- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное занятие Словесная дуэль
Внеклассное занятие Словесная дуэль
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Едрышева М.Н. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Воронежская область
Советский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №55
Внеклассное мероприятие
по русскому языку и литературе
«Словесная дуэль»
6 класс
Едрышева Марина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Воронеж
Цель:
- воспитывать интерес и любовь к художественному слову.
Задачи:
- привлечь учащихся к внимательному чтению произведений;
- способствовать развитию творческих способностей;
- способствовать повышению культурного уровня школьников;
- в игровой форме повторить и закрепить изученный материал.
Оборудование:
-
карточки с заданиями;
-
три стеклянных бутылки с табличками;
-
проигрыватель;
-
плакаты.
1.Организационный момент
В соревновании участвуют две команды из параллели шестых классов, а также болельщики. Каждая команда состоит из 5-7 человек.
2.Ход игры
Ведущий.
Что больше всего любите вы, наши мальчишки и девчонки? Конечно же, повеселиться, поиграть, посоревноваться. И сегодня мы предлагаем вам принять участие в состязании, которое называется «Словесная дуэль». А лучшие ваши помощники сейчас - знания по русскому языку и литературе.
Визитная карточка команд.
Название. Девиз. Пожелание соперникам.
Первый этап «Поэтический»
Задание 1. Восстановите пропущенные слова в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
1 команда (Ф.И. Тютчев)
Неохотно и … Ветра … порывы,
… смотрит на поля. Дальний гром и … порой.
Чу, за … прогремело; Зеленеющие нивы
Принахмурилась земля. … под грозой.
2 команда (А.А. Фет)
Учись у них - у дуба, у берёзы.
Кругом … Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
И теснула, сжимаяся, …
Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвёт … листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят; …; молчи и ты!
Задание 2. Исправьте строчки стихотворения А.А. Фета, замените неточные слова.
1 команда
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу почему
Шумно, и жутко, и страшно, и весело,
Я ничего не возьму.
2 команда
Ветер. Кругом всё бредёт и колышется,
Листья ложатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко рыдающий рог.
Второй этап «Задание для переводчиков»
Переведите слова из произведения Н.С. Лескова «Левша».
1 команда 2 команда
Мелкоскоп Преламут
Керамиды Тугамент
Пубель Укушетка
Бюстры Буреметр
Мерблюзьи мантоны Студинг
Третий этап «Вспомни прочитанное»
Отгадайте произведение и его автора по отрывку.
1 команда
Фонозапись отрывка из восточного сказания М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»
2 команда
Фонозапись отрывка из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»
Четвёртый этап «Логический»
Задание. Часто в сказках люди вылавливают из морей и рек бутылки, куда были спрятаны джинны. Но джинны могли быть добрыми и злыми. Представьте, что вы выловили из моря сразу три бутылки. Вот они. На бутылках есть надписи. Прочитаем их. На жёлтой написано: «Чёрная бутылка пуста». На чёрной: «Злой джинн». На белой: «Добрый джинн». Весь секрет в том, что все надписи неверные. Подумайте, как нам выпустить доброго джинна? В какой бутылке он сидит? Не торопитесь с ответом. (Ответ: добрый джинн сидит в чёрной бутылке).
Пятый этап «Математический»
Задание. Русский язык богат на пословицы и поговорки. Внимательно послушайте наших героев и ответьте, сколько в их речи пословиц и поговорок. (Идёт инсценировка эпизода из школьной жизни).
Однажды учительница Ольга Ивановна задала домашнее задание 6 классу: написать известные пословицы. На следующий день она вызвала к доске Вову Мухина. Тот отвечает:
- Я не сделал, Ольга Ивановна! Можно я завтра сдам?
- Нет, садись, два! Завтра не надо, ты что не знаешь, Мухин, что дорога ложка к обеду?
- Нет, Ольга Ивановна, у меня другой принцип: работа не волк, в лес не убежит.
Ольга Ивановна взглянула на Мухина и говорит:
- М-да, мал клоп, да вонюч!
А Мухин в ответ:
- Велик пень, да трухляв!
Ольга Ивановна:
- Да у тебя, Мухин, ума палата! Вот и встретимся у директора.
Вовка:
- Простите, Ольга Ивановна, язык мой - враг мой.
- Ладно, прощаю. Только помни: ученье - свет, а неученье - тьма.
Вовка:
- Согласен. Только, чтобы других учить, надо свой разум наточить.
Ольга Ивановна:
- Остёр топор, да сук зубаст. Хоть ты и не выполнил задание письменно, за словом в карман не полезешь. Знание пословиц у тебя отличное!
- Ну, - довольно произнёс Вовка, - сами знаете: шила в мешке не утаишь!- И протянул дневник, чтобы получить заслуженную пятёрку.
Шестой этап «Капитанский»
«Дуэль» капитанов.
Задание. Отгадайте произведение по одной фразе.
-
«Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели». (М.М. Пришвин «Кладовая солнца»)
-
«Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус». (А. Грин «Алые паруса»)
-
«Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь продолжал караван». (М.Лермонтов «Три пальмы»)
-
«Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры…» (А. Пушкин «Зимнее утро»)
-
«Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? Вот не ожидал! Вот сюрприз!». (А.П. Чехов «Лошадиная фамилия»).
-
«Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем». (А.Платонов «Неизвестный цветок»).
3. Итог игры.
Подсчёт очков. Объявление победителей.
Литература
Давыдова М.А. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины: для учащихся 1-5 кл. / М.А. Давыдова, И.А. Агапова. - М.: Айрис-пресс, 2006.
Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /под ред.В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2007.
Максимова И.П. Сценарии конкурсов, интеллектуальных игр, праздников, шоу-программ для средней школы. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. - М.: ВАКО, 2009.