Внеклассное занятие Словесная дуэль

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воронежская область

Советский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №55











Внеклассное мероприятие

по русскому языку и литературе

«Словесная дуэль»


6 класс









Едрышева Марина Николаевна,

учитель русского языка и литературы









Воронеж



Цель:

- воспитывать интерес и любовь к художественному слову.

Задачи:

- привлечь учащихся к внимательному чтению произведений;

- способствовать развитию творческих способностей;

- способствовать повышению культурного уровня школьников;

- в игровой форме повторить и закрепить изученный материал.

Оборудование:

  1. карточки с заданиями;

  2. три стеклянных бутылки с табличками;

  3. проигрыватель;

  4. плакаты.




1.Организационный момент

В соревновании участвуют две команды из параллели шестых классов, а также болельщики. Каждая команда состоит из 5-7 человек.

2.Ход игры

Ведущий.

Что больше всего любите вы, наши мальчишки и девчонки? Конечно же, повеселиться, поиграть, посоревноваться. И сегодня мы предлагаем вам принять участие в состязании, которое называется «Словесная дуэль». А лучшие ваши помощники сейчас - знания по русскому языку и литературе.

Визитная карточка команд.

Название. Девиз. Пожелание соперникам.

Первый этап «Поэтический»

Задание 1. Восстановите пропущенные слова в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

1 команда (Ф.И. Тютчев)

Неохотно и … Ветра … порывы,

… смотрит на поля. Дальний гром и … порой.

Чу, за … прогремело; Зеленеющие нивы

Принахмурилась земля. … под грозой.

2 команда (А.А. Фет)

Учись у них - у дуба, у берёзы.

Кругом … Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слёзы,

И теснула, сжимаяся, …

Всё злей метель и с каждою минутой

Сердито рвёт … листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят; …; молчи и ты!

Задание 2. Исправьте строчки стихотворения А.А. Фета, замените неточные слова.

1 команда

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу почему

Шумно, и жутко, и страшно, и весело,

Я ничего не возьму.

2 команда

Ветер. Кругом всё бредёт и колышется,

Листья ложатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко рыдающий рог.

Второй этап «Задание для переводчиков»

Переведите слова из произведения Н.С. Лескова «Левша».

1 команда 2 команда

Мелкоскоп Преламут

Керамиды Тугамент

Пубель Укушетка

Бюстры Буреметр

Мерблюзьи мантоны Студинг

Третий этап «Вспомни прочитанное»

Отгадайте произведение и его автора по отрывку.

1 команда

Фонозапись отрывка из восточного сказания М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»

2 команда

Фонозапись отрывка из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»

Четвёртый этап «Логический»

Задание. Часто в сказках люди вылавливают из морей и рек бутылки, куда были спрятаны джинны. Но джинны могли быть добрыми и злыми. Представьте, что вы выловили из моря сразу три бутылки. Вот они. На бутылках есть надписи. Прочитаем их. На жёлтой написано: «Чёрная бутылка пуста». На чёрной: «Злой джинн». На белой: «Добрый джинн». Весь секрет в том, что все надписи неверные. Подумайте, как нам выпустить доброго джинна? В какой бутылке он сидит? Не торопитесь с ответом. (Ответ: добрый джинн сидит в чёрной бутылке).

Пятый этап «Математический»

Задание. Русский язык богат на пословицы и поговорки. Внимательно послушайте наших героев и ответьте, сколько в их речи пословиц и поговорок. (Идёт инсценировка эпизода из школьной жизни).

Однажды учительница Ольга Ивановна задала домашнее задание 6 классу: написать известные пословицы. На следующий день она вызвала к доске Вову Мухина. Тот отвечает:

- Я не сделал, Ольга Ивановна! Можно я завтра сдам?

- Нет, садись, два! Завтра не надо, ты что не знаешь, Мухин, что дорога ложка к обеду?

- Нет, Ольга Ивановна, у меня другой принцип: работа не волк, в лес не убежит.

Ольга Ивановна взглянула на Мухина и говорит:

- М-да, мал клоп, да вонюч!

А Мухин в ответ:

- Велик пень, да трухляв!

Ольга Ивановна:

- Да у тебя, Мухин, ума палата! Вот и встретимся у директора.

Вовка:

- Простите, Ольга Ивановна, язык мой - враг мой.

- Ладно, прощаю. Только помни: ученье - свет, а неученье - тьма.

Вовка:

- Согласен. Только, чтобы других учить, надо свой разум наточить.

Ольга Ивановна:

- Остёр топор, да сук зубаст. Хоть ты и не выполнил задание письменно, за словом в карман не полезешь. Знание пословиц у тебя отличное!

- Ну, - довольно произнёс Вовка, - сами знаете: шила в мешке не утаишь!- И протянул дневник, чтобы получить заслуженную пятёрку.

Шестой этап «Капитанский»

«Дуэль» капитанов.

Задание. Отгадайте произведение по одной фразе.

  1. «Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели». (М.М. Пришвин «Кладовая солнца»)

  2. «Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус». (А. Грин «Алые паруса»)

  3. «Когда же на запад умчался туман,

Урочный свой путь продолжал караван». (М.Лермонтов «Три пальмы»)

  1. «Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры…» (А. Пушкин «Зимнее утро»)

  1. «Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? Вот не ожидал! Вот сюрприз!». (А.П. Чехов «Лошадиная фамилия»).

  2. «Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем». (А.Платонов «Неизвестный цветок»).

3. Итог игры.

Подсчёт очков. Объявление победителей.


Литература

Давыдова М.А. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины: для учащихся 1-5 кл. / М.А. Давыдова, И.А. Агапова. - М.: Айрис-пресс, 2006.

Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /под ред.В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2007.

Максимова И.П. Сценарии конкурсов, интеллектуальных игр, праздников, шоу-программ для средней школы. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. - М.: ВАКО, 2009.





© 2010-2022