Методическая разработка Экологические проблемы в литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

«Экологические проблемы в литературе»


  1. Вступительное слово.

Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.

Б. Шоу

Стихии (земля, вода, воздух, огонь) всегда занимали видное мес­то в художественном познании человеком самого себя. От "Слова о полку Игореве" до современной "деревенской прозы" наша литература связывала жизнь русского человека с жизнью природы, земли.

Тема " Человек и природа, человек и земля " занимала особое место в литературе. Но если ранее природа воспри­нималась русскими писателями как пейзаж, формирующий эстетический вкус, то писатели 20 века раскрывают эту традиционную для русской лите­ратуры тему по-иному.

Как оказалось, все может земля сделать для человека: удивить своей красотой. Напоить водой, накормить хлебом. Вот только защитить она себя не может.

Сегодня многочисленные факты свидетельствуют о том, что человек вступил не во взаимоотношения с природой, а в сложный конфликт с ней.

Забыл человек, что он часть природы. Теперь он хозяин. Но ведь и хозяином земли можно быть по-разному.

2. Сообщение темы занятия.

Сегодняшнее занятие поможет нам с помощью художественных произведений разобраться в вопросе: кем же мы, люди, являемся по отношению к земле.

В защиту природы поднимаются самые гуманные и неравнодушные люди нашего общества, в числе которых, конечно, и писатели. Ведь кому, как ни им, отразить и передать художественными средствами возникшую проблему - проблему гибели природы от рук человека. И не просто показать факты. Но и предвидеть будущее, предостеречь людей от беды, от возможной катастрофы.

Таких авторов и таких произведений огромное множество. Но сегодня мы обзорно обратимся лишь к трем (портреты писателей на доске):

Валентин Распутин «Прощание с Матерой»

Виктор Астафьев «Царь-рыба»

Борис Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

3. Аналитическая беседа

"Говорить сегодня об экологии - это значит говорить не об измене­нии жизни, как прежде, а об ее спасении" - сказал Валентин Распутин еще в 1989 году. В биографии Распутина было много общественных действий, направленных на спасение природы - и защита Байкала, и борьба против поворо­та северных рек, и протест против ликвидации "неперспективных дере­вень".

Но наибольшую степень воздействия на общественное сознание оказа­ла повесть "Прощание с Матерой" (1976 г.)

- Расскажите, какая реальная история лежит в основе сюжета повести.

(В основе сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Мате­рой» лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень).

Какая же здесь трагедия, всего-то деревню переселяют, и не в чистое поле, не в дикий лес - в заранее выстроенный, современный посёлок, где и вода горячая из крана, и газовая плита на кухне - ведь радоваться нужно!

- Почему же так тревожно на душе матёринцев, почему событие воспринимается трагически?

Очень важно обратиться к названию острова, где раскинулась деревня:

Матёра - матерь - мать.

Материнское начало жизни, основа - всё это соединяется с названием той части земли-матушки, которая должна уйти под воду, потому что строится гигантская плотина, разольётся великое море - рукотворное.

После выхода произведения в свет многие обвинили Распутина в регрессе, отсталости.

- Как вы считаете, автор, действительно, человек «отсталый от жизни», он против прогресса, строительства ГЭС?

Автор понимает и необходимость строительства электростанций, и неизбежность затопления деревень, подобных Матере. Всё понимает Распутин. НО! В любой области жизни прогресс знаменует не только обретения, но и потери. И важно, чтобы потери не перевесили приобретения.

Прощаться надо, вопрос в том, как прощаться, беспамятно или по-человечески, не забыв взять с собой все ценное, что выработали поколения людей до нас.

- Как вы думаете, через кого из героев передает автор свои главные мысли? Почему именно Дарью выбрал автор для этой роли?

Для Распутина совершенно ясно, что крушение, распад нации, народа, страны начинается с распада семьи. Рвётся та вечная цепочка жизни, где каждый человек является звеном.

- Случайно ли Распутин показывает отношение к затоплению трех поколений: старуха Дарья - её сын Павел - её внук Андрей?

- Одинаково ли их отношение к переезду? (Чтение эпизодов)

Критик Ю. Селезнёв говорит о земле - родине и о земле - территории так: «Если земля - территория и только, то и отношение к ней соответственное. Землю - родную землю, Родину - освобождают. Территорию - захватывают. Хозяин - на земле, на территории - завоеватель, покоритель. О земле, которая всем принадлежит, кто до нас был и кто после нас придёт, не скажешь: «После нас хоть потоп». Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после него…».

- Для кого же в повести земля - Родина, а для кого земля - территория?

- Какие эпизоды повести являются самыми трагичными, «тяжелыми», на ваш взгляд? (Чтение эпизодов)

- Как вы поняли, что является отдушиной в жизни этих людей?

(Единственная настоящая отдушина в их жизни - ощущение благодати родной земли. Перед вынужденным отъездом воздух родины становится еще целебней.)

- С чем сравнивают они свой переезд?

(Переезд сравнивается со смертью: ведь люди разъезжаются кто куда, порывая связи не только с прежним хозяйством, но и друг с другом: «Я там в одну неделю с тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!» - жалуется Настасья Дарье.

В.Г. Распутин подробно и убедительно показыва­ет, как тяжело человеку, всю жизнь прожившему на одном мес­те, отрываться от корней, от истоков, покидать родимый дом, оставлять под затопление могилы близких.

-Куда переезжают материнцы?

(Символично, что из оставляемой Матеры жители переез­жают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйствен­ность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, по­строенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, рас­ти ничего не будет).

ВЫВОД: «Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?" - обращается к своим читателям В.Распутин.

И его повесть - это напоминание о том, что истоки нравственности русского человека всегда находились в привязанности к земле и, утрачивая эту связь, мы теряем самое святое.

*Звучит песня «Живи, родник».

Не менее животрепещущую тему «природа и духовное состояние человека» поднимает Виктор Петрович Астафьев в сборнике новелл под названием «Царь-рыба» (1976)

Мы обратимся лишь к одному из рассказов с одноименным названием.

- Кто главный герой произведения?

- Каков сюжет повести?

- Дайте характеристику Игнатьича до встречи с рыбой.

( Главный герой данного повествования в рассказах Игнатьич - рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нельзя лучше. Ни одна рыба ни в одном месте реки, даже в самом удаленном и необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил реку. Здесь он царь, царь природы. И ведет он себя как царь: он аккуратен, все свои дела доводит до конца, пользуется уважением земляков).

- Игнатьич ловит рыбу. Но для чего она ему в таких больших количествах? Его семья нуждается?

- Занятие Игнатьича опасное?

(Чтобы заниматься ловлей, ему приходится скрываться от рыбнадзора, ведь это занятие считается браконьерством).

- Что же движет им?

(Всеми поступками Игнатьича руководит жадность. Кроме него, в поселке много хороших рыбаков, и между ними идет необъявленное соревнование. Если твои сети принесут больше рыбы, то ты лучший. И из-за этого эгоистического желания люди истребляют рыбу, а значит, постепенно губят природу, растрачивают то ценное, что есть на земле).

- Нужен ли природе царь, не ценящий богатства, которым владеет? Неужели она покорится и не свергнет его?

(Нет, появляется царь-рыба, царица рек, посланная для борьбы с царем природы).

- Зачитайте эпизоды, в которых автор описывает рыбину.

- Расскажите о поверье, которое Игнатьич узнал от деда.
(Поверье гласит: если поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и никому не рассказывай о ней. Эта рыба символизирует особенность человека, поймавшего ее, его превосходство над другими).

- Что же происходит с Игнатьичем при встрече с этой посланницей природы?

(В нем противоборствуют два чувства: с одной стороны, стремление овладеть царь-рыбой, чтобы потом весь поселок узнал о его мастерстве, с другой стороны, суеверный страх и желание отпустить рыбу, чтобы избавиться от этого непосильного для него груза. Но все же первое чувство побеждает: жадность берет верх над совестью. Игнатьич принимает решение во что бы то ни стало вытащить из воды рыбу и прослыть лучшим рыбаком во всей округе).
- Почему Игнатьич никого не зовет на помощь?

- Когда герой понял, что встреча эта не случайна, о чем он вспомнил?

- Зачитайте самые яркие эпизоды этой встречи.

- Что символизирует эта схватка?

(В схватке Игнатьича с осетром царь-рыба олицетворяет природу, а Игнатьич - человека. Природа - существительное женского рода. В самом корне слова «природа» заключен глубокий смысл: это то, что родит, что дает жизнь. Олицетворение природы в книге - царь-рыба - тоже женского рода. В схватке она оберегает свое брюхо, набитое икрой, которое символизирует продолжение жизни).

- Что постигает Игнатьич в схватке с рыбой?

(В поединке с царь-рыбой герой постигает истину: смысл человеческой жизни не в накоплении богатств, а в том, что надо всегда оставаться человеком, не идти против своей совести).

ВЫВОД: Для одного природа - родной дом, для других - место обитания, а в произведении В. Астафьева природа еще и воспитатель души.

Повесть «Царь-рыба» преподносит нам, читателям, настоящие уроки доброты, человечности и любви к родной земле.

Нельзя оставить в стороне сегодня еще одно удивительное произведение. В этом году исполняется 40 лет роману Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» - светлому, неимоверно доброму и честному произведению. Когда-то критики упрекали Бориса Васильева в излишнем идеализме и сентиментальности, сегодня, спустя четыре десятилетия, видится мудрость и спокойная уверенность в добре.

В центре повести образ Егора Полушкина. Странным он казался для людей, не понимали его окружающие, часто ругали. И односельчане, и жена звали его бедоносцем.

Все, за что он не брался, кончалось недоразумением. Наделенный талантом истинного художника, Егор был совершенно не похож на односельчан, практичных и рассудительных. После долгих поисков он, наконец, находит свое призвание - работу лесничего.

И вот этот недотепа, странный, смешной человек, оказывается делегатом конференции лесничих.

Как звучит его речь? «Вот я при Черном озере состою, а раньше оно Лебяжьим называлось. А сколько таких Черных озер по всей стране нашей замечательной - то ж подумать страшно! Так вот, надо бы так сотворить, чтобы они обратно звонкими стали: Лебяжьими или Гусиными, Журавлиными или еще там как, а только чтобы не Черными. Не Черными - вот какая наша забота!»

Режиссер Родион Нахапетов экранизировал роман в 1980 году. У него получилось сохранить эти главные ноты прозы Васильева, у него и актера, сыгравшего главную роль.

Предлагаю вашему вниманию эпизоды из фильма «Не стреляйте в белых лебедей».

*Просмотр эпизодов кинофильма.

Белые лебеди - это не только конкретные птицы, о которых идет речь в романе. Это символический образ всего прекрасного, что есть на земле. Автор еще в названии призывает людей беречь, не уничтожать, не убивать красоту вокруг себя.

К сожалению, есть еще на земле люди, которых и людьми-то назвать сложно. Не удается Егору сохранить лебедей. Он погибает от рук жадных и жестоких браконьеров.

* Чтение отдельных эпизодов повести:

Та ночь на диво разбойной была. Тучи чуть за ели не цеплялись, косило
из них дождем без передыху, а ветер гулял - аж сосны стонали. Накануне Егор прихворнул маленько, баньку парную принял, чайку с малиной - спать бы ему да спать. А он тревожился: как лебеди там? Надо бы перевезти - уж и сараюшка почти готова,- да расхворался некстати. Ворочался, жег Харитину то спиной,то боком, а к полуночи оделся и вышел покурить.
Чуть вроде затишело: и лес шумел поласковее, и дождик не сек - моросил
только. Егор скрутил цигарку, пристроился на крылечке, прикурил - ударило
вдруг за дальним лесом. Тяжко ударило, и он сперва подумал, что гром, да
какой мог быть гром темной осенью? И, еще не поняв, что это ударило, что загул принесло мокрым ветром, вскочил и побежал кобылу седлать.
Ворота скрипучими были, и на скрип тот Харитина выглянула, в одной
рубашке, грудь прикрывая.
- Ты что это удумал, Егор! Жар ведь у тебя.
- На озеро съезжу, Тинушка,- сказал Егор, выводя со двора сонную
кобылу. Неспокойно мне что-то.
Не удержала его тогда Харитина, и гнал Егор казенную кобылку сквозь
осеннюю темь. Знала бы, поперек дороги бы легла, а не зная, ругнула только:
- Да куда же понесло-то тебя, бедоносец божий?
Такими были ее последние слова.


Второй раз ударило, когда Егор полпути миновал. Гулко и далеко разнесло
взрыв по сырому воздуху, и Егор понял, что рвут на Черном озере. И подумал о лебедях, что подплывали на людские голоса, доверчиво подставляя крутые шеи.

Издалека он костер углядел: сквозь мокрые еловые лапы. У костра фигуры
виднелись, а с берега и голос донесся:
- Под кустами смотри: вроде щука.
Егор бежал напрямик, ломая валежник. Ветки хлестали по лицу, сердце в
горле билось, и трясло его.
- Стой! - закричал он еще в кустах, в темноте еще.
Вроде замерли у костра. Егор хотел снова крикнуть, да дыхания не
хватило, и выбежал он к костру молча. Стал, хватая ртом воздух, в миг
какой-то успел увидеть, что над огнем вода в кастрюльке кипит, а из воды две лебединые лапы выглядывают. И еще троих лебедей увидел - подле. Белых, еще не ощипанных, но уже без голов. А в пламени пятый его лебедь сгорал: деревянный. Черный теперь, как озеро.

Били его… Били, пока хрипеть не перестал. Тогда оставили…
Нашли его на другой день уже к вечеру на полпути к дому. Полдороги он
все же прополз, и широкий кровавый след тянулся за ним от самого Черного
озера.

- Какие строки отражают авторскую позицию?

«Все мы в одном доме живем, да не все хозяева. А почему? А природа она покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей… вредно это - царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек».

4. Рефлексия.

Подводя итог, стоит вспомнить главную мысль каждого произведения, над которым мы сегодня размышляли.

- Чья позиция вам наиболее близка?

- О какой проблеме, на ваш взгляд, мы сегодня не сказали?

- Какие уроки вы извлекли для себя?

- Если вам интересно будет узнать мое мнение по данной проблеме, то мне ближе всего позиция В. Распутина, выраженная в следующих словах:

«Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».

5. Домашнее задание.

Продолжить изучение творчества писателей:

  • Рассказы из сборника «Царь-рыба» В. Астафьев

  • Повесть «Пожар» В. Распутин

  • Повести «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильев


© 2010-2022