Урок по русскому языку на тему Неологизмы (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Мухортова Оксана Васильевна


Урок по русскому языку для 6 класса по теме «Неологизмы».

Цель урока:

СГ1: понимание содержания информации, высказывание своего отношения к услышанному.

Ч3: понимание лексических единиц, применение лексических единиц

П2: создание собственных текстов соответствующих стилей

Ход урока.

1.Приветствие

Слайд 1

Урок по русскому языку на тему Неологизмы (6 класс)

Задание группам (устно):

Выберите из предложенного списка высказывание в качестве девиза вашей группы и объясните его.

2.

Слайд 2.

Урок по русскому языку на тему Неологизмы (6 класс)

СГ1

Цель нашего первого задания - уметь сформулировать свое отношение к высказыванию.

«Слова живут». Как это надо понимать? Ведь слово не человек, не животное, не растение.

Ответить в одном предложении. Каждый отвечает индивидуально. Самооценка по критерию

Критерий успеха

Цель достигнута, если сформулировано объяснение высказывания в одном предложении.

Ответы групп.

3. Просмотр видеоролика «Красивые слова».

СГ1

Задание группам:

Обратите внимание на название видеоролика. Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

Давайте сформулируем тему и цель нашего урока вместе.

Слайд 3,4

Урок по русскому языку на тему Неологизмы (6 класс)Урок по русскому языку на тему Неологизмы (6 класс)

Критерий успеха

Цель достигнута, если

- было дано название видеоролика

- была определена тема урока

- были сформулированы цели урока

Ожидания от урока. На листочках написать, каковы ваши ожидания от сегодняшнего урока. Пусть эти листочки будут пока у вас.

4.Слайд 5. Слова - это живые свидетели истории, развития науки, техники, культуры, изменений в быту. И сейчас, ребята, вы в группах выполните задания, которые докажут эти слова.

Цель: Ч3 (понимание лексических единиц, применение лексических единиц)

Слайд 6.

Цель задания: понимать лексические единицы, правильно их применять.

Критерии успеха у каждой группы свои.

Задание по группам.

1 группа

Вы в магазине старинных вещей должны подобрать названия старинным вещам. Соотнесите картинку с изображением предмета и название. В случае затруднения обращайтесь к словарику.

ЛАПТИ, СЮРТУК, КОЛЧАН, ПРЯЛКА, СВЕТЕЦ, ТРЕУГОЛКА, ЦИЛИНДР, КАМЗОЛ, БОТФОРТЫ, КАФТАН

К какой группе слов относятся данные слова? Объясните почему.

Критерий успеха:

Цель достигнута, если соотнесены изображения и названия 9-10 предметов.

Слайд проверки 7, 8

Урок по русскому языку на тему Неологизмы (6 класс)

2 группа

Соотнесите части тела человека и название.

ЧЕЛО, ОКО, ВЕЖДЫ, ЛАНИТЫ, УСТА, ВЫЯ, ПЕРСТ, ДЛАНЬ, ДЕСНИЦА, РАМЕНА, ШУЙЦА

К какой группе слов относятся данные слова? Объясните почему.

Критерий успеха:

Цель достигнута, если соотнесены изображения и названия 10-11 частей тела.

Слайд проверки 9

Урок по русскому языку на тему Неологизмы (6 класс)

Слайд 10

Найдите самое «молодое» слово в каждом ряду.

1) босоножки, сандалии, кроссовки;
2) кафтан, шуба, куртка;
3) арифметика, счёты, компьютер;
4) радио, фотоаппарат, магнитофон.

3 группа

1 УЧЕНИК У ДОСКИ, остальные на местах

На рисунке два дерева. Большое дерево, которое посажено уже давно, а рядом с ним - молодое. На наших деревьях нет листьев, но вы должны это исправить.

Урок по русскому языку на тему Неологизмы (6 класс)Урок по русскому языку на тему Неологизмы (6 класс)

Посмотрим на слова, которые написаны под деревьями:

КАФТАН, БУТИК, БРЕНД, ГРАФФИТИ, ВЕРЕТЕНО, ИМИДЖ, ВЕТРИЛО, ЧЕЛО, РЫБАРЬ, ВИРУС, ФЛЕШКА, ХАКЕР

По какому принципу можно разделить эти слова в два столбика?

Критерий успеха:

Цель достигнута, если

- правильно распределены слова (допускается только 1 ошибка)

- объяснен принцип разделения слов.

Слайд проверки 11

4 группа

Нарисуйте «Древо познания» с понятием «неологизм», используя данный материал.

Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а на смену им приходят новые слова - неологизмы. Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения. Не всем еще может быть понятны значения таких слов как брифинг, картинг, аутсайдер, дриблинг, стоппер, спичрайтер, хакер и др.

Неологизм («нео» - новый, «логос» - слово (греч.).

Неологизмы - это новые слова языка. Значительные события общественной жизни, научно-технические открытия способствуют порождению целых серий неологизмов. Эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав.

Неологизмы появляются в языке по двум причинам: во-первых, для обозначения новых предметов (признаков, действий), во-вторых, для усовершенствования лексической системы (так появляются многие синонимы; например, в ряду гостиница, отель, номера появилось слово мотель - «гостиница на автомобильной дороге для автотуристов»).

У имеющихся слов нередко появляются новые значения, пример, у слова окно - «вынужденный перерыв в чем-либо», у слова комета - «небольшое пассажирское судно на подводных крыльях», у слова морж ─ «любитель зимнего купания в реке (и др. водоемах)».

Критерий успеха:

Цель достигнута, если

- теоретический материал представлен в виде «дерева познания»

- материал объяснен другим учащимся

5 группа

Составьте схему по данному материалу, отражающую пути возникновения неологизмов.

Неологизмы возникают в языке тремя путями.

Во-первых, они образуются на основе уже имеющихся слов с помощью разных способов словопроизводства (например, сложением: кровезаменитель - «вещество, препарат, заменяющий кровь», суффиксацией: оформительство -«искусство декоративного оформления, работа по декоративному оформлению», префиксацией (прибавлением приставки): отреагировать и т. п.)

Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке слов. Вот некоторые примеры. По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход. Слова пулемётчик, миномётчик, зенитчик послужили моделью для образования слова ракетчик. Слово приземлиться дало возможность появиться словам прилуниться, приводниться.

Во-вторых, новые слова заимствуются из других языков (например, палантин - «шарф увеличенных размеров», дизайнер - «художник-конструктор, специалист по художественному проектированию предметов, производимых промышленностью» и т. п.).

В-третьих, отдельные лексические значения имеющихся в языке слов превращаются в самостоятельные слова-омонимы (например, ключ1 (у замка) и ключ2 (родник) и т. п.).

Критерий успеха:

Цель достигнута, если

- теоретический материал представлен в виде схемы

- материал объяснен другим учащимся

5. «Узнавание неологизмов»

Цель задания: выделять неологизмы среди других слов.

Подчеркните неологизмы.

Рейтинг, сайт, целковый, агнец (ягненок), скейтборд, ведать (знать), пирсинг, внимать (слушать), спонсор, врата (ворота), плейер, дизайн, глас (голос), секьюрити, грясти (идти), длань (ладонь), ворота, днесь (сегодня).

Взаимопроверка

Критерий успеха:

Цель достигнута, если выделены 8 неологизмов.

Слайд проверки 12

Урок по русскому языку на тему Неологизмы (6 класс)

6.Беседа с учащимися

Почему вы выбрали именно эти слова?

Зачем в речи нужны неологизмы?

Могут ли неологизмы устаревать?

7. Новые слова появляются беспрерывно, каждая новая вещь требует нового названия.

Цель задания: понимать лексические единицы, правильно их применять.

Задание группам:

Подберите к иллюстрациям неологизмы. Заполните лексическую карту.

Каждый делает индивидуально, потом представляют 1 от группы

Слайд 13, 14

1 группа

Урок по русскому языку на тему Неологизмы (6 класс)Урок по русскому языку на тему Неологизмы (6 класс)

Слайд 15

СМАЙЛИК

СТИЛИЗОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЛИЦА (ЧАЩЕ УЛЫБАЮЩЕГОСЯ)

Критерий успеха:

Цель достигнута, если

- верно назван предмет

- указано значение слова

- приведён пример словосочетания или предложения.

2 группа

Урок по русскому языку на тему Неологизмы (6 класс)Урок по русскому языку на тему Неологизмы (6 класс)

Слайд 16

СТИКЕР

НАКЛЕЙКА, ЭТИКЕТКА, АППЛИКАЦИЯ, ВЫПУСКАЕТСЯ НА САМОКЛЕЯЩЕЙСЯ ОСНОВЕ

Критерий успеха:

Цель достигнута, если

- верно назван предмет

- указано значение слова

- приведён пример словосочетания или предложения.

3 группа

Урок по русскому языку на тему Неологизмы (6 класс)Урок по русскому языку на тему Неологизмы (6 класс)

Слайд 17

ОРГАНАЙЗЕР

  1. КОМПАКТНЫЙ ПРЕДМЕТ СО МНОЖЕСТВОМ РАЗДЕЛОВ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ

  2. БЛОКНОТ-ДНЕВНИК, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ РАЗНОГО РОДА ЗАПИСЕЙ, ЗАМЕТОК

Критерий успеха:

Цель достигнута, если

- верно назван предмет

- указано значение слова

- приведён пример словосочетания или предложения.

4 группа

Урок по русскому языку на тему Неологизмы (6 класс)

Слайд 18

НОУТБУК

ПЕРЕНОСНОЙ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР

Критерий успеха:

Цель достигнута, если

- верно назван предмет

- указано значение слова

- приведён пример словосочетания или предложения.

Критерий успеха:

Цель достигнута, если

- верно назван предмет

- указано значение слова

- приведён пример словосочетания или предложения.

5 группа

Урок по русскому языку на тему Неологизмы (6 класс)

Слайд 19

АЙФОН, СМАРТФОН

iPhone (МФА: [ˈaɪfoʊn], произносится - Айфон) - серия смартфонов, разработанных корпорацией Apple.

мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера.

Критерий успеха:

Цель достигнута, если

- верно назван предмет

- указано значение слова

- приведён пример словосочетания или предложения.

8.Работа с текстом

Ч3: понимание лексических единиц, применение лексических единиц

Цель задания: определять неологизмы, понимать значение неологизмов

Слайд 20

Пользователь имел планшетник, но не имел образования в сфере компьютерной грамотности. Это не мешало ему иметь и смартфон, и чатиться Вконтакте. В один прекрасный день некий аноним хотел зафрендить этого юзера через электронную почту и на емейл прислал спам. Теперь, желая попасть в Википедию, Google или стремясь скачать что-то через торрент с Ютуба, наш герой входил в Интернет под аватаром «тролль», иногда попадая в облачные сервисы различных браузеров. Спас нашего френда модератор, предложив ему коннектиться в библиотеке. Все блоггеры были благодарны провайдеру.

Задания группам

1.Подчеркнуть неологизмы.

Критерий успеха:

Цель достигнута, если указано 20 и более неологизмов

2.Назвать слова по их значению.

Критерий успеха:

Цель достигнута, если слово названо верно.

1 группа

… - небольшой рисунок или фотография, используемая в качестве изображения пользователя сети.

Слайд 21

АВАТАР

2 группа

… - подключаться, присоединяться.

Слайд 22

КОННЕКТИТЬСЯ

3 группа

… - рассылка коммерческой и иной рекламы или подобных коммерческих видов сообщений лицам, не выражавшим желания их получать.

Слайд 23

СПАМ

4 группа

… - организация, предоставляющая услуги доступа к сети Интернет и иные связанные с Интернетом услуги.

Слайд 24

ПРОВАЙДЕР

5 группа

… - прикладное программное обеспечение для просмотра веб-страниц

Слайд 25

БРАУЗЕР

9. Создание текстов разных стилей с данной лексикой.

П2: создание собственных текстов соответствующих стилей

Задание группам:

Составить мини-текст (3-4 предложения) заданного стиля, используя неологизмы из предыдущего текста.

Цель задания: уметь создавать собственный текст заданного стиля.

Слайд 26

Критерий успеха:

Цель достигнута, если

- составлен мини-текст (3-4 предложения)

- использовано 3-4 неологизма

- текст соответствует заданному стилю

10.Подведение итогов урока.

Что мы узнали?

Чему научились?

«Дерево ожиданий»

«Парковка вопросов»


© 2010-2022