Разработка урока русского языка в 5 классе Тире между подлежащим и сказуемым

Предлагаю разработку урока русского языка для учащихся пятого класса. Урок разработан с опорой на учебник издательства "Вентана Граф" под редакцией А. Д. Шмелева. Цели данного урока:1) Обобщить знания обучающихся о постановке тире в простых предложениях;2) Углубить знания о нормах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым;3) Формировать навык использования нового пунктуационного правила на практике, развивать способность к анализу, логическому обоснованию собствен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели:

1) Обобщить знания обучающихся о постановке тире в простых предложениях;

2) Углубить знания о нормах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым;

3) Формировать навык использования нового пунктуационного правила на практике, развивать способность к анализу, логическому обоснованию собственной точки зрения;

4) Формировать умение использовать предложения с данной пунктограммой в речи; развивать коммуникативную и информационную компетентность; способствовать развитию грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции; воспитывать интерес к выразительным возможностям русского языка;

5) Продолжить формирование умения работать в команде, использовать приемы исследовательского метода.

Оборудование: учебник для 5 класса под редакцией А.Д. Шмелева, М. «Вентана-Граф», 2013г., раздаточный материал, Приложение к учебнику, электронная презентация.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с использованием личностно-ориентированных и проблемно-поисковых технологий.

Ход урока

  1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, в классе гости. Вы должны особенно постараться. Садитесь!

Откройте тетради, запишите число, «Классная работа», оставьте пустую строчку, чтобы записать тему.

-Девизом нашего урока будет пословица: «Ученье - свет». Запишите пословицу в тетрадь, объясните ее смысл.

  1. Актуализация изученного. Повторение изученного по орфографии и синтаксису.

Орфографическая минутка. Будем работать устно.

- Какие буквы пропущены и почему? (фронтальная работа. Дети дают ответ с места (называют орфограмму и пропущенную букву), учитель вписывает буквы. В тетрадь слова писать не надо.)

С…езд

Извес…ный

Ноч…

Тр…пинка

Адр…с

К рощ…

Сне…

Искрят(?)ся

Сем…я

-Слова расположены именно в таком порядке неслучайно, догадайтесь почему (по 1 буквам слов получится слово СИНТАКСИС).

-Верно, здесь зашифровано слово «Синтаксис»

-Что изучает синтаксис?

-Какие два записанных на доске слова, если их поставить рядом, не будут являться словосочетанием, почему? Составьте словосочетание, используя из предложенных одно или два слова. Одно из словосочетаний мы запишем в тетрадь и разберем его:

какой? х

Известный писатель ( Прил. + сущ.)

Что необходимо сделать, чтобы из словосочетания получилось предложение? (Сформулировать законченную мысль.) Давайте запишем получившее предложение в тетрадь:

В наш город приехал известный писатель.

-Для того, чтобы дать полную характеристику предложению, мне нужны 6 ребят - помощников. Для каждого помощника приготовлен вопрос (Приложение 1) В роли учителя будет…., он запишет характеристику предложения.

По ходу ответов на вопросы дается характеристика предложения.

3. Изучение нового материала

1. Определение темы. Ученическое целеполагание.

Пришло время сформулировать тему урока. Для этого будем работать в парах. Возьмите карточку, прочитайте предложения, ответьте на вопрос: «По какому принципу предложения разделены в два столбика?»:

Внизу ласково плескалось море

Москва - столица нашей Родины.

Вечером прошла гроза.

Муравьи - санитары леса.

Зашумел в лесу золотой дождь.

Пословица - мудрость народа.

Я люблю русскую природу.

Снегирь - пухленькая красногрудая птичка.

В предложениях второго столбика стоит тире.

-О постановке какого знака препинания мы будем сегодня говорить? В каких же случаях ставится тире в предложении? Для того, чтобы ответить на этот вопрос поработаем в группах. Я предлагаю вам провести исследование самостоятельно с помощью опорных вопросов. (Приложение 2)

-Кто готов назвать тему урока? Запись темы на доске и в тетрадях.

-Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? Слайд 1

Группы высказывают свои предположения по проблемному вопросу. Давайте сверим ваши предположения с учебником. (стр.65-66) Слайд 2,3

-Кто дополнит сказанное?

4 Первичное закрепление.

1.Запись 2-х предложений (на изучаемое правило по выбору учащегося) из карточки в тетрадь с последующим объяснением изученного правила.

2.Объясните, почему в пословице, которая является девизом нашего урока стоит тире. Слайд 4

5 Физкультминутка: (проводит ученик).

Одолела вас дремота,

Шевельнуться неохота?

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре.

Есть еще один способ проверки. Если между подлежащим и сказуемым можно поставить слово - помощник «это», то перед данным словом нужно поставить тире: «Ученье - это свет».

3.Работа с толковым словарем приложения (стр.12--29). Нужно объяснить значение слов с помощью вспомогательного слова ЭТО. Не забудьте выделить грамматическую основу. (работа по рядам: 1 ряд - адъютант, 2 ряд - ландшафт, 3 ряд - брощюра). Ученик читает толкование слова (произносит орфограммы в словарном слове) называет грамматическую основу. Учитель напоминает, что вспомогательное слово входит в состав сказуемого.

4. Работа с задачей 1. Проектор (Слайд 5)

5. Закрепление изученного (самостоятельная работа). Работа с задачей 2. Проектор (Слайд 6)

6. Рефлексия.

Вы сегодня работали очень хорошо. Давайте подведем итого урока. Продолжите фразу.

Сегодня я понял…

Мне понравилось на уроке …

Тире между подлежащим и сказуемым ставится …

Не ставится….

7. Выставление оценок за урок. Ребята! Большинство из вас очень хорошо работали, все ваши ответы будут учтены. Я проверю упражнение, которое выполняли самостоятельно и выставлю оценки в журнал, с учетом ваших ответов на уроке.

8. Домашнее задание.

Пар.13.,

На выбор:

1.Упр.75 стр.66

2.Вспомнить и записать не менее 10 пословиц, в которых подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И. п. (оформить для портфолио) Слайд 7

Приложение 1

  1. Какие бывают предложения по цели высказывания?

  2. Какие бывают предложения по интонации?

  3. На какие группы делятся предложения по количеству грамматических основ?

  4. Как называется предложение, которое содержит один главный член? Два главных члена?

  5. Какое предложение называют распространенным?

  6. Чем может быть осложнено предложение?

Приложение 2

1 шаг - подсказка - Определи грамматическую основу предложения (найди подлежащее и сказуемое)

2 шаг - подсказка - Выясни, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое

3 шаг - подсказка - Сделай вывод: «Если подлежащее и сказуемое выражены ___________________, то между ними ставится ____________».


© 2010-2022