Урок-практикум по теме «Наречие»

Это конспект урока в нетрадиционной форме соревнования между двумя командами. Цель: обобщение знаний и совершенствование умений по теме «Наречие». В процессе урока  команды переходят с одного уровня на другой, выполняя различные задания: разгадывают ребус и составляют подобный; играют в «Догонялки», повторяя теорию и морфемный состав наречий; принимают участие в «Блеф-клубе», делают сообщения по этимологии, работают с фразеологизмами, составляют текст, включив в него предложенные словосочетания,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - практикум по теме: «Наречие».

Ход урока:

Орг. момент.

Сегодня мы с вами повторим знания по теме: «Наречие», чтобы ликвидировать пробелы в знаниях; выполним работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте; будем работать над совершенствованием умений и навыков, обогащением словарного запаса.

Свою работу мы построим в форме соревнования между двумя командами. Цель каждой команды: достичь верха этой лесенки, выполняя задания. /представление команд/

Урок-практикум по теме «Наречие»

Учимся говорить

Урок-практикум по теме «Наречие»

Этимологическая минутка

Урок-практикум по теме «Наречие»

Догонялки

Урок-практикум по теме «Наречие»

Что нам стоит дом построить

Урок-практикум по теме «Наречие»

Блеф - клуб

Урок-практикум по теме «Наречие»

Урок-практикум по теме «Наречие» Точка, точка, запятая…

Урок-практикум по теме «Наречие»

По следам ошибок

Урок-практикум по теме «Наречие»

Морфологическая задача

Урок-практикум по теме «Наречие» Головоломка

Путь окинь пытливым взглядом,

Мысль включи на полный ход.

К играм! К радости! К наградам!

К верху лесенки! Вперёд!

НУрок-практикум по теме «Наречие»Урок-практикум по теме «Наречие»Урок-практикум по теме «Наречие»Урок-практикум по теме «Наречие»ачнём с небольшой головоломки. Отгадайте зашифрованное слово, определите, к какой части речи оно относится. Свой ответ обоснуйте, пользуясь планом. /план прилагается/

--------------------

------------------

------------------

/внутри/

/сзади/

Следующее задание на быстроту реакции и сообразительность. Пред вами карта страны «Морфология». Наречие занимает в ней достойное место, но пока на карте не обозначено. Но если бы наречие могло выбирать, каких соседей оно выбрало? Обозначьте на карте.

Вот мы и решили морфологическую задачу. /переставить фишку/

Урок-практикум по теме «Наречие» На предыдущем уроке мы писали контрольный диктант «В лесной глуши» /оценки за диктант/. Сейчас нам предстоит выполнить работу над ошибками.

Запишите в контрольных тетрадях число, работа над ошибками. Разберём типичные ошибки для того, чтобы добиться более прочных навыков.

/у доски работают двое, записывают через слово, обозначают орфограммы./

папоротники характер

прибавьте глушь

вдалеке сверху

сказочно фантастический предпочитают держаться

древесными полосами

/проверка с объяснением, индивидуальная работа над ошибками/

Пунктуационных правил, связанных с темой «Наречие» мы не изучали. Но допущены ошибки на ранее изученные пунктуационные правила. Поработаем над ними.

Урок-практикум по теме «Наречие»

/ / ученик записывает на доске/

Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идёте по ковру.

/начертить схему, дать характеристику предложению, объяснить постановку запятой/./

Между древесными стволами, обросшими седым мохом и узорчатыми лишаями, кое - где проглядывают клочья голубого неба.

/объяснить постановку знаков препинания/

Урок-практикум по теме «Наречие»

Перешагиваем на следующую ступеньку -

Из словарных диктантов, составленных вами дома, выбираем словосочетания на заданные правила и спрашиваем у противника: «Верите, что навзничь пишется слитно?».

Вопрос можно задать и так: «В слове досуха на конце пишется «О». Верите?»

Итак, дефисное написание наречий. /задают вопросы друг другу/

Не с наречиями, Н и НН в наречиях , о - а на конце наречий.

Немного отдохнём. Посмотрите сценку и ответьте на вопрос: чему учит нас эта история?

Она: ваш документ недействителен. Здесь ошибка.

Он: как ошибка? Документ подписан Николаем Ильичём!

Она: вот смотрите: Фомичом, Кузьмичом, кирпичом…В конце концов - «О» везде пишется!

Он: а, верно, ошибочка вышла.

Продолжаем игру: о,е,ё в наречиях; слитное и раздельное написание

Составьте и запишите предложения со словами: налицо - на лицо, сначала - с начала.

ПУрок-практикум по теме «Наречие»однимаемся выше:

В грамматическом задании ошибка допущена всеми в морфемном разборе. Повторим этот материал. Игра «Строители». Приставка от слова вход, корень от слова править, суффикс такой же, как окончание в слове облако. Определите часть речи. Почему «О» - суффикс?

Выберите слово к схеме:

Удивление, движение, преступление.

ПУрок-практикум по теме «Наречие»очему другие слова не подходят?


  • следующий этап нашего соревнования.

Мягкий знак после шипящих

просит знаний настоящих

1 команда - правило о правописании 2 команда - рассказывает о том, когда мягкий

мягкого знака знак не пишется

ПУрок-практикум по теме «Наречие»осмотрим, как вы умеете применять. /работа с карточкой / Кто быстрей?


Вы подготовили сообщения о происхождении наречий. Послушаем.

1 команда: наречие почти - это застывшая форма повелительного наклонения глагола почесть, почитать. В народной речи до сих пор сохранились слова почесть, почитай в смысле « почти.» Запахали всю почесть землю. /Л.Н. Толстой/.

2 команда: в старину существовал глагол зреть, т.е. смотреть. Его корень сохранился в словах незримый, обозревать, подозрение. Другая форма этого глагола зеркать сохранилась в словах презирать, надзиратель. Деепричастие от глагола зреть - зря вначале употреблялось в смысле «наугад». Поскольку необдуманные поступки к добру не приводят, стали говорить: «Зря ты это сделал», т.е. напрасно.

Урок-практикум по теме «Наречие»

Работа с текстом / карточка /

Прочитайте текст /вслух/. Какую роль играют в этом тексте наречия? В этом тексте есть слова, похожие на наречия, но называемые словами категории состояния. Они выражают внутреннее состояние человека, природы и отвечают на вопрос как. Например, мне сегодня грустно. Найдите в данном тексте слова категории состояния.

Работа с иллюстрациями /карточка /. Рассмотрите иллюстрации, выполните задание к ним.

Замени синонимом - наречием. Ни свет ни заря; с минуты на минуту; рукой подать; на скорую руку; на край света; как снег на голову; кот наплакал; душа в душу.

Итог урока:

Какова была цель нашего урока

Как вы считаете, мы достигли поставленной цели?

Узнали что - то новое?

Я считаю, что время не было потрачено даром, и этот урок стал очередной ступенькой в восхождении к пока ещё не покорённой нами вершине - отличному знанию родного языка.



© 2010-2022