- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс Орфография без секретов
Элективный курс Орфография без секретов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гилязова Р.З. |
Дата | 16.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18
имени Виталия Яковлевича Алексеева г.Сургута
РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
___________/_____________/
Протокол № ______________
от «___»_____________20__г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по _______
___________/____________/
«___»______________20__г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №18 им.В.Я.Алексеева
___________/_____________/
«___»_____________20__г.
Программа курса
«Орфография без секретов»
7 класс учитель Гилязова Роза Зекеновна
Количество часов по учебному плану
Всего за учебный год
В т.ч.
на 1 полугодие
16
на 2 полугодие
19
Планирование составлено на основе пособия Ивановой В.Ф. «Трудные вопросы орфографии». М., 2011г.
Пояснительная записка.
Общая характеристика курса
Изучение орфографии и пунктуации в среднем звене, когда дети не достигли определенного уровня интеллектуального развития и систематизация учебного материала - слишком сложный для них вид деятельности, не дает возможности осознанно понять и усвоить сущность разных типов орфограмм и пунктограмм в определенной системе. Кроме того, традиционная программа, разноуровневость класса не позволяют изложить трудные вопросы орфографии и пнктуации на достаточном уровне. В результате при работе с целостным текстом учащиеся не дают желаемых результатов. Задача данного курса - устранить пробелы в знаниях учащихся, повысить грамотность.
Курс рассчитан на 35 часов
Изложение трудных вопросов орфографии и пунктуации предлагается вести по разделам (темам) и на основе орфографических и пунктуационных принципов, действующих в каждом из отдельных разделов русской орфографии и пунктуации. Программа курса состоит из 17 тем.
Курс имеет практическую направленность. Работа над вопросами теории - необходимое звено для осознанного овладения научной информацией и разумного применения полученных сведений в практической деятельности. Поэтому для изучения теоретической информации предлагаются лекции-беседы.
В результате работы, организованной преимущественно как лекционно-практические занятия, учащиеся должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм и пунктограмм, приведя их в определенную систему, познакомиться с различными толкованиями одного и того же правила, определить его место в общей системе, расширить представление о возможностях слова и тенденциях развития языка, отработать ряд основополагающих теоретических понятий. Учащиеся, посетившие данный курс, должны повысить свою грамотность. Решить эту задачу помогут предлагаемые формы работы: тестирование и анализ тестов, мониторинговая работа, самоконтроль, самоанализ, самодиагностика, мозговой штурм.
На семинарском занятии, где планируется обсудить основные вопросу, рассмотренные в ходе работы, учащиеся должны продемонстрировать свое умение отбирать и излагать информацию по определенному вопросу теории на достаточном научном уровне. В ходе работы большое внимание предлагается уделить индивидуальной работе. Для подтверждения успешности в будущем профильном обучении предполагается выполнение разноуровневых заданий, рассчитанных как на учащихся, находящихся на репродуктивном уровне, так и на учащихся с творческим уровнем обучаемости (тестовый контроль, контрольная работа, творческая переработка и подача материала). Таким образом, работа, осуществляемая учащимися во время занятий и дома, организуется по заданиям индивидуального и дифференцированного характера.
Цель и задачи изучения курса:
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи.
Задачи:
Задачи обучения:
• овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
• формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
• освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой;
• создание условий, способствующих эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
• упорядочение процесса обучения путем алгоритмизации всех правил: орфографических, пунктуационных, речевых;
Методы и приемы работы
В целях успешности освоения учащимися предлагаемого материала и развития интереса к курсу, к будущему профилю предполагается организация индивидуально-групповой консультативной помощи.
Курс будет считаться завершенным успешно, если будет выполнена одна из работ, соответствующих уровню обучаемости каждого слушателя курса. Уровень обучаемости и обученности, выбора того или иного вида итогового контроля (контрольная работа, индивидуальное выступление, тестовый контроль, объяснение учебного материала учащимся), учащиеся определяют самостоятельно с помощью руководителя курса
Работа над содержанием курса предполагает освоение следующих профильно ориентированных видов деятельности:
• добывание информации посредством применения методов познания: наблюдение, моделирование, прогнозирование;
• осмысление и систематизация информации: «разворачивание» информации (обработка схем, таблиц), анализ фактов, мнений, теорий, правил (абстрагирование, выделение главного, установление причинно-следственных связей, аналогий), «сворачивание» информации (план, конспект, таблица);
• работа с понятием как единицей осознанной информации, составление системы понятий;
• применение приемов запоминания (ассоциации, аналогии, ранжирование, классификация, построение логической цепочки и др.);
• передача информации в форме сообщения, творческой работы;
• выступление перед аудиторией.
Для достижения основных целей курса необходимы эффективные приемы: работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказываний; орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемнословообразовательных моделей; работа с разнообразными лингвистическими словарями.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова функциональной грамотности.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса обучаемый должен
знать:
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; условия, от которых зависит написание; норму, действующую при данных условиях; последовательность обнаружения изучаемой орфограммы; приёмы разграничения схожих написаний; правила постановки знаков препинания.
уметь:
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания; правильно писать слова с орфограммами в суффиксах прилагательных; правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных; правильно писать не с разными частями речи; правильно писать не и ни с местоимениями и наречиями; отличать предлоги от приставок, наречий и существительных; согласовывать в числе сказуемое с подлежащим; расставлять знаки препинания.
Формы подведения итогов реализации программы
Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся:
повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.
Учебно-тематическое планирование
№ п.п.
Раздел
Общее количество часов
Формы подведения итогов
1 четверть
1.
Из истории русской орфо- и графо-
1
2.
Основные принципы русской орфо- и графо-
1
3.
Орфо- и графо- рядом
1
4.
Орфо + грамма = верно
1
5-7
Зри в корень
3
8-9
Префиксация
2
Тест
2 четверть
10-13
Аффиксация слова
4
14-16
Что в концовке?
3
Контрольная работа
3 четверть
17-20
Шипение шипящих
4
21-22
Заимствования
2
23-26
Слитные, полуслитные и раздельные написания
4
Тест
4 четверть
27-32
История слитного, полуслитного и раздельного написания
6
Тест
33-34
Подведение итогов работы курса
2
35
Анализ итогов курса
1
Контрольный тест
Содержание курса «Орфография без секретов»
Из истории русской орфографии.
Основные этапы развития русской орфографии с Х века до наших дней. Первые исследования о принципах правописания. Историческое и научное значение трудов М. Смотрицкого, А.П. Сумарокова, В.Т. Тредиаковского и М.В. Ломоносова. Справочник Я.В. Грота «Русское правописание».
Принципы русской орфографии: морфологический как ведущий принцип, фонетический, исторический, дифференцирующий, принцип слитного, раздельного и дефисного написания.
Правописание морфем.
Понятия «орфограмма» и «варианты орфограмм». Разграничение орфографических и неорфографических ошибок. Опознавательные признаки орфограмм.
Правописание корней с чередованием гласных в зависимости от ударения (-клан-клон-, -твар-твор-, -зар-зор-, -плав-плов-плыв-), от последующего согласного (-скак-скоч-), от семантики (-равн-ровн-, -мак-мок-моч-).
Исторические чередования полногласных и неполногласных сочетаний (-оло-ла, -оро-ра-, -ере-ре-, -оло-ле-, а(я) - им(ин).
Правописание приставок. Роль смыслового анализа при различении приставок при-пре- Фонетический принцип написания приставок раз-(рас-) и роз-(рос-). Иноязычные по происхождению приставки.
Правописание суффиксов. Гласные в суффиксах существительных - -енк-инк, -ышк-ушк, -изн-, -ость и др., суффиксах прилагательных -ист-, -чат-, -ейш-, -н-нн- в суффиксах отымённых и отглагольных прилагательных и причастий настоящего времени -ущ-ющ, -ащ-ящ, -ем-им-ом-. Гласные перед суффиксами глагола и его особых форм.
Правописание окончаний. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения, существительных на -ий, -ия, -ие. Склонение составных числительных. Буква Ь после шипящих.
Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях, разных частей речи. Повторение, закрепление, обобщение изученного, составление алгоритма выбора правильного написания трудных случаев. Правописание слов-исключений.
Непроверяемые написания. Правописание заимствованных слов. Гнёзда однокоренных слов с безударными гласными, значение этимологического анализа при выборе правильного написания. Гнёзда слов латинского происхождения. Работа со словарями.
Слитные, полуслитные и раздельные написания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного, раздельного и дефисного написания. НЕ с разными частями речи и с глагольными образованиями на -мый. Различение на письме НЕ-НИ. Правописание приставок в наречиях, историческая справка о происхождении наречий, дефис между частями слова в наречиях. Правописание производных предлогов, союзов. Написание сложных слов. Написание слов с пол-полу-. Правописание прилагательных, образованных путём сокращения. Работа со словарём «Слитно или раздельно?»
Написание строчных и прописных букв. Роль семантического и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. Употребление кавычек в собственных наименованиях. Сложносокращённые слова и аббревиатуры.
Информационно-методическое обеспечение
-
Бадмаева Б.Ц., Хозиев Б.И.. Методика ускоренного обучения русскому языку. М., Владос, 2009г.
-
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Н.А. Секреты орфографии. М., Просвещение, 2010г
-
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. Пособие для учителей. М., 2011г.
-
Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. М., Высшая школа, 2012г.
-
Климовская Г.И. Русская орфография - быстро и надёжно. Томск. Издательство научно-технической литературы, 2010г
-
Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 2010г.
-
Маркидонова И.Г. Материалы в помощь учителю развивающего обучения.
-
Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». М., Просвещение, 2013г.