Конспект урока по литературе по рассказу В. М. Шукшина Микроскоп (7 класс)

Урок-открытие поможет учащимся не только познакомиться с личностью Василия Макаровича Шукшина, но и погрузиться в мир рассказа "Микроскоп". Есть возможность отметить особенность изображения героев,повторить приемы сатирического изображения, сделать вывод об особенностях стиля писателя.Цели урока:- знакомство с многогранной личностью В. Шукши­на, с  особенностями индивидуальной  манеры; - развитие умения анализировать  рассказ «Микроскоп»;- формирование нравственно-этических представлений.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-открытие ( «Чудаки» и «чудики» в рассказе В.М.Шукшина «Микроскоп»)

Цели урока:

- знакомство с многогранной личностью В. Шукши­на, с особенностями индивидуальной манеры;

- развитие умения анализировать рассказ «Микроскоп»;

- формирование нравственно-этических представлений.

Ход урока

Ι.Cтадия вызова.

Сибирь в осеннем золоте,
В Москве - шум шин.
В Москве, в Сибири, в Вологде
Дрожит и рвется в проводе:
- Шукшин: Шукшин: Шукшин…

Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режис­сер. Он не писал специально для детей. Но проблемы, которые он поднимал в своих произведениях, вневременные и вневозрастные. Сегодня, исследуя рассказ "Микроскоп", мы приобщимся к творчеству В.М. Шукшина.

ΙΙ. ТЕМА. Целеполагание.

1.Эпиграф:

Откуда берутся такие таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди - и вот избирают одного.

Василий Шукшин

- О каких людях идёт речь? Много ли их?

- Какое отношение имеет эпиграф к В.Шукшину?

(Запись темы и эпиграфа в тетрадь)

2. Проблемные вопросы:

- Почему героя рассказа Андрея Ерина можно отнести к «чудикам»?

- В чём проявился талант писателя?

3. Слово о Василии Макаровиче Шукшине (1929 - 1974 г.г. )

- До обидного мало - 45 лет прожил В. М. Шукшин. Но то, что он создал, хватило бы на несколько биографий. (Презентация, подготовленная учеником).

1) Родился 25 июля 1929 г. в Сибири, в деревне Сростки. Василию ещё не исполнилось 4-х, когда его отец был арестован и уничтожен как кулак. Семья потеряла кормильца, и уже с 6 лет мальчику пришлось работать в колхозе. Из рассказа матери, Марии Сергеевны: «Корчевал Вася со мной пни… уставали очень, а он ребёнок ведь совсем был. Несёт лопатку, топор, лом, верёвку - всё тяжёлое, - так вдвоём и шли. Отец у меня был плотник. Я ему и говорю: «Тятя, дай Васе топорик маленький». Подыскал он мальчонке топорик поменьше, а тот был рад, подрубает корешочки - тут ведь лес-то был непроходимый. А он маленько передохнёт и снова. Гляжу, рубашонка-то на нём вся уже мокрая от пота… а после я спрошу: «Устал, сынок?» «Нет, нет, мама, жарко просто, нисколь не устал», - отвечал мне. Читала как-то книгу его - это после смерти Васи -наткнулась на то, где он пишет, что устаёт, как на раскорчёвке пней. Я прямо целый день проплакала: «Господи, когда покаялся-то!»

В 11 он первый раз попал в город. Там, на базаре сибирского города Бийска, он «окончательно решил стать жуликом». Полуголодный мальчишка мечтал о том, как будет воровать арбузы.

Во время войны семья особенно бедствовала. В 1942 г. от рук злых людей погибла корова Райка - горе для крестьянской семьи огромное. Нужда заставила идти подростка в город. Сперва он пытался учиться на бухгалтера, потом - в автомобильном техникуме. Не было способностей у Шукшина ни к автоделу, ни к бухгалтерии. Уже в это время он втайне пишет стихи, а к концу войны - небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимают

В поисках заработка переезжает из города в город. Был он и разнорабочим, и помощником маляра, и грузчиком, и слесарем- такелажником, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 его призвали в армию, но из-за язвы желудка демобилизовали досрочно. Полечившись дома мамиными травами, Шукшин сдаёт экстерном экзамены на аттестат зрелости. Некоторое время работает сельским учителем, а затем, получив мамино благословление и деньги, вырученные за продажу коровы, отправляется в Москву - учиться дальше.

2) Ш. хотел поступить в литературный институт, учиться «на писателя». Но к этому времени приём уже был закончен, да и опубликованных произведений у деревенского парня не было, а без этого в институт не брали. И он подаёт документы в институт кинематографии, где учится в классе известного кинорежиссёра Михаила Ромма.

Но и в этом институте - предмет мечтаний многих молодых людей - непросто складывалась судьба Шукшина. Не мог он смириться с тем амплуа «деревенского дурачка», в которое его пытались

втиснуть. Он хотел говорить о людях. Хотел говорить правду.

Работа над заданиями в институте, необходимость ставить жанровые сценки, этюды не прошли даром для становления Шукшина-писателя. Всё это помогло ему стать мастером динамичных, ярких, психологически коротких рассказов, большую часть которых занимает выразительный, живой диалог героев. Поддержал в это время Шукшина и его учитель Михаил Ромм. В августе 1958 г. в журнале «Смена» появился 1-й рассказ В. Шукшина - «Двое на телеге».

Много трудностей и невзгод ещё выпадает на долю Шукшина: не выпустят на экран его 1-й дипломный фильм, 5 лет он будет жить в Москве полулегально, не имея своего жилья, затем - уже известным актёром и писателем, имея жену и двоих детей, - ютится в маленькой квартирке на окраине Москвы с «живописным пустырём» под окнами, но самое главное - рождение писателя - произошло. Приходилось часто жить в напряжении, «стиснув зубы», но за себя он умел постоять.

Наверное, отсюда встречаются высказывания о том, что этот большой художник слова был злым в жизни. Эти суждения опровергаются его суждениями. Творец, несущий людям добро своим искусством, не может быть злым. Непримиримость к человеческому унижению, к хамству - отличительная черта его характера. В его художественных произведениях очень редки прямые авторские оценки, нет назидательности.

Василий Макарович - явление уникальное. Актёр, снявшийся в 24 картинах, знаменитый режиссёр, постановщик, сценарист, писатель…

Жизнь его не была ни простой, ни долгой. Умер Василий Макарович 2 октября 1974 года на съёмках очередного фильма…

Вопросы для закрепления:

- Многое ли ему довелось пережить в жизни?

- Шукшин любил свою родину, почему он удивлялся свой любви? (война, холод, голод, безотцовщина, тяжкий труд)

III. «Погружение» в текст рассказа В. Шукшина «Микроскоп».

Шукшин - писатель, мас­тер короткого рассказа. Он говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны быть:

1). Рассказ - судьба.

2). Рассказ - характер.

3). Рассказ - исповедь.

Самое мелкое, что может быть, это рассказ - анекдот».

  1. Словарная работа:

«Чудик» - человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к зна­ниям, искусству и потому чуждый и непонятный обывателю.

2. Выявление смыслового понимания текста.

- Как вы думаете, к какому типу рассказов относится «Микро­скоп»? Почему?

- Каков сюжет рассказа?

- Какова тема? (Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он з простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного чудаковатых.)

3. Работа с текстом.

1) Выразительное чтение с начала до слов: «Он обзываться вслух не смел»

- Кто прав, по-вашему, в конфликте ? Только ли осуждения заслуживает Андрей Вырин? Почему? (Сочувствие вызывает герой рассказа, стремяшийся к знаниям, озабо­ченный борьбой с микробами и вопросом о продлении человеческой жиз­ни, тем более он хочет возместить ущерб. Но по-своему права и Зоя: нельзя ребятишек лишать самого необходи­мого из-за причуд отца.)

2) «Неделю жил как во сне…»

- Почему изменился Андрей Вырин с появлением микроскопа? Найдите в тексте глаголы, передающие состояние

героя после появления в доме микроскопа.

- Где находил микробы? Как пытался их уничтожить?

- Смешно или грустно наблюдать за попытками героя открыть секрет долголетия?

- Понимает ли герой, что для открытия одного микроскопа мало?

3) Сравнение героев рассказа.

- Как в диалоге проявляются особенности характеров героев? (Здесь автор показывает и невежество, душевную пустоту и нравственную глухоту Сергея. В сравнении с его обыденностью и приземленностью ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение.)

- Почему Вырин не стал защищать своё открытие, а напился с Серегой?

- Как вы понимаете последний диалог Андрея Ерина с сыном:

- Понимаю: она продаст его.

- Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... На­до, конечно...

(В коней концов Андрей понимает правоту своей жены Зои.)

4) Характеристика

- Что вы можете сказать о характере главного героя?

(С одной стороны, увлеченность неведомой стороной жизни, азарт любознательности; с другой - страх пред женой.)

Имя героя

Внешность

Черты характера

Суть "праздника" героя

Чувства героя в минуты "праздника"

Последствия (минусы) для героя и окружающих

Последствия (плюсы) для героя и окружающих

Изменения внешности и речи героя в минуты этих праздников

Почему они это делают?

5) Язык героев. Не менее важна для писателя речь персонажей (предварительное задание: найдите в тексте просторечные слова).

6) Юмор. В рассказе немало смешного.(предварительное задание: приведите примеры).

Приёмы сатирического изображения

в рассказе «Микроскоп»

Примеры

Эффект двойного разоблачения

«….Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то - микроскоп».

«Кого присудить? Не понял Сергей. Андрей похолодел.»

Язык персонажей, воссоздающий особенности их

образа мыслей.

«Догонют да ищо раз выдадут».

«Какого хрена болтаешься по дворам».

Емкость, многозначность слова

Скважина

Особенности героев и манеры Шукшина. Вывод:

Герои Шукшина - люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

Язык шукшинских персонажей изобилует просторечными выраже­ниями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди.

Приёмы сатирического изображения

Большую часть его рассказов занимает диалог.

- Что скрывает Шукшин - писатель за юмором? Как он относится к людям и жизни в целом?

(За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается лю­бовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и утвержде­ние высоких норм нравственности, человеческого достоинства.)

IV. Объяснить мысль Шукшина: "Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро - это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!"

- Главное качество, которое Шукшин ценил в человеке: помнить о добре и быть благодарным.

VI. Итог урока.

- В чём проявился талант писателя?

- Почему героя рассказа Андрея Ерина можно отнести к «чуди­кам»?

Вывод: Герои Шукшина - люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. И правда эта стала фактом искусства. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

YII. Рефлексия (использование смайликов, как показателя уровня качества урока).

Резерв

- Кому из героев принадлежат эти слова?

Зоя Ерина

Андрей Ерин

  1. «Наступил человек в лужу, пришел домой, наследил. Тут же прошел ребенок

босыми ногами, м пожалуйста подцепил».

Учёные. У них микроскопы-то получше нашего -

все видят. И молчат. Не хотят расстраивать

народ».

  1. Дело в том,…что человеку положено жить сто пятьдесят лет. Спрашивается,

  2. почему же он шестьдесят, от силы семьдесят - и протянул ноги! Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку».

«Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то - микроскоп».

3. «…будут у моих детушек к зиме шубки теплые да нарядные!...»

«Пешком! Пешком - туда и назад, скважина! А где, так ищо

побежишь - штоб не опоздать».

Работа в парах с текстами рассказов"Микроскоп" (отмечены детьми заранее)

Задание: На форматах А-3 записать выводы и наблюдения по тексту рассказов, заполнив листы.

VIII.Домашнее задание:

"Когда нам плохо, мы думаем: "А где-то кому-то хорошо". Когда нам хорошо, мы редко думаем: "Где-то кому-то плохо".



Особенности рассказов В. Шукшина

Создавая свои рассказы, В. Шукшин ориентировался на устное народное творчество. Он отмечал, что народному искусству чужды «пустое баловство», «манерность», «холодная игра ума».

«Помню устные рассказы моей матери, - говорил Шукшин. - Помню, как мужики любили рассказывать всякие были и небылицы, когда случалась какая-то остановка в работе… Да и сейчас это искусство устного рассказа ещё живо в народе. В народе мастер устного рассказа всегда чувствовал прежде всего надобность в своем рассказе… Всегда в таких рассказах была цель, какая-то прямая жизненная необходимость… Рассказ должен разбередить душу, войти прямо в сердце слушателей. Утешить их, успокоить, чему-то научить, поделиться тем, что самого рассказчика волнует, из души рвётся.

Вот отсюда и возникла простая и доступная форма рассказа. Рассказывали так, чтобы слушатели решительно всё поняли <…> Тут - почему я и говорю искусство устного рассказа - всегда был свой неожиданный прием, свой особенный фокус. Народный рассказчик - это и драматург, и актёр, а вернее, целый театр в одном лице. Он и ситуации сочиняет, и проигрывает диалоги за всех действующих лиц, и комментирует действие… Но всё это богатство речи, выдумка, неожиданные приемы рассказа не были самоцельными… Главными оставался смысл рассказа, стремление через простое сказать очень многое, посильнее задеть слушателей за живое.

К чему я всё это говорю? Да к тому, что я стараюсь в своей работе делать то же самое».

В статье «Нравственность есть правда» он пишет: «Я знаю, когда я пишу хорошо: когда пишу и как будто пером высекаю из бумаги живые голоса людей». В этой же статье читаем: «Вот рассказы, какими они должны быть: 1. Рассказ-судьба. 2. Рассказ-характер. 3. Рассказ-исповедь.

Самое мелкое, что может быть, это рассказ-анекдот. Нет, литература - это всё же жизнь души человеческой, никак не идеи, не соображения даже самого высокого нравственного порядка».

Шукшинское слово богато интонационно, воспринимается нами как бы озвученным, оно точно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, выражая характер, весь духовный строй персонажей.

(По статье В. А. Апухтиной «Рассказ. Ситуации и характеры»
в книге «Проза В. Шукшина»)

VI. Работа с текстом.

4

© 2010-2022