Основные мотивы лирики и поэтики Б. Л. Пастернака (урок-практикум)

Как заинтересовать учащихся лирикой поэта?Как объяснить, что обозначает то или иное слово в контексте всего произведения? Как показать ученикам своеобразие поэтики Пастернака, её лиризм? Обо всём этом представленный материал. Здесь собраны задания и вопросы к уроку-практикуму по лирике Б.Л.Пастернака. Поэзия этого замечательного мастера слова сложна для понимания одиннадцатиклассников. Но хочется, чтобы учитель сумел донести до учеников и трагизм лирики поэта, и лирические нотки, и радость мироо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основные мотивы лирики и поэтики Б.Пастернака.

Поэтика. 1.Теория литературы, учение о поэтическом творчестве.

2. Поэтическая манера, свойственная данному поэту, направлению, эпохе.

В автобиографической книге «Охранная грамота» П. писал о том, что ещё в начале творческого пути «отказался от романтической манеры», от «понимания жизни как жизни поэта» ( его мессианской роли), решил ни в коем случае не поддаваться романтизму, как он считал, Маяковского, Есенина, а также и др. близких ему лично поэтов- Асеева, Тихонова, Багрицкого. П. решил быть строго реалистичным. Строгий реализм своего творчества он видел в верности жизни, реальности чувств, страстей, образов действительности ( улиц, домов, квартир, лугов) - и в соответствующих поэтических строках : поэтическом словаре, метафоре, сравнении, олицетворении.

Поэт видел красоту повсюду, говорил , что поэзия « валяется в траве под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы её увидеть и подобрать с земли», т.о. поэзию можно извлечь из окружающего мира.

Лирическую поэзию принято разделять на виды по её тематике: лирика пейзажная, философская, любовная, гражданская и т.д. Но это деление условно, т.к. большинство лирических стихов многотемны.

Одной из главных тем лирического творчества П. стала тема ПРИРОДЫ во всём безграничном разнообразии её проявлений, поэтизация времён года, лесов, полей, садов, дождя и снега, ветра и солнца. Явления природы были как живые существа, он поклонялся всем проявлениям живой жизни, чувствовал себя « в родстве со всем, что есть», недаром назвал одну из лучших своих книг - «Сестра моя- жизнь»,а другая -« Земной простор». Своим главным поэтическим и нравственным принципом провозгласил « быть живым, живым и только, живым , и только до конца». Стихи П. можно назвать лирической энциклопедией родной природы.

«Стога», «По грибы», « Июль», «Летний день», «Иней».

Для П. природа - храм, а не мастерская, что, конечно, совершенно не исключает естественную для природы работу земледельца.

У нас весною до зари

Костры на огороде-

Языческие алтари

На ниве плодородья.

Поэт передаёт свой дар « алхимика», превращающего самые обычные явления природы, самые простые бытовые подробности ( костры на огороде) в золото вселенских законов бытия - дар превращения быта в бытие, мира в мироздание.

Многие стихи П. - пейзажи-размышления, углублённые философские раздумья, но выраженные не логически, а образно-поэтически и почти всегда с неуловимым образным подтекстом. Он создаёт не только словом, но и ритмом, интонацией и др. составными элементами поэзии.

УПРАЖНЕНИЯ.

-Как в приводимых четверостишьях сочетаются два плана мировосприятия поэта: конкретный, реальный - и философский, общественно- символический.


  1. «СТЕПЬ» - рисуется южная степь, дорога на Керчь, отсюда южнорусские слова: шлях(дорога), тын(изгородь).

Тенистая полночь стоит у пути,

На шлях навалилась звездами,

И через дорогу за тын перейти

Нельзя, не топча мирозданья.

Мир видимый, реальный : « тенистая полночь» «навалилась» на дорогу «звездами»(т.е. над степью и дорогой - яркий купол южного неба), поэтому, чтобы перейти через дорогу и тын вдоль неё, надо наступать на отражение звёзд, т.е. «мироздание»,на всю видимую ясной ночью вселенную. Философский смысл отрывка: самое простое действие, мысль, поступок в самой обычной обстановке связан в конце концов с широким миром, в котором мы живём, и даже с «мирозданьем». Здесь можно ощутить некое возвышение души человеческой над обыденностью, её стремление к таинствам Вселенной.


  1. «КОГДА РАЗГУЛЯЕТСЯ». В стих. рисуется прояснение погоды после дождливых дней, появление синевы в порывах туч, потом расчистившаяся даль, яркое солнце.

Сравн. «Просвечивает зелень листьев,

Как живопись в цветном стекле».

Возникает ассоциация с «церковной росписью оконниц», и далее возникают образы собора и церковной службы.

-ПЕРЕЧИТАЙТЕ СТИХ. ПРОСЛЕДИТЕ В НЁМ ЦЕПОЧКУ ОБРАЗОВ, СЦЕПЛЕНИЕ АССОЦИАЦИЙ, ПОДВОДЯЩИХ К ДВУМ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ СТРОФАМ.

(Поэт извлекает из простых лирических ситуаций- дождя, туч, неба, яркого солнца- много поэтических идей).

В этих строках понятно сравнение простора земли с внутренностью собора. Но возникает и космический образ, за пределами «собора».

-КАК ПОНИМАТЬ СТРОЧКИ?

…, и чрез окно Далёкий отголосок хора Мне слышать иногда дано.

(Хор не в соборе, а вне его. И лишь иногда до человека доносится отголосок этого хора. Этот образ, полный тайны и недосказанности, может быть понят как хор ангелов, отголосок божественной космической литургии.

И эту долгую службу «природы», «мира», « тайника вселенной» принимает поэт с восторгом, трепетом, слезами счастья как великое откровение и оправдание прошлых страданий, как надежда на светлое будущее.)

В стих-х поэт выразил радостное общественное переживание, новое мироощущение, т.к. стих. написан в 1956г. в период политической « оттепели». В нём рассказывается, как ненастье сменилось синевой неба и ярким солнцем.

Возможно, здесь выражен мотив «воскрешения», веры в сближение земли и неба, реальности и идеала.

- ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА В ПОЭЗИИ? (Поэзия зиждется на слове, нет красоты поэзии вне красоты слова, поэтического языка).

Пастернак - коренной москвич, интеллигент, горожанин, следовательно, певец не только природы, но и города, его улиц, бульваров, площадей, особого быта его жителей, с особым ритмом жизни, сумятицей современного города.

В его время Москва была уютной, покойной.

УРБАНИСТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ в его лирике занимают не меньше места, чем сельские. И главный предмет его лирического вдохновения - Москва. И язык, и неповторимые интонации П.- коренные, московские. В его поэзии и прозе оживают моск. бульвары, Кремль, Мясницкая, Пречистенка, Волхонка и окружающие их улицы и переулки.

В «городских» ст. поэт верен своему принципу сложного переплетения тем и мотивов внутри стих-ия, соединение обыденного, конкретного и возвышенного, космического, соединение просторечья с высоким стилем. В стих П. дом, улица, квартира, город - всё это часть мирозданья, всё одухотворено любовью, надеждами и тревогами человека, его высшими помыслами и чувствами.

УПРАЖНЕНИЯ.

- КАКИЕ МОТИВЫ, ТЕМЫ СОЧЕТАЮТСЯ, ПЕРЕПЛЕТАЮТСЯ В СТИХ.?

-КАКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ИЛИ МЫСЛЬ КАЖЕТСЯ ВАМ ГЛАВНОЙ?

-ОТМЕТЬТЕ 1-2 ПОЭТИЧЕСКИХ ОБРАЗА, МЕТАФОРЫ, СРАВНЕНИЯ И ДРУГИХ ЭЛЕМЕНТА ПОЭТИКИ, КОТОРЫЕ КАЖУТСЯ ВАМ ОСОБЕННО ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ И НЕОЖИДАННЫМИ.

Стихотворение «НИКОГО НЕ БУДЕТ В ДОМЕ».

(В первых двух строфах - мотив одиночества, уныния, но это чувство передано не трагическими деталями, а особым ритмом, интонацией: никого в доме; ничего, кроме крыш и снега, - вовне. Но появляется она, одетая как бы в снежные хлопья, и любовь снимает боль одиночества, восстанавливает гармонию жизни).

Стихотворение «СНЕГ ИДЁТ».

(Основная мысль стих.- в грустной параллели идущего снега- безвозвратно уходящего времени- и, может быть, поглощающего годы и всю жизнь.

Стих. красиво, трудно выразить это в суждениях. Но можно отметить некоторое неожиданное сочетание «белых звёздочек в буране» и тянущихся к ним из окна «цветов герани»; захватывает ритм стиха; рефрены (повторы). 2 раза повторяется слово «смятенье»; мастерство кольцевой композиции; общий мягкий, напевный тон; и заключительные строки…

Снег и дождь- любимые лирические объекты П. Исследователи его творчества подметили, что в ранних стих-х П. бушевали дожди, ливни, грозы, а во 2-ой период они сменились снегом; роман «Доктор Живаго» весь «засыпан снегом».



© 2010-2022