- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-практикум по теме «Наречие»
Урок-практикум по теме «Наречие»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Деменкова Г.А. |
Дата | 24.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок - практикум по теме: «Наречие».
Ход урока:
Орг. момент.
Сегодня мы с вами повторим знания по теме: «Наречие», чтобы ликвидировать пробелы в знаниях; выполним работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте; будем работать над совершенствованием умений и навыков, обогащением словарного запаса.
Свою работу мы построим в форме соревнования между двумя командами. Цель каждой команды: достичь верха этой лесенки, выполняя задания. /представление команд/
Учимся говорить
Этимологическая минутка
Догонялки
Что нам стоит дом построить
Блеф - клуб
Точка, точка, запятая…
По следам ошибок
Морфологическая задача
Головоломка
Путь окинь пытливым взглядом,
Мысль включи на полный ход.
К играм! К радости! К наградам!
К верху лесенки! Вперёд!
Начнём с небольшой головоломки. Отгадайте зашифрованное слово, определите, к какой части речи оно относится. Свой ответ обоснуйте, пользуясь планом. /план прилагается/
--------------------
------------------
------------------
/внутри/
/сзади/
Следующее задание на быстроту реакции и сообразительность. Пред вами карта страны «Морфология». Наречие занимает в ней достойное место, но пока на карте не обозначено. Но если бы наречие могло выбирать, каких соседей оно выбрало? Обозначьте на карте.
Вот мы и решили морфологическую задачу. /переставить фишку/
На предыдущем уроке мы писали контрольный диктант «В лесной глуши» /оценки за диктант/. Сейчас нам предстоит выполнить работу над ошибками.
Запишите в контрольных тетрадях число, работа над ошибками. Разберём типичные ошибки для того, чтобы добиться более прочных навыков.
/у доски работают двое, записывают через слово, обозначают орфограммы./
папоротники характер
прибавьте глушь
вдалеке сверху
сказочно фантастический предпочитают держаться
древесными полосами
/проверка с объяснением, индивидуальная работа над ошибками/
Пунктуационных правил, связанных с темой «Наречие» мы не изучали. Но допущены ошибки на ранее изученные пунктуационные правила. Поработаем над ними.
/ / ученик записывает на доске/
Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идёте по ковру.
/начертить схему, дать характеристику предложению, объяснить постановку запятой/./
Между древесными стволами, обросшими седым мохом и узорчатыми лишаями, кое - где проглядывают клочья голубого неба.
/объяснить постановку знаков препинания/
Перешагиваем на следующую ступеньку -
Из словарных диктантов, составленных вами дома, выбираем словосочетания на заданные правила и спрашиваем у противника: «Верите, что навзничь пишется слитно?».
Вопрос можно задать и так: «В слове досуха на конце пишется «О». Верите?»
Итак, дефисное написание наречий. /задают вопросы друг другу/
Не с наречиями, Н и НН в наречиях , о - а на конце наречий.
Немного отдохнём. Посмотрите сценку и ответьте на вопрос: чему учит нас эта история?
Она: ваш документ недействителен. Здесь ошибка.
Он: как ошибка? Документ подписан Николаем Ильичём!
Она: вот смотрите: Фомичом, Кузьмичом, кирпичом…В конце концов - «О» везде пишется!
Он: а, верно, ошибочка вышла.
Продолжаем игру: о,е,ё в наречиях; слитное и раздельное написание
Составьте и запишите предложения со словами: налицо - на лицо, сначала - с начала.
Поднимаемся выше:
В грамматическом задании ошибка допущена всеми в морфемном разборе. Повторим этот материал. Игра «Строители». Приставка от слова вход, корень от слова править, суффикс такой же, как окончание в слове облако. Определите часть речи. Почему «О» - суффикс?
Выберите слово к схеме:
Удивление, движение, преступление.
Почему другие слова не подходят?
-
следующий этап нашего соревнования.
Мягкий знак после шипящих
просит знаний настоящих
1 команда - правило о правописании 2 команда - рассказывает о том, когда мягкий
мягкого знака знак не пишется
Посмотрим, как вы умеете применять. /работа с карточкой / Кто быстрей?
Вы подготовили сообщения о происхождении наречий. Послушаем.
1 команда: наречие почти - это застывшая форма повелительного наклонения глагола почесть, почитать. В народной речи до сих пор сохранились слова почесть, почитай в смысле « почти.» Запахали всю почесть землю. /Л.Н. Толстой/.
2 команда: в старину существовал глагол зреть, т.е. смотреть. Его корень сохранился в словах незримый, обозревать, подозрение. Другая форма этого глагола зеркать сохранилась в словах презирать, надзиратель. Деепричастие от глагола зреть - зря вначале употреблялось в смысле «наугад». Поскольку необдуманные поступки к добру не приводят, стали говорить: «Зря ты это сделал», т.е. напрасно.
Работа с текстом / карточка /
Прочитайте текст /вслух/. Какую роль играют в этом тексте наречия? В этом тексте есть слова, похожие на наречия, но называемые словами категории состояния. Они выражают внутреннее состояние человека, природы и отвечают на вопрос как. Например, мне сегодня грустно. Найдите в данном тексте слова категории состояния.
Работа с иллюстрациями /карточка /. Рассмотрите иллюстрации, выполните задание к ним.
Замени синонимом - наречием. Ни свет ни заря; с минуты на минуту; рукой подать; на скорую руку; на край света; как снег на голову; кот наплакал; душа в душу.
Итог урока:
Какова была цель нашего урока
Как вы считаете, мы достигли поставленной цели?
Узнали что - то новое?
Я считаю, что время не было потрачено даром, и этот урок стал очередной ступенькой в восхождении к пока ещё не покорённой нами вершине - отличному знанию родного языка.