Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы

Работа в новых условиях периода ФГОС выдвигает требования к результатам изучения любого предмета. Они включают формирование всех видов универсальных учебных действий (слайд 2): личностных. коммуникативных, познавательных и регулятивных, которые помогут ребенку в дальнейшей практической жизни.

Рассмотрим более детально формирование КУУД (слайд 3)

Коммуникация - это общение, обмен мыслями, основывающийся на взаимопонимании (слайд4).

Словосочетание УУД широком значении означает «умение учиться».

Таким образом, КУУД это «умение учиться через общение». Еще М. М. Бахтин, величайший философ и культуролог утверждал, что «только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний».

Рассмотрим их более детально. К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • постановка вопросов;

  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Что могут дать КУУД, успешно усвоенные, ребенку и как обеспечить овладение ими?

Коммуникативные УУД должны обеспечить:

  • социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

  • умение слушать и вступать в диалог;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Способы формирования КУУД

Необходимо строить учебный процесс на взаимодействии учитель - ученик, ученик - ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика.

Роль учителя направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать.

Активные средства, которые рекомендуется использовать на уроках русского языка и литературы для формирования УУД.

  • Работа в группах,

  • исследовательская работа,

  • работа с текстом,

  • прием составления сводной таблицы, схемы,

  • подготовка доклада и написание реферата,

  • работа парами,

  • использование парной формы контроля,

  • самостоятельная работа с учебной литературой и т. д.

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных действий имеет организация совместной работы учащихся в группе, т.е. обучение общению с помощью общения. Работа в группе позволяет дать ученикам

эмоциональную и содержательную поддержку, без которой робкие или слабые ученики вообще не могут включиться в общую работу класса.

Работа в группах построена на следующих основных правилах:

1. Полное внимание к однокласснику;

2. Серьезное отношение к мыслям, чувствам других: терпимость, дружелюбие; никто не имеет права смеяться над ошибками одноклассника, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Так на уроке литературы, посвященном творчеству И. Крылова, например, ребятам было предложено разбиться на группы, выбрать любого героя басни и рассказать о нем, используя цитаты, рисунки, прилагательные, чтобы учителю (режиссеру) захотелось выбрать именно его в качестве героя нового мультфильма.

Использование парной формы контроля, взаимоконтроль.

Учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными.

Не менее важны и другие виды деятельности. Ребята с удовольствием берутся подготовить доклад или реферат о жизни и творчестве писателей поэтов и т.д. А это требует немалых усилий и умений:

  • понять тему сообщения, логику развития мысли,

  • извлечь нужную информацию (полно или частично),

  • собирать и систематизировать материал,

  • умений построения монологического высказывания;

  • составлять план, пользоваться различными типами речи,

  • строить высказывание в определенном стиле,

Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом.

В русском языке это все уроки по развитию речи: все виды сочинений и изложений и все упражнения, направленные на исправление речевых ошибок в тексте, которые помогают формировать как устную, так и письменную монологическую речь.

Для создания устных высказываний прибегаем к практике пересказа всего произведения, или эпизода, полных ответов, рассуждений на тему и т.п.

Выделю несколько приемов работы с текстом.
1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст.

2.Прием составления схемы. Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

3.Формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.

4.Прием составления сводной таблицы - позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

В работе с текстом основное место занимает анализ текста. Любой анализ текста стремится помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. В результате ученики начинают видеть и осознавать средства языка: единицы языка, единицы художественной речи, термины и т.п.

Если ученики начнут понимать, как автор создаёт своё произведение, будут учиться у писателей, анализируя их тексты, мастерству владения родным языком, то наши ученики станут следить и за своей собственной речью, к чему мы стремимся.

Приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом - атмосферы поддержки и заинтересованности.

НЕОБХОДИМО! Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.





© 2010-2022