Элементы исследования на уроках

  Целью данного урока является ознакомление с литературной сказкой К.Г. Паустовско­го, выявление черт реальных и фантастических, а также: —  формировать умение работать с текстом художественно­го произведения; —  продолжить работу над формированием грамотной мо­нологической речи учащихся; — воспитывать у учащихся чувство доброты, ответствен­ности за свои поступки. Тема урока — "Теплый хлеб" — литературная сказка о труде и взаимной выручке. Сказочное и реальное» Сказка необычная: в ней переплете...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элементы исследования

на уроке литературы в 5 классе.


« К.Г. Паустовский. "Теплый хлеб" - литературная

сказка о труде и взаимной выручке.

Сказочное и реальное»



Цели:

- познакомить с литературной сказкой К.Г. Паустовского, выявив черты реальные и фантастические;

- формировать умение работать с текстом художественного произведения;

- продолжить работу над формированием грамотной монологической речи учащихся;

- воспитывать у учащихся чувство доброты, ответственности за свои поступки.

Оборудование урока: портрет К.Г. Паустовского; выставка книг писателя; иллюстрации учащихся; толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова.

Будет и мука, и вода, и всеобщее счастье.

К.Г. Паустовский

Предварительное домашнее задание:

1. Нарисовать иллюстрации к сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб ».

2. Написать мини-сочинение на тему: «О чем заставила меня задуматься сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

3. Индивидуальное задание для учащихся: «Объяснить реальное и сказочное» в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Тема урока - "Теплый хлеб" - литературная сказка о труде и взаимной выручке. Сказочное и реальное» Сказка необычная: в ней переплетено реальное и фантастическое. Вот и задача урока - определить черты реального и фантастического. Народные сказки всегда имеют мораль. Вот и мы должны определить мораль сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

5. Учитель предлагает учащимся выборочное чтение текста «Теплый хлеб».

6. Чтение отрывка текста сказки учеником.

«В один из теплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке...

- Да ну тебя! Дьявол! - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам... На вас не напасешься, на христарадников! Вон твой хлеб. Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!».

7. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, которые записаны на доске или проецируются через медиапроектор.

- Как в деревне Бережки оказался раненый конь? (Шла война, во время боя ранило коня, командир оставил его в деревне.)

- Кто взял коня к себе?

(Коня взял к себе мальчик Панкрат.)

- Почему жители деревни считали своим долгом кормить раненого коня?

- А кто тот человек, который так жестоко поступил с конем?

(Жестоко поступил с конем мальчик Филька, по прозвищу «Да ну тебя».)

- Каким был Филька по прозвищу «Да ну тебя!», был ли он злым?

(Паустовский К.Г. говорит о нем, что он «молчаливый», «недоверчивый.)

- Каким вы увидели его?

(Работа по рисункам учащихся, получивших домашнее задание.)

- Как вы оцениваете поступок Фильки, когда тот ударил коня?

(Жестокий поступок: обижает беззащитное, раненое животное.)

- Что случилось в природе после этого поступка? (Учащиеся зачитывают ответ в тексте.)

- Как помогла Фильке старая сорока?

- А какие изменения произошли в природе? (...«ветер дул с юга», «погода переменилась», «ветви ив оттаяли», «лед начал оседать», «ветер понесся над полянами», посмеиваясь над морозом».)

- Как пришло спасение?

15. Учащиеся делают вывод:

«Рассказ о совместной работе, о том, как пустили старое колесо мельницы. Жители были спасены: «...Из-под жернова лилась в мешки горячая мука». Женщины месили тесто, пекли хлеб. Не простой это был хлеб, а чудесный».

16. Ответы на вопросы ученика_____________________________:

- Как Филька помирился с раненым конем? Почему конь сначала не ел хлеб, попятился в сарай?

- Прав ли Панкрат, когда говорит: «Филька - не злой человек» . Как изменился Филька?

17. Ответы учащихся на вопросы.

Вернемся к названию сказки «Теплый хлеб». Что означает слово «теплый» в словаре?

Ученик _____________ зачитывает из словаря С.И. Ожегова определение слова теплый: «дающий, источающий тепло; защищающий тело от холода (теплый свитер); хорошо сохраняющий тепло (теплая комната); отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу».

18. Учащиеся, исследуя слово «теплый», делают вывод: это слово не только является определением, оно заставляет задуматься о смысле слова: «теплый ветер», «теплая погода» и т.д. Это эпитет - средство художественной изобразительности, а «теплый хлеб» - эпитет и метафора.

19. Учащиеся пришли к выводу, исследуя текст: хлеб становится тогда «теплым», когда общая радость согрет теплом души.

«Теплый хлеб» - это литературная сказка. Что загадочного в ней, а что - фантастического? На вопросы отвечают учащиеся:

Фантастическое в сказке:

- мельник-колдун;

- свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека;

- легенда, рассказанная бабкой о событии столетней давности;



© 2010-2022