Проект «Эти удивительные наречия»

Данный проект рассчитан на учеников 7 класса. Работа по проекту велась в течение 17 уроков. Весь класс, в зависимости от особенностей учащихся, был разделен на три активно работающие группы. Все работают над единой темой в рамках учебной программы «Наречие как часть речи». В ходе работы над проектом учащиеся должны выявить имеющиеся знания по теме, ликвидировать пробелы и усвоить новый материал на более высоком уровне, так как большую часть заданий и текстов к урокам они выполняют самостоятельно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Журавлевская средняя общеобразовательная школа»





















Проект «Эти удивительные наречия»











Исполнитель: учащиеся 7 класса















2014 г

НАЗВАНИЕ

ПРОЕКТА

«Эти удивительные наречия».

АВТОРЫ ПРОЕКТА :

Шаврина Н. И. - учитель русского языка и литературы

Учащиеся 7 класса

Актуальность

Эта тема актуальна и интересна. Русский язык - по своей специфике - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи прагматической информации, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. Изучая русский язык, мы знакомимся с разными частями речи, в том числе и наречиями. Наречие - удивительная часть речи. Нужно знать много правил, чтобы хорошо знать наречие, писать их без ошибок.

Цель проекта:

  1. Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, воспитание интереса и любви к русскому языку;

  2. Познакомить учащихся с особенностями репортажа как газетного жанра;

  3. Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Наречие».

Задачи:

  1. Формирование коммуникативной компетенции

  2. Развитие исследовательских и творческих способностей учащихся

3. Обобщение и повторение изученного материала по теме «Наречие», закрепление полученных теоретических знаний.

Продукт проектной деятельности

Репортаж

«Эти удивительные

наречия»

Сроки реализации проекта

Декабрь - январь

Краткая аннотация

проекта

Данный проект рассчитан на учеников 7 класса. Работа по проекту велась в течение 17 уроков. Весь класс, в зависимости от особенностей учащихся, был разделен на три активно работающие группы. Все работают над единой темой в рамках учебной программы «Наречие как часть речи». В ходе работы над проектом учащиеся должны выявить имеющиеся знания по теме, ликвидировать пробелы и усвоить новый материал на более высоком уровне, так как большую часть заданий и текстов к урокам они выполняют самостоятельно; также учащиеся должны научиться писать сочинении я жанре репортажа.

Урок по русскому языку в 7 классе «Обобщающий урок по теме "Наречие".

Цели урока:

Обучающая: систематизация знаний о наречии; формирование умения находить в тексте наречия и объяснять их правописание, развитие умения работать с текстом, определять роль наречий в данном тексте, познакомить учащихся с особенностями репортажа как газетного жанра; подготовка к самостоятельной работе над сочинением-репортажем;

•воспитывать уважение к профессии репортера и к людям этой профессии;

•учить учащихся слушать друг друга. Воспитательная: воспитание положительного отношения к знаниям; доброжелательного отношения и взаимопомощи, воспитывать уважение к профессии репортера и к людям этой профессии; учить учащихся слушать друг друга.

Развивающая: развитие инициативы и самостоятельности, умения работать в заданном темпе.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, интерактивная доска.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Текст на доске.

Наш язык и скромен, и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси -

И представишь сразу неба синь.

Вспомнится наречие «светло»,

И увидишь - солнышко взошло.

Если скажешь ты: «Темно»,

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты: «Красиво»,

Пред тобою сразу вся Россия!

Актуализация знаний

- Какие ключевые слова в этом тексте вы бы выделили?

- К какой части речи они относятся?

- Назовите наречия в тексте.

- Что называется наречием?

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим изученный материал по теме «Наречие».

Наречия придают речи полноту и ясность. Писатель Максим Горький сказал : "Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной» (высказывание М. Горького на доске).

Ребята, мы совершим с вами путешествие в страну «Наречие». Сегодня на занятии вы будете не только путешественниками, но и журналистами. Результатом нашего путешествия станет репортаж на тему «Путешествие по стране «Наречие».

-Вспомним, что такое репортаж. (Приложение № 1)

Класс делится на группы.

В дорогу мы с собой возьмём «Копилку впечатлений», в которую будем собирать материал для репортажа. (Приложение № 2) Первый этап нашего путешествия «Наречие как часть речи».

Ребята, с нами в путь собирается известный сказочный герой Винни -Пух, послушайте, он поёт свою весёлую песенку. Итак, отправляемся. С каким настроением отправляемся, просигнальте сигнальными карточками - смайликами. (Приложение №2)

(понятие о наречии)

На огромной прекрасной планете РУССКИЙ ЯЗЫК, исследованием и изучением которой занимаются миллионы людей, от первоклассника до известного ученого, в стране МОРФОЛОГИЯ живут ЧАСТИ РЕЧИ. Это имена существительные, глаголы, имена прилагательные, местоимения, имена числительные, предлоги, союзы, частицы, междометия и, конечно, НАРЕЧИЯ.

- А почему они так называются? - спросишь ты. Логичный вопрос. Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные - «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имен. А наречия? Они живут «на частях речи»?

Если тебе интересно узнать о жизни наречий, давай совершим невероятное путешествие на планету РУССКИЙ ЯЗЫК и отправимся в страну МОРФОЛОГИЮ, в город НАРЕЧИЕ, посмотрим, что там происходит, и узнаем, как живут и работают наречия и чем они отличаются от других слов языка.

Итак, мы на месте. Нас радушно встречает сам хозяин города - господин Наречие, которого мы попросим подробнее рассказать о себе.

Вот что рассказал господин Наречие:

Подготовленный ученик выступает в роли наречия.

- Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень РЕЧЬ. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда это был глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как «изречение», «речистый», «наречие» (говор), «нарекать» и другие. Обозначало оно и язык, слово, спор, решение, способ, предмет. Так же называли и часть речи, которую теперь мы зовем глаголом.

И, если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я, как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.

Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

Сейчас я спешу на работу в предложение, а вас, дорогие мои гости, прошу составить мою краткую характеристику, закончив предложения в задании.

Задание 1. (Приложение № 3)

1. Наречие - это____________________________________.

Оно примыкает к;__________________________________.

Наречие_________________________________изменяется.

У наречия никогда не бывает_________________________.

В предложении оно чаще всего является_______________.

Винни - Пух предлагает выполнить нам свои задания. (Презентация, слайды 2 -7)

Поработаем с нашими Копилками, поделимся своими первыми впечатлениями.

Продолжаем путешествие. Перед нами 2 этап «Смысловые группы наречий». Заполнить кластер.

Составление кластера.

-Что такое кластер? (Приложение №2)

смысловые



группы наречий





наречий











Этот кластер вы можете положить в свои Копилки.

Физкультминутка.

Давайте отдохнём.

Встанем - глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Вот здоровья в чем секрет,

всем друзьям физкультпривет!

Назовите наречия.

Наречие - это самая молодая и непокорная часть речи, и если вы не соблюдаете законов русского языка, то она может обойтись с вами коварно, упрямо, хитро, а для кого-то станет другом, и будет вести себя с ним по-хорошему, по-доброму, по-товарищески. И наша задача сегодня повторить все орфограммы по теме «Наречие», чтобы в дальнейшем не допускать ошибок.

Следующий этап «Как правильно писать наречия». Винни - Пух предлагает нам свои задания. (Презентация, слайды 8 -13)

Работа с карточками. (Приложение № 3) .

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Потухшие зрачки двинулись сначал_ справ_ налев_, потом слев_ направ_. 2. Он искос_ взглянул на жену. 3. Чай был настоян дочерн_.

4. Такой привилегией он пользуется издавн_, вероятно, как больничный старожил. 5. мы вышли из дому затемн_. 6. Пурга дочист_ вымыла скалы.

7. Мы решили вернуться засветл_. 8. Он знал о приезде брата заведом.

Давайте разгадаем ребусы. (Приложение № 2)

Проект «Эти удивительные наречия»Проект «Эти удивительные наречия»

Гимнастика для глаз.

Раз - налево, два - направо.

Три - наверх, четыре - вниз,

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Этап 3. «Морфологический разбор наречий». (Приложение № 3)

ПАСПОРТ НАРЕЧИЯ

(морфологический разбор наречия)

У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий о том, где и когда они сделаны и как с ними обращаться. И у наречий есть свой особый документ.

Наречие является частью речи, а все части речи изучает раздел языкознания - морфология. Поэтому самое полное описание наречия можно получить, сделав его морфологический разбор.

Выполни морфологический разбор наречия

Морфологический разбор наречия

(Паспорт)

__Рядом__________________________________- наречие.

I._______________________; обозначает признак действия (признак

(х вопрос наречие)

признака).

П. Морфологические признаки 1. Разряд по значению _________________________________________

(наречие места, времени, причины, цели, образа действия, меры и степени)

2. Неизменяемое.

3. Не имеет степени сравнения/стоит в__________,________________

__________________________________________ степени сравнения.

(сравнительной/превосходной; простой/составной)

III. В предложении является ___________________________________

(обстоятельством, определением, сказуемым)

Этап 4 «Исследовательский». Работа с текстом.

Ребята, мы много говорили о наречии. Сейчас мы проведём небольшое исследование: сравним два текста. (Приложение № 4) .

Текст 1.

Он мчался, как птица, … ударяя о землю ногами, которые … (с/з)делались крепкими, точн_ две стальные пруж_ны. Рядом с ним скакал, зал_ваясь радос_ным лаем, Арто. (С)зади … грохотал по песку дворник, … рычавший какие(то) ругательства.

(С)размаху Сергей наск_чил на ворота, но … (не)подумал, а ск_рее почу_ствовал, что (з/с)десь дороги нет...

Он спотыкался о корни, падал, (раз/рас)бивая себе в кровь руки, но … вставал, не замечая даже боли, и опять бежал …, согнувшись почти (в)двое, не слыша своего крика. Арто кинулся (за)ним.

(А. И. Куприн. «Белый пудель»)

Текст 2.

Он мчался, как птица, крепк_ и част_ ударяя о землю ногами, которые внезапн_ (с/з)делались крепкими, точн_ две стальные пруж_ны. Рядом с ним скакал, зал_ваясь радос_ным лаем, Арто. (С)зади т_жело грохотал по песку дворник, ярос_но рычавший какие(то) ругательства.

(С)размаху Сергей наск_чил на ворота, но мгнове_о (не)подумал, а ск_рее почу_ствовал, что (з/с)десь дороги нет...

Он спотыкался о корни, падал, (раз/рас)бивая себе в кровь руки, но (тот)час же вставал, не замечая даже боли, и опять бежал (в)перед, согнувшись почти (в)двое, не слыша своего крика. Арто кинулся (за)ним.

(А. И. Куприн. «Белый пудель»)

- Тексты одинаковые?

- Чем отличаются?

- Какой текст понравился больше?

- Для чего нам нужны наречия?

Вывод: наречия эмоционально окрашивают действие, уточняют и конкретизируют описание целой картины. Без них утратилась бы живописность, эмоциональность авторских характеристик, а также наречие служит средством связи предложений в тексте.

Работа с Копилкой.

Этап 5 «Игровой».

Разгадай кроссворд. (Приложение № 5) .

Проект «Эти удивительные наречия»

По горизонтали: 1. Главный морфологический признак наречия. 2. Группа наречий, которая отвечает на вопросы где? куда? откуда? 3. Какая форма превосходной степени сравнения отсутствует у наречий? 4. Основное грамматическое значение наречий - признак__________. 5. Форма простой сравнительной степени от наречия громко. 6. На вопрос когда? отвечают наречия_______________.

7. Основная синтаксическая роль наречий.

По вертикали: в столбике № 1 получилось слово_________________________.

Игра «Верно - неверно». (Приложение № 7) .

Верно + неверно -

Предложения

ответ

1

Я открываю настеж окно.

2

Я лежал навзничь в траве

3

От сильного зноя становилось невтерпеж.

4

Лошади пронеслись вскач.

5

Все побежали прочь.

6

Дочери ее вышли замуж.

7

Матушка-рожь кормит всех сплош.

Ребята, заканчивается наше путешествие. Винни - Пух снова с ними. (Презентация, слайды 14 -16). Понравилось ли путешествие, просигнальте сигнальными карточками - смайликами.

Итог урока.

-Что мы узнали о наречии. Вспомним слова М. Горького.

Домашнее задание.

Написать репортаж.

Рефлексия (Приложение № 6)

Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.

Работать -

(может быть хорошо, отлично, замечательно, чудесно и т. д.)

Составьте пожелание гостям с использованием наречий.

1.___________________ не болеть.

2.___________________ выглядеть.

3.___________________ улыбаться.

4.____________________ быть преданными своему делу.

5.Живите _______________.

Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.

Репортаж «Эти удивительные наречии».

Нурписова Гуля.

Мы прибыли в удивительную страну Морфология. В этой стране живут части речи, каждая - в своём городе. Наш путь лежит до города Наречие. Через несколько часов оказываемся на месте.

У ворот города нас встречает господин Наречие, который провёл экскурсию для своих гостей. Сначала господин Наречие немного рассказал о себе: откуда он родом. Оказывается, наречие было известно ещё в древнерусском языке. Господин Наречие рассказал нам о том, что работает с глаголами и не изменяется. Проект «Эти удивительные наречия»Проект «Эти удивительные наречия»Проект «Эти удивительные наречия»Проект «Эти удивительные наречия»

Наречие - очень большой город, в нём существуют свои правила и законы, которые должны выполнять все гости, прибывшие в этот город. Мы взяли интервью у господина Наречие.

Он нам рассказал много интересного: наречие очень молод, происходит из знатного рода,

Имеет смысловые группы. С удовольствием показал нам город и его достопримечательности.

У него всегда много работы, но ради нас он отложил все дела и с удовольствием показал нам город и его достопримечательности.

Мы узнали у наречия, что он всегда уверен в себе, а в предложении является

обстоятельством.

Настало время прощаться. Мы надолго запомним путешествие в этот замечательный город. Нам было весело в пути, и мы узнали много полезного о наречии. Проект «Эти удивительные наречия»

Репортаж «Эти удивительные наречия».Проект «Эти удивительные наречия»Проект «Эти удивительные наречия»

Лутков Коля.

Мы прибыли в необыкновенный город. Этот город называется

Наречие. Мы путешествуем вместе со сказочным героем

Винни- Пухом. Путь наш долгий и непростой.

Но вот мы прибыли к пункту назначения. У городских ворот нас встречает господин Наречие. Он ещё совсем молод и работает вместе с Глаголом.

Мы поговорили с Наречием и узнали от него много интересного. Город Наречие - удивительный город, в нём свои законы и правила, которые все должны соблюдать. Само же Наречие имеет смысловые группы: места, цели, причины и другие. Наречие не изменяется, это непростая часть речи, не щадит тех. Кто не хочет изучать правила и не любит трудиться.

Вместе с ним мы отгадывали ребусы, решали кроссворды, играли в разные игры.

Время пролетело незаметно. Пришла пора возвращаться домой. Господин Наречие проводил нас, пожелал счастливого пути. Путешествие в город Наречие нам очень понравилось, и мы вернёмся снова сюда. Проект «Эти удивительные наречия»

Репортаж «Эти удивительные наречия». Самокрутов Артём.

Мы находимся в удивительной стране Морфология. Путь наш лежит до города Наречие. Долго добирались до этого прекрасного города, мы преодолели в дороге различные трудности. И вот мы прибыли на место. У городских ворот нас приветливо встречает господин Наречие, который любезно согласился провести для нас экскурсию по родному городу. По пути мы узнаём много интересного о нём. Оказывается, Наречие произошло из древнего рода. Но он ещё совсем молод. Это не мешает ему дружить с другими частями речи. Наречие работает с Глаголом, помогает ему, придаёт чёткость, уточняет его.

В городе Наречие много правил и законов. Там царит гармония. В этот город приезжает много туристов, которые любуются красивыми зданиями и прямыми улицами города. Но туристы не только гуляют по городу, но и узнают много нового. Вот и мы узнали, как правильно писать наречия, грамотно употреблять их в речи.

Но нам пора возвращаться. Было всё очень интересно и познавательно. Мне очень понравился Господин Наречие, мне с ним было интересно общаться.







© 2010-2022