие пройденный материал. Использование презентаций позволяют учащимся полнее окунуться в атмосферу изучаемого времени, понять личность писателя, художника, общественного деятеля, более полно познакомиться с изучаемым произведением. Всё это разнообразит урок литературы и прививает интерес у ребят к предмету.


Видеофрагменты

На уроках, посвященных жизни и творчеству писателя, истории создания произведения я использую видеофрагменты.


Экранизация русской классики

В Интернете я нахожу художественные фильмы к произведениям, которые мы изучаем. Иногда удаётся найти субтитры к этим фильмам. В моём кабинете собрана видеотека DVD по всем программным произведениям. На уроках мы просматриваем фильмы, спектакли, чтобы более полно понять идейное содержание изучаемого произведения.


Заочные экскурсии

Часто при изучении произведений мы совершаем виртуальные заочные экскурсии по литературным местам. Используя данные ресурсы, мы посещаем Тарханы, Мелихово, пушкинскую Москву и другие места, связанные с именами русских писателей и поэтов.

Использование электронных словарей и энциклопедий, Интернет-ресурсов.

В процессе обучения русскому языку я учу детей обращаться за информацией к электронным словарям, энциклопедиям, базам данных, представленных в большом объеме на электронных носителях и в Интернете. На уроках по русскому языку и литературе и во внеурочное время я пользуюсь такими электронными учебниками.

Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

Работа с обучающими программами по русскому языку

тренажёрами, тестами

Самым важным и значимым для учителя являются качественные знания школьников, поэтому учитель заранее выбирает: в какой форме будут проверяться знания, умения и навыки его учеников.

Помогают в формировании умений и навыков по предмету учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.

На уроках русского языка я часто использую готовые электронные образовательные ресурсы, которые дают возможность не только наглядно объяснить материал урока, но и получить обратную связь. Среди них:

  • диски серии «Уроков Кирилла и Мефодия», которые используются как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

  • 1С: Репетитор. Тесты по Орфографии и Пунктуации.

  • обучающая программа «Фраза»

  • универсальное мультимедийное пособие «Русский язык» 7 класс

к учебнику Т.А. Ладыженской (Издательство «Экзамен»)

  • универсальное мультимедийное пособие «Русский язык» 8 класс

к учебнику Т.А. Ладыженской (Издательство «Экзамен»)

  • электронное приложение к методическому пособию «Уроки русского языка с применением информационных технологий 5 -6 классы» - Т.А. Захарова и др. - М., Планета, 2011 (Современная школа)

  • электронное приложение к методическому пособию «Уроки русского языка с применением информационных технологий 7 -8 классы» - Т.А. Захарова и др. - М., Планета, 2011 (Современная школа)

  • универсальный мультимедийный тренажер «Русский язык» (7 класс 8 класс) к любому учебнику (Издательство «Экзамен»)

  • методическое пособие с электронным приложением «Повторение и контроль знаний русский язык (тесты логические задания)» М.. Планета, 2011

  • методическое пособие с электронным приложением ««Повторение и контроль знаний по литературе на уроках и внеклассных занятиях (тесты, контрольные и проверочные работы, викторины)» М.. Глобус, 2008

  • интерактивное пособие с презентациями «Особенности работы учителя-дефектолога 2-3-ей ступени обучения в школе для детей, имеющих нарушения слуха и речи,». Санкт-Петербург, Антология, 2012

Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:

  • повысить интерес учащихся к предмету;

  • повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

  • сэкономить время на опрос учащихся;

  • неограниченное количество раз обращаться к заданиям;

  • дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;

  • дают возможность эффективно повторять пройденный материал.

Использование интерактивного демонстрационного материала (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

В своей работе я использую следующие виды работ с применением ИКТ:

  • Подготовка к творческим работам (сочинениям, изложениям).

Использование презентаций на таких уроках позволяет эффективно рассмотреть картину (и отдельные её фрагменты), провести словарную работу, коллективно составить план сочинения, ответить на вопросы.

  • Работа с текстами.

Ученикам предлагается вставить в текст пропущенные слова (окончания, безударные гласные, пропущенные согласные, знаки препинания). Можно предложить закончить правило. После выполнения работы учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга по следующему слайду, где другим цветом выделены вставленные слова и буквы. Учащиеся сразу выставляют оценки друг другу. Данный вид работы удобен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки, исправляют их и получают оценку за знания.

С помощью презентаций очень удобно проверять домашнюю работу, выполненное упражнение или задание.


  • Работа со схемами, моделями.

  • Помогает лучше запоминать теоретический материал.

  • Помогает применять правила на практике.

  • Развивает логическое мышление, зрительную память.

При подготовке к уроку составляю презентацию со схемами, но только их основы, которые учащиеся заполняют на уроке. Этот вид работы можно использовать несколько раз: при объяснении нового материала, при закреплении и для контроля знаний.

  • Конструирование по заданным схемам (слов, словосочетаний, предложений).

Например, при изучении темы «Причастный оборот» ученикам предлагается составить предложения (или переделать готовое) в соответствии со схемами:

-причастный оборот в начале предложения,

-причастный оборот в середине предложения,

-причастный оборот в конце предложения.

После выполнения задания ученики проверяют свою работу с помощью следующего слайда.


  • Работа с таблицами.

Этот вид работы удобно использовать на этапе закрепления нового материала.

Например, для закрепления темы «Деепричастия совершеного и несовершенного вида» ребятам предлагается задание: распределить данные деепричастия в два столбика таблицы.

Для этого на одном слайде появляются деепричастия «вперемешку». После выполнения работы учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга по следующему слайду, где деепричастия уже распределены в два столбика.

  • Словарная работа.

Одной из главных задач словарной работы с неслышащими детьми является обогащение, пополнение, расширение словарного запаса учащихся.

Условно в системе словарной работы мы выделяем несколько разделов:

объяснение нового словаря,

  • закрепление словаря,

  • включение его в речевую практику,

  • лексические упражнения.

Использование ИКТ облегчает работу педагога на всех этапах работы над словом. Ведь главное для неслышащего ребёнка - опора на наглядный образ.

На уроках я использую различные приёмы активизации познавательной деятельности учеников:

  • семантизация ( раскрытие значения непонятных слов);

  • описание предмета или явления словом (например, слово поземка объясняется как ветер со снегом: ветер дует, метет снег по земле);

  • подбор синонимов;

  • подбор антонимов;

  • задания, направленные на установку лексического значения слова;

  • подбор подходящих по смыслу слов из двух представленных вариантов;

  • выразить смысл одним словом;

  • "составь из букв одного слова как можно больше слов";

  • "четвертый лишний";

  • нахождение ошибок в тексте;

  • работа с деформированным текстом и другие.

Компьютерное тестирование.

Преимущества работы с компьютерными тестами:

  • ученик сам задает темп работы и ответов на вопросы,

  • сразу же получает оценку за свою работу.

  • он может воспользоваться подсказкой,

  • может посмотреть количество допущенных ошибок,

  • обучающиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.

Учитель может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой - системой для создания тестов. Компьютерное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.

С тестами можно работать фронтально с одним учительским компьютером и индивидуально (каждый ученик выполняет свой тест, это позволяет осуществлять дифференцированный подход на уроке).

Использование игровых приёмов на уроке:

-решение кроссвордов, ребусов, шарад,

-отгадывание загадок,

-составление пословиц, поговорок (из данных частей),

-ответы на вопросы викторины,

-«Своя игра» (после прохождения определённой темы).

Использование игровых приёмов позволяет сделать процесс обучения более увлекательным, разнообразным, учитывающим интересы и потребности ребёнка, а контроль за знаниями учащихся - более эффективным и оперативным.

Самостоятельная поисковая,

творческая работа учащихся

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Я стараюсь научить подростков грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. Подростки должны научится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей.

Самое элементарное применение компьютера учениками-

  • редактирование текстов,

  • набор текстов своих творческих работ, своих стихов,

  • составление сборников,

  • создание компьютерных рисунков.

  • подготовка докладов, рефератов

  • помощь в подготовке дидактического материала.

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы помогает добиться следующих результатов:

  • повышает качество обучения;

  • усиливает интерес к изучению предмета;

  • позволяет рационально распределять время урока;

  • помогает доходчиво объяснять материал, делать его интересным и доступным.

  • позволяет учителю создавать копилку, включающую в себя презентации, тесты, игры по различным темам.

Использование ИКТ делает урок более привлекательным и учит детей ориентироваться в огромном «море» информации. Это приводит к росту качества знаний по предмету и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.

Литература.

  1. Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. - Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.

  2. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.

  3. Баскаков В.Ю., Бахтеров В.Е, Резниченко И.Л. Некоторые проблемы использования компьютера в обучении русскому языку. // Русский язык в школе. 1988. №2, с.7-12.

  4. Львов В.В. Компьютеры на уроках русского языка. // Русский язык в школе. 1986. №3, с.3-7.

  5. Информационные технологии - шаг в будущее.- «Учитель», 2002.-№4.-с.53

  6. И.А.Мухина, Т.Я.Еремина. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя.- СПБ., 2002.


9


© 2010-2022