- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока с презентацией для интерактивной доски по теме Роль олицетворений в художественной речи
Конспект урока с презентацией для интерактивной доски по теме Роль олицетворений в художественной речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Якущенко В.Н. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Урок 44. Роль олицетворений в художественной речи.
Цель: Осознание учащимися практической значимости материала по теме «Роль олицетворений в художественной речи» (личностная цель); обеспечение развития у учащихся умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; содействие развитию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; обеспечить развитие умений адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задачи и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей (цель для достижения метапредметного результата); организация деятельности учащихся по повторению и закреплению понятия олицетворения (цель для достижения предметного результата).
Задачи:
-
Подвести учащихся к осознанию потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
-
Научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.
-
Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).
-
Научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению проблемного задания на этапе изучения нового материала;
-
Научить самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников при выполнении проблемного задания, упражнений первичного закрепления;
-
Сформировать умение строить логическое рассуждение при анализе текста;
-
Научить правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке (монологическая речь, работа в группе, в паре, рефлексия).
-
Научить составлять текст с использованием олицетворений
Подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.
Оснащение: раздаточный материал для создания текста в группах
План урока
I. Разминка: 10
II. Целеполагание 2
III. Проверка домашнего задания: 5
IV. Мотивация 2
V. Подготовка к работе в группах. 5
VI. Творческая работа в группах. 8
VII. Презентация работ. 8
VIII. просмотр мультфильма «Федорино горе» 2
XIX. Домашнее задание 1
X. Рефлексия 1
Ход урока.
I. Разминка:
1) словарный диктант:
ПрИплыть, прЕградить, чЁрствый, шЁлковый, сундучОк, цЫплёнок, цИфра, окресТности, рОсток, зарОсли, кАсаться, кОснуться, огАрок, загОрелый, подЫграть, сверхИнтересный.
2) Синтаксическая часть: нарисовать схему предложения (за отворотом доски) с последующей проверкой
Темнеет вдали, приуныл подорожник
И третий, кажется, автобус бежит по линии шестой
II. Целеполагание
Аудиодиктант:
- назовите выразительные средства (олицетворение)
- какова тема урока?
- цель урока?
III. Проверка домашнего задания:
1) Показать рисунки с одушевленными и неодушевленными существительными
2) Прочитать сказку с олицетворением
IV. Мотивация
- послушайте, как умело пользуется словом Пушкин:
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
^ Звучит пьеса Чайковского и на фоне этой музыки слово учителя.
- Вопросы к классу.
- Какое настроение вызвали у вас музыка и эти лирические строки? Хочется грустить или радоваться?
- Как вы думаете, почему музыка и эти стихи вызвали у вас такое настроение?
- При помощи каких слов и выражений поэт воздействует на ваши эмоции. Назовите олицетворения
V. Подготовка работы в группах.
Итак, мы с вами прослушали музыкальное произведение П. И Чайковского, стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, отрывок из произведения Михаила Михайловича Пришвина, познакомились с содержанием картин художника Исаака Ильича Левитана, но все это писали мастера. Однако, ребята, волшебниками не рождаются, ими становятся. Давайте и мы вами попробуем написать красивое сочинение. Для этого нужно лишь только очень постараться.
- Что же мы будем описывать?
Назовите предметы, явления природы, которые мы будем описывать в рамках темы урока: погода, деревья, небо, река, солнце, состояние природы.
Используя олицетворение, опишите состояние природы ранней осенью Напомните мне, пожалуйста, значение слова "олицетворение" (вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные).
- Итак, запишем первое предложение нашего сочинения. Оно может быть, например, таким:
"Природа в ожидании зимы".
- Сейчас мы создаем свой художественный мир. Как мы захотим, так все и будет. Захотим, чтобы день был веселый, яркий, прозрачный, - он будет таким. Захотим, чтобы лист был последним и лежал, съежившись, на солнце, - и произойдет чудо! Нужно только это написать. В ваших руках волшебная палочка. Пока чудо не произошло, но все в ваших силах.
1) Попробуем подобрать определение к записанным существительным (по схеме прилаг. + сущ.Например: "день осенний")
земля сонная
воздух встревоженный
солнце усталое
лучи играют
река ласковая
деревья нарядные
день приветливый
- Живописец рисует красками, а мы вместо красок используем слова.
Итак, наша с вами задача - описать осенний день.
Перед вами листы - клише.
- Запишите предложение-клише: используя заготовки-словосочетания и слова в скобках, заполните пропуски.
- Осень - это прежде всего засыпание природы.
- Вспомните: как вы сами засыпаете вечером? (движения замедляются, активность снижается, мама целует вас на ночь, вы желаете всем спокойной ночи, вам приятно думать об отдыхе) Используем прием олицетворения: что происходит с рекой? Напишите об этом.
- Опишите состояние природы, используя выбранные вами слова и при необходимости заготовки предыдущих упражнений. Если трудно, воспользуйтесь клише.
2. Проверьте: замените повторяющиеся слова (если они обнаружились) синонимами. Прочитайте вслух ваши варианты фрагментов. Какие художественные средства помогли нам не только раскрасить, но и оживить нашу картину?
3. ^ А что можно сказать о деревьях. Что с ними происходит. Продолжите ваше описание. Воспользуйтесь клише.
4. Что чувствует человек осенью? Так что же вы можете сказать об этом времени года? Какое оно? Обратите внимание на последнее предложение в нашем описании.
5. Устраните неоправданные повторы, если они есть. Прочитайте получившиеся фрагменты вслух. Обоснуйте свой выбор слов, предложенных в скобках.
Итак, задача нашего сегодняшнего урока - написать сочинение - миниатюру (4-6 предложений). А как вы понимаете значение этого слова? Если сомневаетесь, загляните в подсказку.
VI. Творческая работа в группах.
VII. Презентация работ.
Вот какие замечательные сочинения у нас получились! Нелегкое это дело - быть волшебником, но если постараться, то у нас все получится. Понравилось вам держать в руках волшебную палочку?
Но только ли для описания мы можем использовать олицетворение? Этот приём можно использовать ещё и с другой целью. Давайте посмотрим, как использовал олицетворение Корней Чуковский
VIII. просмотр мультфильма «Федорино горе»
XIX. Домашнее задание: Написать миниатюру «Будь аккуратным!», используя олицетворение.
X. Рефлексия
Подсказки
Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
^ Изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения (они рисуют, изображают, чтобы мы увидели, представили, вообразили) выражают отношение, чувства; передают мысли и эмоции автора.
Олицетворение - вид метафоры, перенесения свойств одушевленных предметов на неодушевленные.
^ Стили речи - художественный, научный, публицистический, официально-деловой, разговорный.
Особенности художественного стиля - использование лексических средств художественной выразительности: метафор, сравнений, олицетворений.
Миниатюра - небольшое по размеру произведение.
Опорный конспект №1
2. Небо -
Солнце -
Река -
Деревья -
День -
Снег -
Лес -
Ветер -
Клише
(фраза, выражение, воспроизводимое по образцу)
1.Солнще ещё________________, а в душу уже (проситься, стучаться, заглядывать) _______________________осень.
Земля _____________________, листья_______________под ногами, но как кругом всё_________________,__________________,_______________!
2. Воздух _______________ и ______________. Солнце ______________, и лучи его,___________и______________ на деревьях вместе (с кем? С чем?) __________________.
3. Река _______________ и ________________; она бежит всё медленнее и не сегодня - завтра ______________________.
4. Деревья _____________, но ешё живут, (дышать, качаться)________________________.
5. Все __________________ в это __________________ время года, если вы (ценить, любить, уважать, восхищаться) природу.
5