Урок -путешествие в город Лексики и фразеологии

Урок-путешествие в город Лексики и Фразеологизмов Тип урока:урок  обобщения и закрепления полученных знаний. Учебное время: 45 мин Задачи урока:1. Предметные.  -Обобщить теоретические основы вопросов раздела Лексикология и фразеология».   -Актуализировать умения, сформированные при их изучении.   -Применять лингвистические знания при работе с языковым материалом:   определять лексическое значение слова, фразеологизма; 2. Межпредметные.   -Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.  - Развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами. 3.Личностные. - Воспитание уважительного  отношения к истории русского языка и его народа; Цели: образовательные – закрепить понятие лексики как словарного состава языка, фразеологизма как неделимого словосочетания, расширить представление о фразеологизме как лексической единице речи, способной образовывать синонимические и антонимические ряды;  развивающие – способствовать развитию коммуникативных способностей студентов, обогащению их словарного запаса, углублению фоновых знаний студентов; воспитательная – воспитывать любовь к слову и к русскому языку. Оборудование: мультимедийный комплекс (компьютер,), фразеологический словарь, рисунки студентов  к фразеологическим оборотам; задания в конверте;
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-путешествие в город Лексики и Фразеологизмов

Тип урока:урок обобщения и закрепления полученных знаний. Учебное время: 45 мин

Задачи урока:1. Предметные.

-Обобщить теоретические основы вопросов раздела Лексикология и фразеология».

-Актуализировать умения, сформированные при их изучении.

-Применять лингвистические знания при работе с языковым материалом:

определять лексическое значение слова, фразеологизма;

2. Межпредметные.

-Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.

- Развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами.

3.Личностные.

- Воспитание уважительного отношения к истории русского языка и его народа;

Цели:
образовательные - закрепить понятие лексики как словарного состава языка, фразеологизма как неделимого словосочетания, расширить представление о фразеологизме как лексической единице речи, способной образовывать синонимические и антонимические ряды;
развивающие - способствовать развитию коммуникативных способностей студентов, обогащению их словарного запаса, углублению фоновых знаний студентов;
воспитательная - воспитывать любовь к слову и к русскому языку.

Оборудование: мультимедийный комплекс (компьютер,), фразеологический словарь, рисунки студентов к фразеологическим оборотам; задания в конверте;


Ход урока:

1.Приветствие - актуализация.

- Здравствуйте, ребята. Мы с вами изучили тему « Лексика и фразеология». Сегодня закрепим знания по этим темам и каждый получит заслуженную оценку.

Дидактическая целесообразность этапа урока:

-создание познавательной мотивации и доброжелательного настроя учащихся;

-определение цели урока самими учащимися.

-Теперь в путь! Перед вами рабочие тетради, записываем число, фамилию и имя.


III. Путешествие по городу: Для того, чтобы зайти в этот необычный город мы должны ответить на вопросы стражников:


Дидактическая целесообразность этапа урока:

-закрепление понятия фразеологизма как неделимого словосочетания;

-расширение представления о фразеологизме как лексической единице (образование синонимического и антонимического ряда);

-обогащение словарного запаса;
-развитие коммуникативных способностей .

- Что изучает лексика?

- Для чего служат слова?

- Что такое лексическое значение слова?

- Дайте определение терминам: синонимы, антонимы.

- Что такое фразеологизм? Можно ли его разбивать на отдельные слова или заменять одни слова другими?

-Молодцы, ребята! Ваш багаж знаний в порядке! Стража пропускает нас дальше.

Перед нами "Фразеологический зверинец". Кто быстрее вставит пропущенные слова?

Голоден как…

Хитёр как…

Труслив как…

Изворотлив как…

Надут как…

Нем как…

Упрям как…

Болтлив как…

(Волк ,лиса, заяц, уж, индюк, рыба ,осёл, сорока)

- Мы оказались на Центральной площади, здесь ходят люди: 1 из них как в воду опущенный, 2- как коломенская верста, 3- как сонная муха, 4- легкий на подъем, 5-видавший виды. 6-нечистый на руку,7-божья коровка. Запишите и объясните значение этих фразеологизмов.

-А теперь мы разделимся на 2 группы и пойдем по 2 улицам:

Улице Музыкантов и Улице мастеров

На улице Музыкантов есть те ,кто

Играет первую скрипку, даже те, кому медведь на ухо наступил, тянет волынку, курский соловей,один-Лазаря поет,

На улице Мастеровов: бьют баклуши, мастер на все руки, один блоху подковал, льет колокола, сапожник без сапог,

4 задание. Соедините синонимы из разных колонок: ( количество правильных ответов - считаем и выставляем балл в колонку «4 задание»)

Багрянец своеобразие

алфавит высказывание

Несгибаемость азбука

Индивидуальность стойкость

Текст пламя

Огонь скульптор

Ваятель пурпур

5 задание: Выберите антоним к выделенному слову: мягкий хлеб (правильный ответ-1балл,неправильный-0 баллов)

1)ароматный

2)ржаной

3)вчерашний

4)черствый

5)вкусный

6)свежий

6 задание: Допишите пословицы, вставляя вместо точек антонимы.

1)……..дело лучше…….безделья.2)…. .. сторона- мать,……. -мачеха.3) . ….земля… . …рук не любит. 4).У мудрого человека…….. уши и…… …язык.

Слова для справок:

длинный-короткий,родной-чужой,маленький-большой,черный-белый.

7 задание: а) подберите к словам антонимы.

Счастье-

Правда-

Мягкий-

Молодость-

Тепло-

Здоровый-

Красивый-

8.Найдите в текстах антонимы и подчеркните их.

1.Мы связаны с прошлым и грядущим,

И нет начала нам и нет конца.

И смерти нет. И только все упорней

Работаем, выращивая сад.

В пласты веков

Уходят яблонь корни,

А кроны где-то в будущем шумят…(В.Алтырцев)

2.Кем ты станешь - я гадать не буду.

Мир не постарел-помолодел:

На просторах Родины повсюду

Множество больших и малых дел! (С.Викулев)

3.Есть у памяти свойство такое:

После самых суровых невзгод

Забывается быстро плохое,

А хорошее долго живет. (К.Ваншенкин)

-Этап обобщения и систематизации знаний(5мин)

-Вот и закончилось наше путешествие по городу Лексики и Фразеологизмов. Понравилось ли вам наше путешествие?Но чтоэто такое? Стражаопять не пропускает нас.

-В чем дело,-говорим мы.

-Дело в шляпе,-отвечает стража.

-Ребята,объясните значение этого устойчивого выражения.(ребята отвечают)

Я достаю из шляпы письмо-текст,который нужно «расшифровать»ТЕКСТ НА СЛАЙДЕ!

Молодцы!

-Итак,мы завершаем наше путешествие.Так что же означают фразеологизмы?

-Что такое лексика?

ОТВЕТЫ:- Во фразеологизмах - душа и мудрость русского народа.
-Фразеологизмы не только полезны в речи, но и необыкновенно интересны!

--Русский язык богат и прекрасен. Нельзя забывать об этом!

А теперь подсчитайте свои баллы. Выставьте оценку за урок.


Задание на дом в ваших рабочих тетрадях: Выполните один из вариантов задания.

Вариант 1.

Составить 3-4 предложения с фразеологическими оборотами.

Вариант 2.

Написать письмо, используя фразеологизмы:

не распускать руки, не вешать нос, поговорить с глазу на глаз, найти общий язык.









Приложение: Дополнительные задания.Отгадайте загадки:
а) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (ВЕТЕР)
б) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (НОС)
в) Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают. (УШИ)
В это же время трое студенты занимаются исследовательской работой. В незнакомом тексте находят фразеологизмы и дают толкование их значения. От количества найденных фразеологизмов зависит число баллов, которое дополнительно получит каждая команда. Исследовательская работа.

Задание: выпишите фразеологизмы, попробуйте дать толкование их лексического значения.Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим - пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: "Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего "приятеля" дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.

- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Составить текст по рисункам:
Не нравилось Васе в колледже. «В колледже, - думал Вася, - мухи от скуки дохнут». Так и продолжал бы он витать в облаках, но преподавательница сказала ему строго: «Если не возьмешь себя в руки, то можешь вылететь из колледжа!». У Васи от страха сердце в пятки ушло. Перестал он валять дурака и взялся за ум.


Урок -путешествие в город Лексики и фразеологии

Конверт 1 группе: Определите, какой из фразеологизмов оказался лишним в данной группе:

Хоть пруд пруди,
Кот наплакал,
Тьма тьмущая,
Яблоку негде упасть.

Конверт 2 группе: Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака:
Действовать на нервы,
Выводить из равновесия,
Приводить в ярость,
Доводить до белого каления.







Урок русского языка по теме: Путешествие в город Лексики и Фразеологизмов.

« __»_____2013г (ФИО) _____________________группа___________

1 задание. «Фразеологический зверинец»

Вставьте пропущенные слова:

Голоден как…

Хитёр как…

Труслив как…

Изворотлив как…

Надут как…

Нем как…

Упрям как…

Болтлив как…Урок -путешествие в город Лексики и фразеологии

( количество правильных ответов - считаем и выставляем балл в колонку «1 задание»)

2задание. Запишите и объясните значение этих фразеологизмов:

как в воду опущенный-

коломенская верста-

сонная муха-

легкий на подъем-

видавший виды-

нечистый на руку-

( количество правильных ответов - считаем и выставляем балл в колонку «2задание»)

оровка-

3 задание. 1ряд -Улица Музыкантов: ( количество правильных ответов - считаем и выставляем балл в колонку «3 задание»)

Играет первую скрипку-

медведь на ухо наступил-

тянет волынку-

курский соловей-

петь Лазаря-

2 ряд-Улица Мастеров:

бьют баклуши-

мастер на все руки-

один блоху подковал-

льет колокола-

сапожник без сапог-

4 задание. Соедините синонимы из разных колонок: ( количество правильных ответов - считаем и выставляем балл в колонку «4 задание»)

Багрянец своеобразие

алфавит высказывание

Несгибаемость азбука

Индивидуальность стойкость

Текст пламя

Огонь скульптор

Ваятель пурпур

5 задание: Выберите антоним к выделенному слову: мягкий хлеб (правильный ответ-1балл,неправильный-0 баллов)

1)ароматный

2)ржаной

3)вчерашний

4)черствый

5)вкусный

6)свежий

6 задание: Допишите пословицы, вставляя вместо точек антонимы.

1)……..дело лучше…….безделья.2)…. .. сторона- мать,……. -мачеха.3) . ….земля… . …рук не любит. 4).У мудрого человека…….. уши и…… …язык.

Слова для справок:длинный-короткий,родной-чужой,маленький-большой,черный-белый.

7 задание: а) подберите к словам антонимы.

Счастье-

Правда-

Мягкий-

Молодость-

Тепло-

Здоровый-

Красивый-
8.Найдите в текстах антонимы и подчеркните их.

1.Мы связаны с прошлым и грядущим,

И нет начала нам и нет конца.

И смерти нет. И только все упорней

Работаем, выращивая сад.

В пласты веков

Уходят яблонь корни,

А кроны где-то в будущем шумят…(В.Алтырцев)

2.Кем ты станешь - я гадать не буду.

Мир не постарел-помолодел:

На просторах Родины повсюду

Множество больших и малых дел! (С.Викулев)

3.Есть у памяти свойство такое:

После самых суровых невзгод

Забывается быстро плохое,

А хорошее долго живет. (К.Ваншенкин)

№ заданий

№ 1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

баллы



Итог

Оценка:

Задание на дом. Выполните один из вариантов задания.

Вариант 1.

Составить 3-4 предложения с фразеологическими оборотами.

Вариант 2.

Написать письмо, используя фразеологизмы:

не распускать руки, не вешать нос, поговорить с глазу на глаз, найти общий язык.

Образец заполнения :

№ заданий

№ 1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

баллы

8

6

5

7

1

4

7

19

Итог

57баллов

Оценка: 5

Максимальное количество-57 баллов

50-57баллов-оценка «5»

42-49баллов-оценка «4»

35-41-балла -оценка «3»





© 2010-2022