Конспект урока

Конспект библиотечного урока для учащихся 5 класса по книге первопечатника И.Федорова «Апостол».Урок проводится с целью выяснить предпосылки книгопечатания на Руси, познакомить детей с личностью Ивана Федорова и основами книгопечатания.Урок учит сравнивать, сопоставлятьфакты, анализировать, делать выводы.Урок позволит развивать творческие способности учащихся, воспитавает интерес к истории родной страны.Урок проводится с использованием интерактивного комплекса, учитель готовит книжную выставку- ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ясенковская основная общеобразовательная школа

муниципального образования Арсеньевский район»











Библиотечный урок

для учащихся 5 класса

по книге И. Федорова «Апостол»













разработала

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ясенковская ООШ»

Головань Марина Николаевна

















2014 год



Библиотечный урок

для учащихся 5 класса

по книге И. Федорова «Апостол»

Цели:

  • выяснить предпосылки книгопечатания на Руси

  • познакомить детей с личностью Ивана Фёдорова и способом книгопечатания

  • развивать умение работать с учебным текстом, сравнивать, сопоставлять факты, анализировать, делать выводы

  • развивать творческие способности учащихся

  • воспитывать интерес к истории родной страны

Оборудование: интерактивная доска, проектор: иллюстрации с изображением царских палат, типографии в Москве, первого печатного станка, памятника Фёдорову в Москве, портреты Ивана Грозного, Ивана Фёдорова, дополнительные тексты на каждого ученика, кроссворд на каждую парту, образец кроссворда, демонстрационные изображения буквиц.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы будем говорить о событии, которое произошло во времена правления Ивана Грозного. Мы будем говорить сегодня о книгопечатании, о первой печатной книге на Руси и о замечательном изобретателе, который изобрел книгопечатание.

II. Вводно-мотивационная часть

Учитель: Для начала я предлагаю вам разгадать кроссворд, в котором зашифровано название первой книги, напечатанной на Руси.

Конспект урока

Учитель. Разгадываете кроссворд, работая в парах. Во время работы можно пользоваться учебником, словарём.

Вопросы к кроссворду:

1. Князь, который окрестил Русь. (Владимир)

2. Запись событий по годам. (Летопись)

3. Во время правления этого князя было открыто много школ, собрана крупная библиотека в Софийском соборе. (Ярослав)

4. Земля, завоевателем которой считается Ермак. (Сибирь)

5. Кто был создателем "Повести временных лет"? (Нестор)

6. Как в народе называли Ивана IV ? (Грозный)

7. Имя одного из братьев, которые изобрели славянскую азбуку. (Кирилл)

После самостоятельной работы в парах заполняется кроссворд на доске.

Учитель. Итак, как называется первая печатная книга , изготовленная на Руси?

Дети. Апостол.

Учитель. Кто знает значение этого слова?

Дети пытаются объяснить значение этого слова. В случае затруднений и для проверки пользуются словарём.

III. Собственно-учебная деятельность

Учитель. К этой книге мы ещё вернёмся, а сейчас я хотела бы рассказать вам о том, как появилось книгопечатание. И кто был основателем книгопечатания на Руси.

Однако, прежде чем говорить о печатании книг на Руси, нужно выяснить:

  • как раньше изготавливали книги;

  • как было изобретено книгопечатание;

  • почему на Руси возникла необходимость в книгопечатании.

Учитель. У вас на столах лежат тексты, которые помогут найти ответы на поставленные вопросы.

3 вопроса распределены между тремя рядами учащихся. Каждый ряд будет работать с одним из предложенных текстов.

Варианты текстов:

  1. Как раньше изготавливались книги.

Техника письма была очень сложной. Сперва каждую страницу разлиновывали. Затем начиналось срисовывание букв. Каждая буква выписывалась в несколько приёмов. На полях делались рисунки. Дело двигалось очень медленно: в день писалось 2-3 листа. Переписчики очень уставали. У них ныла спина, немели руки. Дописав книгу до конца переписчики радовались, иногда, не страшась наказания делали приписку к тексту: " Кто книгу эту переписал, достоин, чтобы в рай попал".

Один человек мог за жизнь переписать 10-20 книг. До конца 14 столетия ежегодно в России изготавливалось в среднем по 50 экземпляров книг. Получалось, что были города, где в середине 16 века было всего 5 книг, да и те хранились за семью печатями в храме.

  1. Как было изобретено книгопечатание.

Как любое изобретение книгопечатание было придумано не вдруг. Вы, наверное, удивитесь, но мысль о печати подал человеку оттиск пальца. Испачканный палец оставляет след. Раньше неграмотные люди вместо подписи оставляли под документами отпечаток пальца. В незапамятные времена мастера умели вырезать на камне изображение или знак. Его можно было приложить к мягкой глине и надавить на неё, оставался оттиск.

В странах Дальнего Востока мастера вырезали на доске рисунок, а потом, покрыв краской, печатали на ткани. Пробовали позднее печатать и буквы.

В 15 веке немецкий мастер Иоганн Гуттенберг придумал буквы - литеры, оставляющие на бумаге чёткий отпечаток. Гуттенберг отливал выпуклые изображения букв из металла. Мастер набирал из букв - литер строчки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск букв на бумаге.

  1. Почему на Руси возникла необходимость в книгопечатании.

Рукописные книги писались долго, поэтому их было мало.

В рукописных книгах допускалось много ошибок, так как писцы уставали за работой, а некоторые не умели читать и просто срисовывали то, что видят.

Книги были очень дорогие, то есть не были доступны всем. Одну книгу можно было обменять на табун лошадей, стадо коров. Монастырь, владевший книгами, хранил их бережно. Книги приковывали цепями к полкам.

После крещения Руси потребовалось много церковных книг (не случайно первой печатной книгой стал "Апостол").

Накопленные знания нужно было сообщать людям. Книги были нужны и для того, чтобы люди могли учить грамоту, узнавать законы.

Учитель. Ваша задача прочитать, понять прочитанное и подготовить краткий пересказ.

Дети работают в парах::

  • читают самостоятельно

  • проговаривают ответ в группе

  • договариваются, кто отвечает, а кто дополняет ответ

После самостоятельной работы учитель просит детей ответить на поставленные вопросы:

1. Как изготавливали книги до изобретения книгопечатания?.

2. Как было изобретено книгопечатание?

Учитель. К тому времени, о котором мы говорим, в Европе уже 100 лет, как научились печатать книги, а на Руси их всё ещё переписывают.

Но. . . Тихо!. . Представим царские палаты. . . (На доске появляется иллюстрация с изображением царских палат. ) И бояре, и челядь ходят на цыпочках, боясь помешать царю. А вот и сам Иван Грозный. (Портрет Ивана IV. ) Он сидит за дубовым столом, хмурит брови и нетерпеливыми перстами листает рукопись. Вдруг он прерывает чтение и бешено сверкает очами. Ох, недаром Иоанна Васильевича прозвали Грозным!

"Опись к описи прибавляется,- гремит царь, - Опять писцы нерадивые священное слово исказили!"

Давайте-ка скроемся от царского гнева и попытаемся выяснить, в чём дело

Дети отвечают на третий вопрос, подготовленный самостоятельно по предложенному ранее тексту:

3. Почему на Руси возникла необходимость в книгопечатании?

Учитель: На этот раз гнев царя оказался не к худу, а к добру. Повелел он книги печатать, как давно уже делали в Италии, Греции, Германии. . А первопечатником русским стал ...


  • ФЁДОРОВ или ИВАН ФЁДОРОВИЧ ( или Московитин Иван Фёдорович) по одной из версий был родом из Петковичей, на границе современной Минской и Брестской областей. Учился в университете в г. Кракове. В юности (1530-1550) жил и работал на Украине, был известен как пушечный мастер (изобрел многоствольную мортиру - дальнюю предшественницу «катюши»). Предположительно, именно там узнал о типографском деле. По приезде в Москву Иван Фёдоров оказался в окружении митрополита Макария. В Москве Иван получил должность дьякона в церкви Николы Гостунского в Кремле и вскоре принимал участие в работе комиссии по «исправлению» церковных книг (устранению разночтений).

  • Открыл он дело книгопечати по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел. Ведь правил тогда Иван Грозный - царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Государев Печатный двор. Стоял он в Москве, в Китай-городе (кстати, здание корректорской, или, как ее тогда называли, "правильни" стоит там до сих пор). Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Федоров, будущий первопечатник.

  • Строго говоря, он был не самым первым. Перед этим несколько лет в Москве действовала некая анонимная типография (вероятно, при государевом дворе). Книги, которые выпускали эти неизвестные печатники, не имели никаких выходных данных, и мы не знаем, когда и кем они были напечатаны. Так анонимный издатель опрометчиво упустил шанс войти в историю, уступив его нашему герою.

Дети записывают имя первопечатника, название Китай-город в тетрадь.

Учитель. А теперь перенесёмся на несколько лет вперёд и узнаем, что вышло из идеи печатать книги на Руси. За это время в Китай-городе целый Печатный двор выстроили. В нём уже трудятся мастера с подручными. Понаблюдаем. . . (Иллюстрация Печатного двора, на которой изображены мастер с подручным у печатного станка. )

Учитель делает краткие пояснения к иллюстрации.

Учитель. Вот мы и подошли к разговору о книге "Апостол" На доске появляется портрет Ивана Фёдорова.

Учитель. Вглядитесь в умное, благородное лицо человека, который держит в руках свежеотпечатанный экземпляр "Апостола". Это и есть Иван Фёдоров -удивительный мастер, художник, писатель. Издавна к его имени принято добавлять почётное слово первопечатник.

  • Итак, в апреле 1563 года по велению царя Ивана Грозного и по благословению митрополита Макария печатник Иван Федоров и его помощник Петр Тимофеев Мстиславец начали работу. Первая точно датированная печатная книга на русском языке увидела свет в марте 1564 года. Она называлась "Деяния и Послания Апостолов", хотя чаще говорят просто "Апостол". Они работали над этой книгой почти год! В ней он выступил не только как печатник, а и как редактор. В издании много иллюстраций: на форзаце изображен апостол Лука. Заставки и концовки, а их 48, выполнены на высоком художественном уровне. В послесловии к Апостолу печатники сообщали, что эта книга издана для «украшения» новых храмов, построенных в Москве и Казани, присоединенной в 1552 году к Русскому государству.

  • Это был довольно пухлый том церковного содержания. Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги. Шрифт ее воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками. Через полтора года Федоров и Мстиславец издали сборник молитв "Часовник". Еще долго именно по этой книге детей учили чтению. К сожалению, эта книга оказалась второй и последней, выпущенной Федоровым в России. От первого издания "Часовника" остался всего один экземпляр, хранящийся в Королевской библиотеке в Брюсселе, от второго издания - пять экземпляров, три из которых также находятся за границей.

Учитель. Создать печатную страницу было делом непростым.

Дети читают вслух текст "Как Иван Фёдоров начинал печатать книги".

Учитель. Представим, как трудятся Иван Фёдоров и его помощники и составим порядок их действий. Можно пользоваться текстом.

В ходе беседы на доске появляется следующий алгоритм:

  1. Нарисовать буквы, (в зеркальном изображении).

2. Вырезать рисунки.

3. Изготовить формы (для отливки).

4. Отлить буквы из олова.

5. Вырезать на деревянной доске изображение буквиц, рисунков и узоров.

6. Выложить на специальной доске строки и страницы из литер.

7. Сделать оттиск на листе бумаги.

Учитель. Что называется литерой?

Дети. Буквы, отлитые из олова.

Учитель. С каким словом у вас ассоциируется слово литера?

Дети. Со словом литература.

Учитель. Прежде, чем мы узнаем, как царь отреагировал на работу Печатного двора, давайте узнаем, как отреагировали на ее появление священники и бояре.

Учитель. Ни боярам, ни священникам не выгодно было развивать книгопечатание. Новые веяния в книжном деле не очень-то пришлись по вкусу и старым монахам-переписчикам. Еще бы - такая конкуренция! Труд переписчика становился абсолютно ненужным, ведь станок позволял печатать книги куда быстрее и дешевле! В те времена разные небылицы рассказывали о жизни первопечатника. А священники и бояре помогали распускать злые слухи об этом человеке. Обмануть народ было легко, ведь люди в основной своей массе были неграмотные.

Мы знаем, что в 1566 году в типографии Федорова произошел пожар, и есть все основания считать, что он не был случайным. В итоге Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось бежать в Литву.

V. Обобщение изученного материала

Учитель. Жизнь его была подвигом по своей цели, по своей самоотверженности и достигнутым необыкновенным результатам. Этот человек русский был и остается в памяти всех людей грамотных просветителем, художником, творцом, создателем русской и украинской книжности, выдающимся деятелем русской и славянской культуры второй половины XVI в. Человек, создавший для нас первую Азбуку, достоин бессмертия.

Заслуги Фёдорова не забыты. 27 сентября 1909 года в Москве на собранные народом деньги открыт памятник книгопечатнику Фёдорову. К подножию памятника было возложено 99 венков. Послушайте, что написал об этом поэт Луговсеой. Читает ребёнок.

Врезан в сияющий свод небесный,

Стоишь ты, дьяк, у стены старинной.

Лоб величав, бронзово чист,

Ты для России, для Украины

Держишь первый печатный лист.

Общественным фондом "Первопечатника Ивана Фёдорова", который был создан в 2007 году, учрежден Орден "Первопечатника Ивана Фёдорова"», который является общественной наградой за выдающиеся заслуги в реализации проектов, связанных с просветительской деятельностью, сохранением культуры и традиций, преподаванием, сбережением и развитием русского языка.

Учитель предлагает рассмотреть выставку книг об Иване Фёдорове.

VI. Домашнее задание

1. Составить план рассказа о первопечатнике Иване Фёдорове на основе услышанного.

2. Творческая работа: создать буквицу начальной буквы вашего имени .

© 2010-2022