Элективный курс Орфография без секретов

Изучение орфографии и пунктуации в среднем звене, когда дети не достигли определенного уровня интеллектуального развития и систематизация учебного материала – слишком сложный для них вид деятельности, не дает возможности осознанно понять и усвоить сущность разных типов орфограмм и пунктограмм в определенной системе. Кроме того, традиционная программа, разноуровневость класса не позволяют изложить трудные вопросы орфографии и пнктуации на достаточном уровне. В результате при работе с целостным те...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №18
имени Виталия Яковлевича Алексеева г.Сургута

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

___________/_____________/

Протокол № ______________

от «___»_____________20__г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по _______

___________/____________/

«___»______________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №18 им.В.Я.Алексеева

___________/_____________/

«___»_____________20__г.

Программа курса

«Орфография без секретов»

7 класс учитель Гилязова Роза Зекеновна


Количество часов по учебному плану


Всего за учебный год


В т.ч.

на 1 полугодие

16

на 2 полугодие

19


Планирование составлено на основе пособия Ивановой В.Ф. «Трудные вопросы орфографии». М., 2011г.





Пояснительная записка.


Общая характеристика курса

Изучение орфографии и пунктуации в среднем звене, когда дети не достигли определенного уровня интеллектуального развития и систематизация учебного материала - слишком сложный для них вид деятельности, не дает возможности осознанно понять и усвоить сущность разных типов орфограмм и пунктограмм в определенной системе. Кроме того, традиционная программа, разноуровневость класса не позволяют изложить трудные вопросы орфографии и пнктуации на достаточном уровне. В результате при работе с целостным текстом учащиеся не дают желаемых результатов. Задача данного курса - устранить пробелы в знаниях учащихся, повысить грамотность.
Курс рассчитан на 35 часов
Изложение трудных вопросов орфографии и пунктуации предлагается вести по разделам (темам) и на основе орфографических и пунктуационных принципов, действующих в каждом из отдельных разделов русской орфографии и пунктуации. Программа курса состоит из 17 тем.
Курс имеет практическую направленность. Работа над вопросами теории - необходимое звено для осознанного овладения научной информацией и разумного применения полученных сведений в практической деятельности. Поэтому для изучения теоретической информации предлагаются лекции-беседы.

В результате работы, организованной преимущественно как лекционно-практические занятия, учащиеся должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм и пунктограмм, приведя их в определенную систему, познакомиться с различными толкованиями одного и того же правила, определить его место в общей системе, расширить представление о возможностях слова и тенденциях развития языка, отработать ряд основополагающих теоретических понятий. Учащиеся, посетившие данный курс, должны повысить свою грамотность. Решить эту задачу помогут предлагаемые формы работы: тестирование и анализ тестов, мониторинговая работа, самоконтроль, самоанализ, самодиагностика, мозговой штурм.

На семинарском занятии, где планируется обсудить основные вопросу, рассмотренные в ходе работы, учащиеся должны продемонстрировать свое умение отбирать и излагать информацию по определенному вопросу теории на достаточном научном уровне. В ходе работы большое внимание предлагается уделить индивидуальной работе. Для подтверждения успешности в будущем профильном обучении предполагается выполнение разноуровневых заданий, рассчитанных как на учащихся, находящихся на репродуктивном уровне, так и на учащихся с творческим уровнем обучаемости (тестовый контроль, контрольная работа, творческая переработка и подача материала). Таким образом, работа, осуществляемая учащимися во время занятий и дома, организуется по заданиям индивидуального и дифференцированного характера.

Цель и задачи изучения курса:

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи.

Задачи:

Задачи обучения:

• овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях об­щения, основными нормами русского литературного языка;

• формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение поль­зоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков пись­менной речи;

• освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой;

• создание условий, способствующих эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;

• упорядочение процесса обучения путем алгоритмизации всех правил: орфографических, пунктуационных, речевых;

Методы и приемы работы

В целях успешности освоения учащимися предлагаемого материала и развития интереса к курсу, к будущему профилю предполагается организация индивидуально-групповой консультативной помощи.
Курс будет считаться завершенным успешно, если будет выполнена одна из работ, соответствующих уровню обучаемости каждого слушателя курса. Уровень обучаемости и обученности, выбора того или иного вида итогового контроля (контрольная работа, индивидуальное выступление, тестовый контроль, объяснение учебного материала учащимся), учащиеся определяют самостоятельно с помощью руководителя курса
Работа над содержанием курса предполагает освоение следующих профильно ориентированных видов деятельности:

• добывание информации посредством применения методов познания: наблюдение, моделирование, прогнозирование;
• осмысление и систематизация информации: «разворачивание» информации (обработка схем, таблиц), анализ фактов, мнений, теорий, правил (абстрагирование, выделение главного, установление причинно-следственных связей, аналогий), «сворачивание» информации (план, конспект, таблица);
• работа с понятием как единицей осознанной информации, составление системы понятий;
• применение приемов запоминания (ассоциации, аналогии, ранжирование, классификация, построение логической цепочки и др.);
• передача информации в форме сообщения, творческой работы;
• выступление перед аудиторией.

Для достижения основных целей курса необходимы эффективные приемы: работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказываний; орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно­словообразовательных моделей; работа с разнообразными лингвистическими словарями.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова ­функциональной грамотности.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса обучаемый должен

знать:

правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; условия, от которых зависит написание; норму, действующую при данных условиях; последовательность обнаружения изучаемой орфограммы; приёмы разграничения схожих написаний; правила постановки знаков препинания.

уметь:

правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания; правильно писать слова с орфограммами в суффиксах прилагательных; правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных; правильно писать не с разными частями речи; правильно писать не и ни с местоимениями и наречиями; отличать предлоги от приставок, наречий и существительных; согласовывать в числе сказуемое с подлежащим; расставлять знаки препинания.

Формы подведения итогов реализации программы


Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся:

повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.


Учебно-тематическое планирование

№ п.п.

Раздел

Общее количество часов

Формы подведения итогов

1 четверть

1.

Из истории русской орфо- и графо-

1

2.

Основные принципы русской орфо- и графо-

1

3.

Орфо- и графо- рядом

1

4.

Орфо + грамма = верно

1

5-7

Зри в корень

3

8-9

Префиксация

2

Тест

2 четверть


10-13

Аффиксация слова

4

14-16

Что в концовке?

3

Контрольная работа

3 четверть


17-20

Шипение шипящих

4

21-22

Заимствования

2

23-26

Слитные, полуслитные и раздельные написания

4

Тест

4 четверть


27-32

История слитного, полуслитного и раздельного написания

6

Тест

33-34

Подведение итогов работы курса

2

35

Анализ итогов курса

1

Контрольный тест


Содержание курса «Орфография без секретов»

Из истории русской орфографии.

Основные этапы развития русской орфографии с Х века до наших дней. Первые исследования о принципах правописания. Историческое и научное значение трудов М. Смотрицкого, А.П. Сумарокова, В.Т. Тредиаковского и М.В. Ломоносова. Справочник Я.В. Грота «Русское правописание».

Принципы русской орфографии: морфологический как ведущий принцип, фонетический, исторический, дифференцирующий, принцип слитного, раздельного и дефисного написания.

Правописание морфем.

Понятия «орфограмма» и «варианты орфограмм». Разграничение орфографических и неорфографических ошибок. Опознавательные признаки орфограмм.

Правописание корней с чередованием гласных в зависимости от ударения (-клан-клон-, -твар-твор-, -зар-зор-, -плав-плов-плыв-), от последующего согласного (-скак-скоч-), от семантики (-равн-ровн-, -мак-мок-моч-).

Исторические чередования полногласных и неполногласных сочетаний (-оло-ла, -оро-ра-, -ере-ре-, -оло-ле-, а(я) - им(ин).

Правописание приставок. Роль смыслового анализа при различении приставок при-пре- Фонетический принцип написания приставок раз-(рас-) и роз-(рос-). Иноязычные по происхождению приставки.

Правописание суффиксов. Гласные в суффиксах существительных - -енк-инк, -ышк-ушк, -изн-, -ость и др., суффиксах прилагательных -ист-, -чат-, -ейш-, -н-нн- в суффиксах отымённых и отглагольных прилагательных и причастий настоящего времени -ущ-ющ, -ащ-ящ, -ем-им-ом-. Гласные перед суффиксами глагола и его особых форм.

Правописание окончаний. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения, существительных на -ий, -ия, -ие. Склонение составных числительных. Буква Ь после шипящих.

Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях, разных частей речи. Повторение, закрепление, обобщение изученного, составление алгоритма выбора правильного написания трудных случаев. Правописание слов-исключений.

Непроверяемые написания. Правописание заимствованных слов. Гнёзда однокоренных слов с безударными гласными, значение этимологического анализа при выборе правильного написания. Гнёзда слов латинского происхождения. Работа со словарями.

Слитные, полуслитные и раздельные написания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного, раздельного и дефисного написания. НЕ с разными частями речи и с глагольными образованиями на -мый. Различение на письме НЕ-НИ. Правописание приставок в наречиях, историческая справка о происхождении наречий, дефис между частями слова в наречиях. Правописание производных предлогов, союзов. Написание сложных слов. Написание слов с пол-полу-. Правописание прилагательных, образованных путём сокращения. Работа со словарём «Слитно или раздельно?»

Написание строчных и прописных букв. Роль семантического и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. Употребление кавычек в собственных наименованиях. Сложносокращённые слова и аббревиатуры.











Информационно-методическое обеспечение



  1. Бадмаева Б.Ц., Хозиев Б.И.. Методика ускоренного обучения русскому языку. М., Владос, 2009г.

  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Н.А. Секреты орфографии. М., Просвещение, 2010г

  3. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. Пособие для учителей. М., 2011г.

  4. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. М., Высшая школа, 2012г.

  5. Климовская Г.И. Русская орфография - быстро и надёжно. Томск. Издательство научно-технической литературы, 2010г

  6. Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 2010г.

  7. Маркидонова И.Г. Материалы в помощь учителю развивающего обучения.

  8. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». М., Просвещение, 2013г.





© 2010-2022