Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине Русский язык и культура речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное профессиональное учреждение Тюменской области

«Ишимский многопрофильный техникум»






















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


по изучению учебной дисциплины

ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи


Специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений


























Ишим, 2015 г

Методические рекомендации учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи составлены в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 апреля 2010 г № 356

Разработчик:

Повод Наталья Сергеевна - преподаватель ГАПОУ Тюменской области «Ишимский многопрофильный техникум»

Рассмотрено на заседании МК

Протокол № 2 от 15 сентября 2015

Председатель МК ___________Н.С. Повод

Утверждаю

Зам. директора по УМР

ГАПОУ ТО «Ишимский

многопрофильный техникум»

___________Н.В. Осипенко

«15» сентября 2015 г









Общие методические указания

Русский язык и культура речи вводится в соответствии с ФГОС в качестве инвариантной дисциплины цикла ОГСЭ - «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

В процессе обучения на основе данной программы студенты должны осоз­нать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка; знать наиболее употребительные выразительные средства русского литера­турного языка.

В процессе обобщающего повторения фонетики и графики, лексики и фразеологии, словообразования, частей речи и синтаксиса студенты обогащают свои знания о соответствующих единицах языка - фонетических, лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических - и в то же время овладевают соответствующими языковыми нормами письменной и устной речи, наиболее употребительными выразительными средствами литературного языка, выявляют орфоэпические, лексические, словообразовательные и иные ошибки, и недочёты в специально подобранных текстах и в своей речи.

Особую важность приобретает анализ, самостоятельное построение студентами текстов типа повествования, описания, рассуждения с учётом нормативных требований.

Работа над стилями литературного языка предполагает ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официально-делового стилей речи.

Повторяя лексику, словообразование, части речи студенты будут использовать пути реализации этих знаний в речевой практике.

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навы­ков осуществляется работой над текстом, речевыми жанрами, словами специальной лексики, словосочетания с ними, пунктуационное оформление официальных документов, деловых бумаг.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен совершенствовать:

речевую культуру русской речи;

орфографическую и пунктуационную грамотность, знать:

основные типы норм литературного языка;

фонетические единицы языка и средства языковой выразительности;

орфографические ошибки и недочёты;

лексические и фразеологические единицы русского языка и их использование в речи;

состав слова; способы словообразования;

части речи: самостоятельные и служебные; стилистика частей речи;

основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение,

уметь:

- выявлять орфоэпические, лексические, словообразовательные и иные ошибки и недочёты в текстах и в своей речи;

оформлять официальные документы и деловые бумаги;

анализировать тексты научного, официально-делового, публицистического и других стилей речи.

Информационное обеспечение по дисциплине ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

Основные источники:

Для обучающихся:

1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 2014.

2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для общеобразов. учрежд. - М., 2013.

3.Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб.пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М., 2013.

4.Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 4-е изд., испр. - М., 2012.

5.Львова С.И. Таблицы по русскому языку и культуре речи. - М., 2013.

6.Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку и культуре речи для школьников и абитуриентов. - М., 2013.

5.Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. - М., 2013.

Словари

1.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2014.

2.Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2013.

3.Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2013.


Интернет-ресурсы

1.Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ) .- Режим доступа к библиотекеfeb-web.ru;

2. E-Lingvo.net. - Режим доступа к библиотеке: e-lingvo.net/files

3. Библиотека на Philology.ru. - Режим доступа к библиотеке: philology.ru;

4. Durov.com. - Режим доступа к библиотеке durov.com/;

5.Чернильница. - Режим доступа к библиотеке kulichki.com/inkwell;

6.Поиск электроны книг. -Режим доступа к библиотеке: poiskknig.ru;

7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]: Учебно-методические материалы. - Режим доступа:fcior.edu.ru;

8. Министерство образования Российской Федерации. - Режим доступа: ed.gov.ru;

9. Национальный портал "Российский общеобразовательный портал». - Режим доступа: school.edu.ru;

10. Естественнонаучный образовательный портал. - Режим доступа: en.edu.ru;

11. Специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». - Режим доступа: ict.edu.ru;

12. Электронная библиотека. Электронные учебники. - Режим доступа: subscribe.ru/group/mehanika-studentam/.







Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины

Основой заочной формы обучения является самостоятельная работа с учебной и методической литературой, т.к. количество часов, предусмотренных учебным планом в период сессии в 3-4 раза меньше по сравнению с очной формой обучения, а время пребывания заочника в учебном заведении также сокращено в 7-8 раз.

В заочной системе обучения сохраняются все виды очных занятий, они при изучении дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи носят лишь вспомогательный характер и необходимы для решения трудных вопросов, освещения новшеств изучаемых тем и практических занятий.

Студент-заочник должен с большей ответственностью отнестись к учебным занятиям, на которых он должен ознакомиться с методикой изучения дисциплины Русский язык и культура речи, с программой, учебниками и учебными пособиями, рекомендациями по организации самостоятельной работы.

Самостоятельное изучение тем и разделов дисциплины предлагается проводить в следующем порядке:

- ознакомить с программой, планом самостоятельной работы заочника;

- подобрать литературу;

-изучить программный материал с кратким конспектированием, используя методические указания и опорные конспекты;

- выполнить контрольную работу в сроки, предусмотренные графиком;

- сдать дифференцированный зачет.



Методические указания

к выполнению и оформлению контрольных работ


Контрольная работа является составной частью самостоятельной работы студента заочной формы обучения по освоению программы дисциплины и предусматривает письменное изложение ответов на вопросы задания.

Учебным планом для студентов заочного отделения предусмотрено выполнение контрольной работы, которая выполняется по последней цифре шифра зачётной книжки по десятивариантной системе и включает один теоретический вопрос и два практических задания.

При выполнении контрольной работы рекомендуется:

- внимательно прочитать вопрос задания;
- подобрать необходимую литературу и другие источники информации по предлагаемому вопросу;

-выбрать материал, касающийся непосредственно вопроса, систематизировать, продумать последовательность изложения.
При ответе на вопросы задания необходимо обращать внимание на чёткость и конкретность изложения, на отсутствие информации, не относящейся к теме.

Контрольная работа должна выполняться в обычной тетради с двух сторон листа рукописным разборчивым текстом. С края листа должно быть оставлено поле. Последовательность выполнения предусматривает запись вопроса задания, а затем изложение материала.

Контрольная работа - одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

Контрольная работа - это своеобразный письменный экзамен, требующий серьёзной подготовки.

Контрольная работа не может быть оценена положительно, если в ней поверхностно раскрыты вопросы, допущены принципиальные ошибки, а также при условии механически переписанного материала из учебных пособий или другой литературы.

Рекомендуем: работу пишите аккуратно, разборчивым почерком.

В конце работы обязательно указать используемую литературу, дату выполнения контрольной работы и сдать работу на рецензию.

После рецензирования студент должен внимательно изучить все замечания преподавателя и, если требуется, внести соответствующие исправления и дополнения в контрольную работу.


Варианты заданий домашней контрольной работы

Вариант 1

1.Фонетические единицы языка. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов. Логическое ударение.


2.Задание на соблюдение орфоэпических норм русского языка. Поставьте ударения в словах: туфля, звонишь, оптовый, украинский, ходатайство, дефис, квартал, кухонный, газопровод, баловать, закупорить, премировать, добыча, красивее, наркомания, приняли, щавель.


3.Исправьте предложения, заменив диалектные слова литературными. Перепишите предложения, расставив необходимые знаки препинания.


1. Ледокол шел ходко но Степан надеялся проскочить на правый берег пока дорога по льду была еще не порушена. 2. Из-под ножа литовки швидко вспорхнул перепел. 3. Федор Рябчиков был бедняком грамоту одолел самоуком. 4. Весенняя жизнь на полях начинается когда примякнут утренние заморозки.

Вариант 2
1.Лексические и фразеологические единицы языка. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.


2.Найдите омофоны. Подберите к ним проверочные слова. Перепишите пропущенные словосочетания, вставив пропущенные буквы. Образец: осветить (свет) комнату - освятить (свято) храм.
Скр..пить п..чатью - скр..пя зубами; разр..жженный воздух - разр..дить пушку; ум..лять о пощад.. - ум..лять значение; выт..енный из толпы -вытесненный на книг..; ст..рожил склад - ст..рожил нашего города; прим..рять костюм - прим..рять соперников; очень м..ла - м..ла двор; пол..скать белье - пол..скать кошку; сл..зать языком - сл..зать с дерева.

3.Найдите в следующих предложениях ошибки, связанные с порядком слов. Запишите правильный вариант.


Мальчик с(?)ел котлету вместе со своей о(?)чаркой. Сегодня ко мне в новой куртке приш(?)л мой друг. Я хочу пойти на футбол с тобой только. На праздник она надела сиренево(?)о цвета платье. Сегодня очень жарко днем. Меня фильм этот заинтересовал очень.
Вариант 3
1.Охарактеризуйте способы словообразования слов в русском языке. Приведите примеры.
2.К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова или обороты. Придумайте и запишите три предложения с понравившимися вам фразеологизмами.
Висеть на хвосте - Ни в какие ворота не лезет -

От зари до зари - Гнуть свою линию -

Свернуть гору - Держать под своим крылышком -

Не солоно хлебавши - Без году неделя-
Поднимать на ноги - Во всю Ивановскую -

Затаив дыхание - Без сучка, без задоринки -

Как снег на голову - Попасть впросак -

Засучив рукава - Пыль в глаза пускать-

3. Перепишите данный текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Определите стиль речи данного текста. Составьте и напишите текст на эту же тему в научном стиле речи.

Сильный ветер вн..запно загудел в выш..не деревья забушевали крупные капли дождя застучали зашлеп..ли по листьям св..ркнула молния и гроза разразилась.


Вариант 4

1. Охарактеризуйте самостоятельные и служебные части речи. Приведите примеры типичных ошибок в образовании форм слова.

2. Определите способ словообразования в следующих словах:

Подснежник, бродяжничать, синь, переспросить, мостовая, огнетушитель, самолёт, газопровод. Сделайте морфемный разбор данных слов.

3. Озаглавьте текст, разделите его на абзацы, перепишите, расставляя знаки препинания. Определите стиль речи текста.

С 16 по 20 июля погоду в Новом Уренгое буд..т определять южная перефирия арктического ц..клона. Погода буд..т носить неустойчивый характер. 16 июля ночью и 18 июля днем ожидается кратковрем(енн,ен)ый дождь возможны грозы. Ветер переме(нн,н)ых направлений от северозападного до юго-западного 8-13 м/сек. В ночные часы столбик т..рмометра буд..т опуска(тся,ться) до +7, +12 градусов. Днем воздух буд..т прогр..ва(тся,ться) до +25 градусов.


Вариант 5

1. Строение словосочетаний, их классификация. Приведите примеры.
Охарактеризуйте простое предложение и различные виды сложных предложений. Приведите примеры.

2. Перепишите слова, вставив необходимые буквы и поставив ударения в соответствии с нормами произношения.

Газопровод, аген(т,ст)во, и..баловать, выг..воры, гербовый, д..быча, д..суг, давни..ний, запломбирова(нн,н)ый, издавн.., пр..мировать, кухо(нн;н)ый, приговор, алфавит, хозяева, щ..вель, увед..мление, созыв, отчасти, красивее, нормирование, украинец, обл..гчить.


3.Напишите прописью следующие имена числительные:
Я остался с 365 рублями. Я остался с 789 рублями. Я остался с 1191 рублями.

Вариант 6

1. Нормы русского правописания. Типы и виды орфограмм. Написание н, нн в прилагательных и причастиях. Правописание частицы не с различными частями речи.

2. Объясните написание н, нн, и не в данных словах, запишите их.
Образец: вязанный из шерсти шарф (нн в причастии, есть зависимое слово),
невежда (без не не употребляется).

(Не)длинный, а короткий; (не)навидеть врага; (не)путайте нитки; (не)пятьдесят; выполнено (не)брежно; (не)засея(н,нн)ое пшеницей; поле (не)засея(н,нн)о; мост (не)деревя(н,нн)ый; (не)вежестве(н,нн)ое поведение; ю(н,нн)ые участники; нефтя(н,нн)ые вышки; со(н,нн)ый вид; песча(н,нн)ый берег; гуси(н,нн)ое перо; клюкве(н,нн)ый морс; смышле(н,нн)ый мальчишка; организова(н,нн)о удачно; асфальтирова(н,нн)ая дорога; никто (не)ждет; болезне(н,нн)ая процедура; взволнова(н,нн)ая письмом.

3.Списать, расставить знаки препинания.

1. Приеду в Москву скоро но неизвестно когда. 2. Уля не сразу сообразила что произошло. 3. Им не было никакого дела слушают их и смотрят ли на них люди. 4. Как рассказывал учитель долго слушал у окна я. 5. Конечно хорошо что он с ней венчается а как жить будут кто знает. 6. Грустно видеть когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты когда перед ним отдергивается розовый флер сквозь который он смотрел на дела чувства человеческие.


Вариант 7
1.Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение. Стили научного языка, их характерные признаки.


2.К каким стилям речи относятся тексты? Докажите их принадлежность к данному стилю речи.
Архипелаг - значительная группа островов, лежащих на небольших расстояниях друг от друга и обычно рассматриваемых как одно целое. Острова, входящие в один и тот же архипелаг, обычно имеют одинаковое происхождение и сходное строение.

Знаете ли вы, украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!

Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раскинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете, и чудный воздух и прохладно душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно и вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя.

3. Сгруппируйте примеры по правилам слитного или дефисного написания слов. Спишите, раскрывая скобки.

дизель(мотор) раскатисто(громкий)

киловатт(час) один(одинешенек)

кило(калория) высоко(образованный)

средне(годовой) критико(библиографический)

(вице)президент (пол)книги

жизне(описание) выставка (продажа)

(по)новому газо(снабжение)


Вариант 8
1.Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.


2.Выберите из строчных и прописных букв, заключенных в скобках, ту, которая подходит для данного предложения. Расставьте знаки препинания.
Корабль оказался у крайней южной части Африки. Здесь на рубеже (а,А)тлантическогр и (и,И)ндийского океанов идет вечная борьба воды, ветра и камня... Но вот «Паллада» покинула (м,М)ыс (д,Д)оброй (н,Н)адежды один из оживленных перекрестков мира, где сходятся дороги в Европу, Индию, Китай, Австралию, на (ф,Ф)иллипинские (о,0)строва... Войдя в теплые воды (з,3)ондского (п,П)ролива корабль стал на якорь у (о,0)строва Ява. На горизонте синел (о,0)стров Суматра.

3. Напишите сочинение-миниатюру или небольшой рассказ, где бы обыгрывались следующие фразеологизмы:

«По одёжке встречают, по уму провожают»;

«То же слово, да иначе молвить»;

«Наперёд не узнаешь, где найдёшь, где потеряешь».
Вариант 9

1. Лексические изобразительно - выразительные средства. Слова нейтральные и стилистически окрашенные. Тропы: эпитет, метафора, метонимия, гипербола, литота, синекдоха, аллегория, оксюморон, ирония, олицетворение, перифраза. Приведите примеры.

2. Перепишите предложения, вставив пропущенные буквы. После каждого предложения в скобках укажите, какие тропы в них использованы.
1)Ниже тоненькой былиночки надо голову кл(?)нить. (Н.Некрасов)
2)Я три тарелки с(?)ел. (И.Крылов)
3)В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)
4)Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь. (С.Есенин)
5) Она свежа, как весе(н,нн)ий цвет,

6)Взлелея(н,нн)ый в тени дубравой.

7)Как тополь киевских высот, Она стройна.

(А.Пушкин)

8) Ветки леса шумят великим океанским гулом. (К.Паустовкий)

3. Составьте и запишите словосочетания с данными словами, вставляя
пропущенные буквы.

С..езд, под..емник, об..яснительный, под..зд, об..ёмный, в..ехав, раз..рённый, об..явление, с..едобный, плат..е, бул..он, шампин..он, лист..я, хлоп..я, в..езд, вороб..и, солов..и, сем..я, об..ясняя.


Вариант 10

1 . Лексикография. Значение словарей в жизни человека. Этимологические словари. Толковые словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов.

2. Запишите предложения, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Объясните расстановку знаков препинания.

1. Закинув ружье за плечи быстро идете вы, (не)смотря на усталость.(И.Тургенев) 2.Благодаря выпавшим снегам можно было кое (что) рас(?)мотреть на земле. (В.Арсеньев) 3. Ввиду затяжной и холодной весны сроки сева были (не)сколько изменены. 4. После окончания спектакля зрители несколько раз вызывали артистов на сцену. 5. Вопреки предсказаниям бюро прогнозов погода стояла великолепная. 6. (Не)смотря на ран(?)ий час улицы были полны народа. (В. Каратаев) 7. Из-за ремонта моста пришлось искать об(?)езд.
3. Оцените предложения с точки зрения правильности русской речи. Найдите ошибки, запишите предложения в исправленном варианте.
1.Мимо проезжала кавалькада машин. 2. Мы воспитали в своих детях желанные качества. 3.Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника. 4. Я вернусь в мае месяце. 5. Надо взглянуть на это глазами будущего потомка. 6. В заключение рассказчик рассказал еще одну историю. 7. Издавая громкий гудок, мы плыли на пароходе. 8. Она была тиха и спокойная. 9. Вчера я посмотрел более интереснейший фильм. 10. Этот
фильм обречён на успех.







© 2010-2022