Урок по русскому языку на тему: Текст (5класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Подбор заглавия к тексту. Определение его темы и идеи. Составление плана текста. Деление текста на части. Разделение текста по абзацам при записи. Запись текста в соответствии с планом»

Цель: учащиеся должны научиться определять тему текста, идею текста; учащиеся должны научиться определять границы предложения, делить текст на абзацы и составлять план; по написанному плану делать запись текста.

Ход урока.

1. Актуализация. Оформление в тетрадях записи «число, классная работа. Тема урока».

2. Проверка домашнего задания.

3.Разбор предложений по пройденной теме «Тире между подлежащим и сказуемым»(4 человека у доски).

Я последний поэт России. Существительное не член предложения. Коля мой друг. Солнце это планета.

Остальные записывают предложение и разбирают его. 1вариант- Шестью семь - сорок два. 2 вариант - Жить - Родине служить.

Вывод- Кластер «ТИРЕ»

4. Работа над новым материалом. Фронтальный опрос.

А) Вспомните, что называется текстом.

В) Что такое тема текста? (то, о чем говорится в тексте)

Г) Что такое идея текста? (основная мысль, т.е. то, для чего автор написал произведение, то, что он нам хотел сказать, то, чему учит текст)

Прием «Обсуждение»

1. Какой из предложенных отрывков является текстом?

1) Звезды еще сверкали остро и холодно. Солнце светило ярко, и дети купались. За диктант мальчик получил пятерку.
2) Звезды еще сверкали остро и холодно. Небо на востоке уже светлело. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер.

По каким признакам вы определите, что перед вами текст. (предложения должны быть подчинены определенной теме, связаны основной мыслью)

О чем этот текст? Назовите тему (раннее утро.) Как вы определили тему? Найдите слова, которые указывают на это. Выделите их галочкой. Озаглавьте текст.

(небо на востоке, деревья понемногу выступали, вдруг ветерок, звезды еще сверкали)

А в чем заключена идея? ( Автор хотел показать раннее утро, когда просыпается не только человек, но и природа.)

2. Восстановите порядок высказываний в тексте. Озаглавьте текст так, чтобы в названии отразилась основная мысль (идея) текста.

Вот такая у нас Катя! Он такой озорной! У меня есть попугай по имени Катя. Однажды папа менял Кате подстилку и не заметил, как поднес руку прямо к попугаю. У него потом долго болела рука. Она взяла да и укусила папу за палец. Катя подумала, конечно, что ее хотят… похитить.

Озорной попугай

У меня есть попугай по имени Катя. Он такой озорной! Однажды папа менял Кате подстилку и не заметил, как поднес руку прямо к попугаю. Катя подумала, конечно, что ее хотят… похитить. Она взяла да и укусила папу за палец. У него потом долго болела рука. Вот такая у нас Катя!

2. Верно ли установлены границы высказываний? Соответствуют ли знаки препинания виду высказывания? Озаглавьте текст. Восстановите текст. Определите абзацы текста. Назовите ключевые слова, определяющие тему текста. Составьте план.

Вечер. Какая тишина на небе? Зажигаются первые звезды! Отчего? Розовеет горизонт. На востоке это восходит луна.

(Вечер. Какая тишина! На небе зажигаются первые звезды. Отчего розовеет горизонт на востоке? Это восходит луна.)

План

1. Вечер.

2. Вечерняя тишина.

3. Восход луны.

5. Итог. Рефлексия. Выставление оценок.

1. Какой из предложенных отрывков является текстом?

1) Звезды еще сверкали остро и холодно. Солнце светило ярко, и дети купались. За диктант мальчик получил пятерку.
2) Звезды еще сверкали остро и холодно. Небо на востоке уже светлело. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер.

По каким признакам вы определите, что перед вами текст. (предложения должны быть подчинены определенной теме, связаны основной мыслью)

О чем этот текст? Назовите тему. Как вы определили тему? Найдите слова, которые указывают на это. Выделите их галочкой. Озаглавьте текст. А в чем заключена идея?

1. Какой из предложенных отрывков является текстом?

1) Звезды еще сверкали остро и холодно. Солнце светило ярко, и дети купались. За диктант мальчик получил пятерку.
2) Звезды еще сверкали остро и холодно. Небо на востоке уже светлело. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер.

По каким признакам вы определите, что перед вами текст. (предложения должны быть подчинены определенной теме, связаны основной мыслью)

О чем этот текст? Назовите тему. Как вы определили тему? Найдите слова, которые указывают на это. Выделите их галочкой. Озаглавьте текст. А в чем заключена идея?

1. Какой из предложенных отрывков является текстом?

1) Звезды еще сверкали остро и холодно. Солнце светило ярко, и дети купались. За диктант мальчик получил пятерку.
2) Звезды еще сверкали остро и холодно. Небо на востоке уже светлело. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер.

По каким признакам вы определите, что перед вами текст. (предложения должны быть подчинены определенной теме, связаны основной мыслью)

О чем этот текст? Назовите тему. Как вы определили тему? Найдите слова, которые указывают на это. Выделите их галочкой. Озаглавьте текст. А в чем заключена идея?

1. Какой из предложенных отрывков является текстом?

1) Звезды еще сверкали остро и холодно. Солнце светило ярко, и дети купались. За диктант мальчик получил пятерку.
2) Звезды еще сверкали остро и холодно. Небо на востоке уже светлело. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер.

По каким признакам вы определите, что перед вами текст. (предложения должны быть подчинены определенной теме, связаны основной мыслью)

О чем этот текст? Назовите тему. Как вы определили тему? Найдите слова, которые указывают на это. Выделите их галочкой. Озаглавьте текст. А в чем заключена идея?

1. Какой из предложенных отрывков является текстом?

1) Звезды еще сверкали остро и холодно. Солнце светило ярко, и дети купались. За диктант мальчик получил пятерку.
2) Звезды еще сверкали остро и холодно. Небо на востоке уже светлело. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер.

По каким признакам вы определите, что перед вами текст. (предложения должны быть подчинены определенной теме, связаны основной мыслью)

О чем этот текст? Назовите тему. Как вы определили тему? Найдите слова, которые указывают на это. Выделите их галочкой. Озаглавьте текст. А в чем заключена идея?

1. Какой из предложенных отрывков является текстом?

1) Звезды еще сверкали остро и холодно. Солнце светило ярко, и дети купались. За диктант мальчик получил пятерку.
2) Звезды еще сверкали остро и холодно. Небо на востоке уже светлело. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер.

По каким признакам вы определите, что перед вами текст. (предложения должны быть подчинены определенной теме, связаны основной мыслью)

О чем этот текст? Назовите тему. Как вы определили тему? Найдите слова, которые указывают на это. Выделите их галочкой. Озаглавьте текст. А в чем заключена идея?

1. Какой из предложенных отрывков является текстом?

1) Звезды еще сверкали остро и холодно. Солнце светило ярко, и дети купались. За диктант мальчик получил пятерку.
2) Звезды еще сверкали остро и холодно. Небо на востоке уже светлело. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер.

По каким признакам вы определите, что перед вами текст. (предложения должны быть подчинены определенной теме, связаны основной мыслью)

О чем этот текст? Назовите тему. Как вы определили тему? Найдите слова, которые указывают на это. Выделите их галочкой. Озаглавьте текст. А в чем заключена идея?

1. Какой из предложенных отрывков является текстом?

1) Звезды еще сверкали остро и холодно. Солнце светило ярко, и дети купались. За диктант мальчик получил пятерку.
2) Звезды еще сверкали остро и холодно. Небо на востоке уже светлело. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер.

По каким признакам вы определите, что перед вами текст. (предложения должны быть подчинены определенной теме, связаны основной мыслью)

О чем этот текст? Назовите тему. Как вы определили тему? Найдите слова, которые указывают на это. Выделите их галочкой. Озаглавьте текст. А в чем заключена идея?

2. Восстановите порядок высказываний в тексте. Озаглавьте текст так, чтобы в названии отразилась основная мысль (идея) текста.

Вот такая у нас Катя! Он такой озорной! У меня есть попугай по имени Катя. Однажды папа менял Кате подстилку и не заметил, как поднес руку прямо к попугаю. У него потом долго болела рука. Она взяла да и укусила папу за палец. Катя подумала, конечно, что ее хотят… похитить.

2. Восстановите порядок высказываний в тексте. Озаглавьте текст так, чтобы в названии отразилась основная мысль (идея) текста.

Вот такая у нас Катя! Он такой озорной! У меня есть попугай по имени Катя. Однажды папа менял Кате подстилку и не заметил, как поднес руку прямо к попугаю. У него потом долго болела рука. Она взяла да и укусила папу за палец. Катя подумала, конечно, что ее хотят… похитить.

2. Восстановите порядок высказываний в тексте. Озаглавьте текст так, чтобы в названии отразилась основная мысль (идея) текста.

Вот такая у нас Катя! Он такой озорной! У меня есть попугай по имени Катя. Однажды папа менял Кате подстилку и не заметил, как поднес руку прямо к попугаю. У него потом долго болела рука. Она взяла да и укусила папу за палец. Катя подумала, конечно, что ее хотят… похитить.

2. Восстановите порядок высказываний в тексте. Озаглавьте текст так, чтобы в названии отразилась основная мысль (идея) текста.

Вот такая у нас Катя! Он такой озорной! У меня есть попугай по имени Катя. Однажды папа менял Кате подстилку и не заметил, как поднес руку прямо к попугаю. У него потом долго болела рука. Она взяла да и укусила папу за палец. Катя подумала, конечно, что ее хотят… похитить.

2. Восстановите порядок высказываний в тексте. Озаглавьте текст так, чтобы в названии отразилась основная мысль (идея) текста.

Вот такая у нас Катя! Он такой озорной! У меня есть попугай по имени Катя. Однажды папа менял Кате подстилку и не заметил, как поднес руку прямо к попугаю. У него потом долго болела рука. Она взяла да и укусила папу за палец. Катя подумала, конечно, что ее хотят… похитить.

2. Восстановите порядок высказываний в тексте. Озаглавьте текст так, чтобы в названии отразилась основная мысль (идея) текста.

Вот такая у нас Катя! Он такой озорной! У меня есть попугай по имени Катя. Однажды папа менял Кате подстилку и не заметил, как поднес руку прямо к попугаю. У него потом долго болела рука. Она взяла да и укусила папу за палец. Катя подумала, конечно, что ее хотят… похитить.

2. Верно ли установлены границы высказываний? Соответствуют ли знаки препинания виду высказывания? Составьте план. Напишите текст по плану.

Вечер. Какая тишина на небе? Зажигаются первые звезды! Отчего? Розовеет горизонт. На востоке это восходит луна.

Восстановите первоначальный текст.

2. Верно ли установлены границы высказываний? Соответствуют ли знаки препинания виду высказывания? Составьте план. Напишите текст по плану.

Вечер. Какая тишина на небе? Зажигаются первые звезды! Отчего? Розовеет горизонт. На востоке это восходит луна.

Восстановите первоначальный текст.

2. Верно ли установлены границы высказываний? Соответствуют ли знаки препинания виду высказывания? Составьте план. Напишите текст по плану.

Вечер. Какая тишина на небе? Зажигаются первые звезды! Отчего? Розовеет горизонт. На востоке это восходит луна.

Восстановите первоначальный текст.

2. Верно ли установлены границы высказываний? Соответствуют ли знаки препинания виду высказывания?

Вечер. Какая тишина на небе? Зажигаются первые звезды! Отчего? Розовеет горизонт. На востоке это восходит луна.

Восстановите первоначальный текст.

2. Верно ли установлены границы высказываний? Соответствуют ли знаки препинания виду высказывания? Составьте план. Напишите текст по плану.

Вечер. Какая тишина на небе? Зажигаются первые звезды! Отчего? Розовеет горизонт. На востоке это восходит луна.

Восстановите первоначальный текст.

2. Верно ли установлены границы высказываний? Соответствуют ли знаки препинания виду высказывания? Составьте план. Напишите текст по плану.

Вечер. Какая тишина на небе? Зажигаются первые звезды! Отчего? Розовеет горизонт. На востоке это восходит луна.

Восстановите первоначальный текст.



© 2010-2022