Доклад Как повысить мотивацию в учёбе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОКЛАД

на тему:»Как повысить мотивацию к учебе?!»

Кто из родителей не мечтал увидеть своих детей преуспевающими и счастливыми? Кто из нас, взрослых, не добившись желаемого успеха, не перекладывал в тайне свои несбывшиеся надежды на своих детей? Но кто из нас знает, как сформировать у ребенка психологию успешного человека?

Разговор наш пойдет о мотивации - внутренних двигателях, заставляющих двигаться к той или иной цели. Американскими психологами Р.Розенталем и Л.Джекобсоном был проведен эксперимент. Наугад в одной из школ пригорода Сан-Франциско они отобрали по пять учеников из каждого класса. После того как учащимся были предложены специальные тесты, призванные определить вероятность их академического успеха в будущем, проверяющие как бы между прочим сообщили учителям, что отобранные для эксперимента дети способны сделать резкий рывок вперед. На самом деле потенциал этих учащихся был ничуть не выше, чем у остальных. Результат оказался совершенно неожиданным. Успеваемость этих учащихся\ действительно резко возросла как в сравнении с другими детьми, так и безотносительно к чужим успехам.

Интересными результатами этого исследования явилось то, что дети, которым прогнозировался успех, воспринимались учителями как более жизнерадостными и любознательными, привлекательные и приятные в общении, обладающие более живым и независимым умом.

Однако, если неперспективные дети вопреки прогнозам тоже достигали повышенных результатов, то это воспринималось учителями как нежелательное явление, которое нарушало их представления о нормах интеллектуального развития. При этом самые неблагоприятные характеристики давались детям, которые посещая классы для малоспособных, добились наилучших результатов.

Отсюда следует, что если перспективные дети оправдывают ожидания, они выигрывают и во многом другом. Тех, на кого повысили ярлык бесперспективных, в будущем ожидают большие трудности.

Таким образом, ничего не меняя в методах и приемах обучения, можно повысить результативность обучения только за счет изменения отношения учителя к своим ученикам, главным образом за сет их искренней веры в большие потенциальные возможности этих учеников.

В свое время американскими психологами был разработан мотивационный тренинг и дал хорошие результаты. Один из создателей этого тренинга Ричард де Чармс в построении своей концепции исходил из того, что в основе первичной мотивации человека лежит стремление человека изменять окружающую его действительность в желаемом направлении. Но при этом человек может быть как субъектом, так и объектом своего поведения. Когда человек выступает как субъект своего поведения, он является и причиной, и источником своего поведения. Когда же он выступает объектом, он выполняет волю внешних по отношению к нему сил. В этом случае человек воспринимает себя объектом манипулирования, «пешкой» в чьей-то игре. Субъективно каждому человеку свойственно воспринимать себя либо преимущественно «источником», либо преимущественно «пешкой». Это внутреннее самовосприятие во многом определяет характер поведения человека.

Исследования Р. де Чармса и его сотрудников показали, что те учащиеся, которые воспринимали себя как «источники» собственного поведения, имели более высокую успеваемость, более высокий уровень развития необходимых навыков, лучшую посещаемость занятий.

На базе ГБОУ СОШ с.Богдановка мы провели работу по мотивационному тренингу, которая включала в себя следующие виды занятий.

Самоанализ. В специальных тетрадях учащиеся описывали себя, свое окружение и те отношения, в которые они вступали с этим окружением. Надо было постараться выявить свои сильные и слабые стороны в решении тех или иных вопросов.

Цели и средства. В ходе дискуссии с учителем учащиеся ставили перед собой цели, которые им необходимо достичь в ближайшем будущем, и определяли те средства, которые ведут к достижению целей.

Сочинение «героических» рассказов. На основе картинок-тестов дети писали сочинения, в которых их герой пытался достичь некоторых целей или старался сделать какое-нибудь дело лучше, чем он это делал раньше.

При анализе рассказа на тему «Мальчик со скрипкой» обращалось внимание на шесть признаков мотивационного действия и их связь с внешними и внутренними причинами поведения.

  • Характер целеполагания - герой рассказа сам решил совершать данное действие или его кто-то заставил? («Мальчик сам решил, что непременно научится хорошо играть на скрипке»).

  • Имеет отношение данная деятельность к достижению поставленной цели? Деятельность должна быть средством или необходимой ступенькой в движении к цели. («С этого дня он начал каждый день по два часа заниматься музыкой»).

  • Понимание обстоятельств и условий, в которых приходится осуществлять свою жизненную цель. («Мальчик хорошо знал и понимал, что родители не хотели бы видеть его музыкантом»).

  • Характер ответственности за принятое решение. Своя или чужая ответственность лежит на принятом решении? («Мальчик понимал, что только он сам должен планировать свои занятия»).

  • Степень уверенности в себе. («Мальчик был абсолютно уверен в своих силах и в том, что он добьется поставленной цели»).

  • Характер контроля над своими действиями - внутренний или внешний. («Даже когда дома никого не было, мальчик старательно занимался музыкой ни минутой меньше обычного»).

Данный тренинг проводился в конце 2014-2015 учебного года и в сентябре 2015-2016 учебного года.

Мотивационные действия и их связь с внешними и внутренними причинами поведения

Интересно было наблюдать, как по мере роста сформированности личностной причинности и герои в рассказах учащихся, и сами учащиеся в своем реальном поведении становились более реалистичными, более ответственными, более уверенными в себе. Они чаще стремились к достижению собственных целей и осуществлению намерений, чем к выполнению задач, поставленных перед ними другими.

Для формирования личностной причинности поведения очень важным является правильное соотношение директивности в руководстве детьми и их самостоятельности. Способность стать «источником» была незначительной в том случае, если влияние учителя на учащихся было слишком велико. Но эта способность оставалась низкой и в том случае, если учащиеся оказывались предоставлены самим себе и учитель шел у них на поводу, позволяя им делать все, что им хочется.

Доклад подготовлен Илясовой Е.М.

по материалам статьи Уильяма Глассера Школа без неудачников







© 2010-2022