Конспект урока на тему Состав слова. Словообразование

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока на тему Состав слова.СловообразованиеКонспект урока на тему Состав слова.Словообразование

План конспект урока в 10 классе.

Тема урока: Повторение раздела «Состав слова.Словообразование»

Цели урока:

Образовательная: повторение и контроль знаний учащихся по разделу « Состав слова. Словобразование».

Развивающая: развитие умений и навыков подбора однокоренных слов и разбора слов по составу, выработать умение правильно выделить суффиксы существительных, прилагательных, глаголов и т.д.;

Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку; обогащение словаря учащихся, активизация их в устной и письменной речи.

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.

Эпиграф урока:

« Я большой любитель разбирать слова. Пристанет к тебе одно слово и не дает покоя» К. Паустовский

Оборудование: интерактивная доска, слайды.

Ход урока:

І.Организация учебного процесса.

ІІ. Вступительное слово учителя.


Терминологический диктант

Суффикс, приставка, окончание, фонетика, корень,алфавит, антонимы, синонимы, фразеологизм,морфемика, морфема. (Самопроверка. Слайд 1).

ІІ. Фронтальный опрос.

1.Что изучает словообразование? (Словобразованием называется раздел науки о языке, изучающий морфологический состав слов и способы их образования).

2.Что называется морфемой? ( Кратчайшие структурные части слова, имеющие определенное лексико - грамматическое значение, называются морфемами ).

3.Что называется корнем слова? ( Морфема, содержащая в себе основное лексическое значение ряда слов, называется корнем слова).

4. Что называется приставкой или префиксом? ( Приставкой или префиксом называется морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или грамматических форм слов).

5. Что называется суффиксом? (Суффиксом называется морфема, стоящая между корнем и окончанием (окончание может быть нулевым) и образующая новые слова и новые формы слов).

6. Что такое окончание? ( Окончанием называется морфема, стоящая на конце слова и выражающая его грамматическое значение).

ІІІ.Теоретический материал к уроку.


  1. Вспоминаем , что забыли(слайд 3 ).

Слово «морфема» происходит от греческого слова MORPHE - «форма», а « приставка» и «суффикс» происходят от латинских слов PRAEPIXUS: PRAE -«впереди» и PIXUS - «прикрепленный», SUFFIXUS - «подставленный»

2.Усвоение новых знаний. (слайд 4)

В современном русском языке наблюдаются следующие главные способы словообразования: лексико-семантический, лексико - синтаксический, морфолого-синтаксический, морфологический.

Лексико - семантический способ словообразования состоит в том, что слова превращаются в слова - омонимы, то есть разные по значению: мир - вселенная, мир -антоним слова война.

Лексико - синтаксический способ словообразования - это слияние в одно слово целого словосочетания. Слова сливаются в одно слово в результате длительного употребления их в данном словосочетании: наконец - из на конец.

Под морфолого-синтаксическим способом словообразования подразумевается переход слов из одной грамматической категории в другую: ученый, раненый - существительные из прилагательных.

Морфологический способ словообразования - это создание новых слов при помощи морфем.

Производные слова в русском языке чаще всего образуются путем прибавления к производящей основе суффиксов ( математический от математика), приставок и суффиксов одновременно ( обогатить от богатый), путем прибавления к производящим словам приставок ( рассмотреть от смотреть), бессуффиксным способом ( вход от входить), путем сложения двух или более основ или основы и слова ( камнепад от камень и падать, лесостепь от лес и степь), а также путем соединения сокращенных вплоть до одного звука или буквы основ нескольких слов ( вуз - от высшее учебное заведение, АИЭ и С - от Алматинский Институт Энергетики и Связи)

ІІІ. Работа над заданиями.

1-задание

Докажите, что -ешь, -ящ-, -ого значимые части слова, придумайте с ними слова, указав на что указывает эти значимые части. Например: доброго (дня). Окончание -ого- указывает, что прилагательное согласуется с существительным (дня) в единственном числе, мужском роде, Р.П.Конспект урока на тему Состав слова.Словообразование

2-задание.

Придумать и записать с данными значимыми частями слова: - евши-, евший; -ан- -ан; -енн-, енн-.

3-задание .

С данной значимой частью слова -а- придумать и записать 4 слова различных частей речи

( например: мода, хороша, прочитала, запертый). Указать части речи.

4-задание.

Кто больше придумает слов различных частей речи с данными корнями?

- слад-, -слав-, - див-, -свет-, -дрог-

5-задание.

Сгруппировать слова: 1) с общими корнями; 2) с общими суффиксами; 3) с общими приставками. Выделите графически общие корни, суффиксы и приставки.

Вода, водитель, вожак, обезводить, водить, завод, водник, выводить, наводнить , водолаз, проводить, безводный, провожатый, водоросль.

Торговый, комплексный, садовый, грушевый, хлебный, тепличный, кочевой, страховой, шариковый, колокольный, лесной.

Пересмена, перевыборы, неудача, неправда, перерасчет, переучить, перевоспитать, невесёлый, ненаучный.

6 -задание.

Выписать данные ниже слова в три столбика с орфограммами: в корне, в окончании, в суффиксе.

Чужого человека, камышовые заросли, сестрицын платок, большого города, ситцевое платье, жесткий характер, рыжего коня.

Сделать вывод о правописаниии о и е после шипящих и ц в разных значимых частях слова.


  1. Игра «Составь слова»

Составить слово, взяв от указанных слов значимые части.Конспект урока на тему Состав слова.Словообразование

А). От глагола проехать - приставку, от глагола дать - корень, от глагола двигают - окончание, от глагола создаются - суффикс возвратности (продаются). К полученному слову подобрать однокоренные слова.

Б).От глагола - написать - приставку, от существительного переход - корень, от глагола клеить - глагольный суффикс, от глагола кормить - окончание,от глагола веселиться - суффикс возвратности (находиться). От полученного глагола образовать возможные причастия. С одним из причастий составить словосочетание, а затем предложение.

Подведение итога. Оценивание.

Домашнее задание. Упр. 46 Ответить на вопросы.Сделать разбор слов, данных в рамке,по составу. (стр.24).




© 2010-2022