Конспект урока русского языка «Модульная программа. Морфология и орфография» по теме: «Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи»

Урок является частью модульной программы. Модульное обучение в системе преподавания базируется на деятельностном подходе. В систему НПО приходят обучающиеся с низким уровнем мотивации и низким уровнем знаний.Технология модульного обучения помогает преподавателю управлять процессом обучения, давая возможность формирования положительной мотивации обучающегося, в организации его деятельности, координирования, консультирования и контроля.Каждый этап блока начинается с указания цели и порядка действи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФИЛИАЛ БУ «ИГРИМСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Модульная программа

«Морфология и орфография»

Составитель: Шафеева З.Р.,

преподаватель русского языка

и литературы


Анализ проведённого урока

1. Дата проведения урока: 19.11.2011

2. БУ «Приобское профессиональное училище».

3. Фамилия преподавателя: Шафеева Зульфия Равилевна.

4. Тема урока. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи.

5. Урок входит в модульную программу «Морфология и орфография».

Всего в программе 6 модулей. Это модуль № 2.

6. Комплексная дидактическая цель: в результате освоения всех модулей учащиеся должны

Знать:

  • Теоретические сведения о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи;

  • Грамотно формулировать определения, опираясь на примеры;

  • Применять на практике усвоенные знания;

  • Мотивировать свой выбор при написании слов разных частей речи.

Развивать:

  • Навыки грамотного письма, выразительной устной и письменной речи;

  • Навыки аналитической работы со словом;

  • Навыки учебной деятельности.

Воспитывать:

  • Умение работать в коллективе:

  • Уважение к мнению и знанию товарищей;

  • Умение слушать;

  • Культуру речи.

Интегрирующая цель. В процессе работы над учебными элементами обучающиеся должны:

знать:

порядок морфологического разбора знаменательных и служебных частей речи;

умение применять теоретические сведения о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи;

уметь:

соблюдать порядок морфологического разбора знаменательных и служебных частей речи;

систематизировать:

полученные знания, отработать навыки;

развивать:

методический навык (взаимоконтроль, самоконтроль, обучение работе на определённом уровне).

7. Определение типа посещенного урока: закрепление знаний, умений и навыков.

8. Оборудование урока: оформление классной доски, раздаточный материал «Схемы морфологического разбора частей речи».

9. Краткая психолого-педагогическая характеристика группы. Особенности учащихся были учтены при планировании урока. Урок проводился в группе Э-12 по профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Работа учащихся на уроке в целом активная, подготовка учеников к уроку средняя, культура речи на среднем уровне (низкий словарный запас), дисциплина на уроке показывает серьёзное отношение к предмету, учителю.

10. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Было выбрано такое сочетание методов обучения как наглядно-дедуктивные, наглядно-репродуктивные и частично-поисковые.

Для закрепления материала использовались следующие формы работы:

  • индивидуальная и групповая,

  • работа в парах,

  • самостоятельная работа

  • самооценка и самоанализ

  • рефлексия

  • обобщение

  • работа по учебнику.

Был использован дифференцированный подход (разноуровневое задание)

11. Использованы дидактические материалы, ТСО, наглядные пособия в соответствии с целями.

12. Использование групповых, коллективных и иных форм обучения. Дифференцированный подход в обучении.

13. Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся включён в УЭ урока.

14. Психологическая и эмоциональная атмосфера на уроке: стиль общения учителя и учащихся строится на основе взаимоуважения.

15. Уровень подачи домашнего задания. Дифференцированный, разноуровневый.

16. Как вы оцениваете результаты урока? Все поставленные задачи урока, в основном, удалось реализовать. Не хватило времени выполнить морфологический разбор служебных частей речи. Связано это было с низким уровнем знаний учащихся (на повторение морфологических признаков уходило времени больше запланированного). Задание доделать дома.

17. Наметить перспективы своей деятельности. Развитие речи учащихся, обогащение ее словарного запаса, развитие выразительных свойств языка.

Оценка эффективности используемой методики.

Модульное обучение помогает преподавателю держать учебный процесс под контролем. В системе НПО учатся дети с низкой мотивацией к обучению и низким уровнем знаний. Поэтому частая смена действий и указание цели и порядка действий каждого этапа позволяет решить учебные задачи в полном объёме.

Модульная программа - Морфология и орфография

Комплексная дидактическая цель: в результате освоения всех модулей учащиеся должны

Знать:

  • Теоретические сведения о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи;

  • Грамотно формулировать определения, опираясь на примеры;

  • Применять на практике усвоенные знания;

  • Мотивировать свой выбор при написании слов разных частей речи.

Развивать:

  • Навыки грамотного письма, выразительной устной и письменной речи;

  • Навыки аналитической работы со словом;

  • Навыки учебной деятельности.

Воспитывать:

  • Умение работать в коллективе:

  • Уважение к мнению и знанию товарищей;

  • Умение слушать;

  • Культуру речи.


Модульная программа

Морфология и орфография

Конспект урока русского языка «Модульная программа. Морфология и орфография» по теме: «Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи»


М №1 - Обобщающее повторение частей речи

М №2 - Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи

М №3 - Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи

М №4 - Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

М №5 - Правописание наречий

М №6 - Обобщающее повторение. Слитные, раздельные и дефисные написания. Контрольный тест.

Обязательная литература для освоения модуля:

1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.- 13-е изд.- М.: Просвещение, 2007.

МОДУЛЬ №2.

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи.

стр.

М

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного содержания

М2

УЭ - 0

Интегрирующая цель. В процессе работы над учебными элементами вы должны:

знать:

порядок морфологического разбора знаменательных и служебных частей речи;

умение применять теоретические сведения о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи;

уметь:

соблюдать порядок морфологического разбора знаменательных и служебных частей речи;

систематизировать:

полученные знания, отработать навыки;

развивать:

методический навык (взаимоконтроль, самоконтроль, обучение работе на определённом уровне)

Внимательно прочитайте цель урока

71


УЭ - 1

Цель: Диагностировать уровень подготовленности на начальном этапе.

Ответы на вопросы:

  1. Что изучает морфология? С какими другими разделами науки о языке она связана?

  2. Назовите самостоятельные и служебные части речи. Приведите примеры.

  3. Расскажите о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи.

Работайте вместе с классом


УЭ - 2

Цель: обобщить знания по теме «Грамматические признаки частей речи».

Анализ текста

Сегодня в прозрачном московском небе проплыл первый треугольник журавлей. Проплыл медленно на ходу выравнивая строй как-то несмело набирая высоту отряхивая с крыльев последние песчинки и роняя лёгкие пушистые перья. Вожак не мигая смотрит только вперёд за дымку горизонта остальные тоже не мигая - вниз окидывая долгим пристальным взглядом может быть в последний раз проплывающую под крыльями родную землю. Поэтому-то и плывёт так медленно! (По В.Тельпугову)

  1. Расставить знаки препинания.


  1. Озаглавьте текст.


  1. Какие синтаксические конструкции использует автор для описания полёта журавлей?

  2. Можно ли заменить деепричастные обороты причастными оборотами? Если нельзя, то почему?

  3. Подчеркните члены предложения во всём тексте, определите части речи.




Взаимопроверка с соседом по парте.

Работайте самостоятельно


УЭ - 3

Цель: закрепить навык морфологического разбора знаменательных и служебных частей речи.

Задание: Выполнить морфологический разбор частей речи. Одно слово разбирается на доске, остальные - самостоятельно (на разбор каждого слова - 3-4 минуты).

  1. Морфологический разбор существительного. Определить морфологические признаки существительного.

  2. Морфологический разбор глагола.

Определить морфологические признаки глагола.

  1. Морфологический разбор деепричастия.

Определить морфологические признаки деепричастия.

  1. Морфологический разбор причастия.

Определить морфологические признаки причастия.

  1. Морфологический разбор прилагательного. Определить морфологические признаки прилагательного.

  2. Морфологический разбор наречия.

Определить морфологические признаки наречия.

  1. Морфологический разбор числительного.

Определить морфологические признаки числительного.

  1. Морфологический разбор предлога.

  2. Морфологический разбор союза.

Работа ведётся по вариантам.


УЭ - 4

Цель: Систематизировать полученные знания и навыки по теме.

Шутке - минутка.

В шуточной задаче, придуманной Г.Остером, встречаются слова, которых не существует в русском языке. Однако они могут быть распределены по частям речи.

Классифицируйте слова по частям речи, объясните, по какому принципу вы действовали.

Отплякиваясь от сурых пляк, каждый хамсик шмыряет на глын по 5 гнусиков. Сколько гнусиков шмырнут на глын 12 хамсиков, отплякивающихся от сурых пляк?

Имя существи-

тельное

Имя прилага-

тельное

Глагол

и его формы

Служебные части речи

Все ли придуманные автором слова относятся к самостоятельным или к служебным частям речи тоже? (Только к самостоятельным!)

Можем ли мы, не зная лексического значения слова, назвать его морфологические признаки? (Да.) Выполните устный морфологический разбор слова «отплякиваясь».

Работа в парах.


УЭ - 5

Рефлексия. Подведение итогов. Выставление оценок.


УЭ - 6

Цель: закрепить полученные на уроке знания.

Домашнее задание:

Самовыбор учащихся:

  1. Упр.

  2. Подобрать текст для анализа и выполнить морфологический разбор частей речи.

  3. Подготовить устное сообщение: «По каким признакам можно разграничить самостоятельные и служебные части речи?»

Успеха! У вас всё получится!


© 2010-2022