- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку в 9 классе Тире в бессоюзном сложном предложении
Конспект урока по русскому языку в 9 классе Тире в бессоюзном сложном предложении
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Галичева Г.А. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
"Тире в бессоюзном сложном предложении"
Цели.
Образовательные
-
повторить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и правила постановки в нем запятой, точки с запятой, двоеточия;
-
познакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП;
-
формировать умение различать пунктограмму и навык постановки тире между частями БСП, а также в простых предложениях.
Воспитательные - воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться, способствовать нравственному воспитанию.
Развивающие - развитие речи и позновательного интереса учащихся.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Метод урока: объяснительный.
Вид урока: урок-беседа.
Наглядность: опорные схемы, текст
Ход урока
І. Организационный момент урока.
ІІ. Подготовка к восприятию новой темы.
"О трех золотых куклах"
Один властитель послал соседу султану в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, и по весу. Однако властитель велел передать, что цены у них разные. Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Он просил объяснить, почему это так. Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой. Придворные осмотрели все куклы - никакой разницы между ними нет.
И вот один бедный юноша попросил передать султану, что он может разгадать тайну кукол. Султан велел доставить юношу во дворец.
Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки. Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у нее изо рта. Потом сунул стебелек в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у нее из другого уха. Наконец, он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее.
Тогда юноша сказал:
- Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кто сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, в другое вылетают. А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Это человек, достойный доверия, - цена этой кукле самая высокая. Выслушал его султан, обрадовался и приблизил юношу к себе.
(Из индийского фольклора)
1. Работа по тексту "О трех золотых куклах".
а) выразительное чтение текста учащимися;
б) беседа путем ответов на вопросы:
2. Какой подарок и с какой просьбой получил султан?
3. Прочитайте его наказ придворным.
4. Кто и как разгадал тайну подарка?
5. Прочитайте объяснение юноши.
6. Какие качества людей символизируют эти куклы?
7. Какое из качеств вы цените в человеке?
8. Какова главная мысль текста? ("Уметь держать язык за зубами-признак культуры человека")
9. Синтаксический разбор предложений:
А) Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже.
Б) Куклы внешне были совершенно одинаковые; тем не менее, всем на удивление, цена на них была разная.
В) Один бедный юноша попросил передать султану: он может разгадать тайну кукол.
Г) Султан велел доставить юношу во дворец: заинтересовало его смелое предложение.
Д) Третья кукла дороже: она умеет держать язык за зубами.
10. Знаки препинания при БСП.
Знаки
препинания
Обоснование
Схема
Примеры
Запятая
( , )
Предложения небольшие по объему, в них перечисляются какие-то факты
[ ], [ ],
[ ].
Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже.
Точка с запятой
( ; )
Предложения более распространены, не очень близки по содержанию
[,];
[, ,].
Куклы внешне были совершенно одинаковые; тем не менее, всем на удивление, цена на них была разная.
Знаки
препинания
Обоснование
Схема
Примеры
Двоеточие
( : )
1) вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части
[ ] : [ ].
Султан велел доставить юношу во дворец: заинтересовало его смелое предложение.
Третья кукла дороже: она умеет держать язык за зубами.
2) вторая часть поясняет первую
[ ] : [ ];
[ ].
Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, потом говорят; другие прежде говорят, а потом уже думают (Л.Т)
3) вторая часть дополняет первую, распространяя обычно сказуемое
[ ] : [ ].
Один бедный юноша попросил передать султану: он может разгадать тайну кукол.
ІІІ. Объяснение новой темы.
1. Тире в простых предложениях.
А) Держать язык за зубами - очень жизненный фразеологизм. (Между подлежащим и сказуемым)
Б) Ни дерево, ни вода - ничто не шелохнется. (Перед обобщающим словом после однородного члена предложения)
В) Одежда очищается от стирки, душа - от задушевной беседы. (В неполном предложении для обозначения пропуска члена предложения)
2. Тире в бессоюзных сложных предложениях.
А) Придворные осмотрели все три куклы - никакой разницы между ними они не нашли.
Б) Уместное слово свое место найдет - неуместное слово хозяина накажет
В) Ласково заговоришь - змея из норы выползет.
Г) Дети стали большими - им надо серьезно учиться.
Д) Ученый без трудов - дерево без плодов.
Знаки
препинания
Обоснование
Схема
Примеры
Тире
( - )
1) части противопоставлены по содержанию
[ ] - [ ].
Придворные осмотрели все три куклы - никакой разницы между ними они не нашли.
Уместное слово свое место найдет - неуместное слово хозяина накажет.
2) первая часть указывает на время и условие того, о чем говорится во второй части
[ ] - [ ].
Ласково заговоришь - змея из норы выползет.
Будешь книги читать - будешь все знать.
3) вторая часть заключает вывод, следствие из того, о чем говорится в первой части
[ ] - [ ]
Солнце дымное встает - будет день горячий.
Скажешь слово - добавят десять.
Дети стали большими - им надо серьезно учиться.
4) Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго
[ ] - [ ]
Ученый без трудов - дерево без плодов.
5) Быстрая смена событий
Вагоны тронулись-поезд стал.
Игнат спустил курок - ружье дало осечку
ІV. Закрепление темы.
1. Практическая работа.
- Объяснить случай постановки тире в БСП.
- Заменить БСП сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
Настанет утро - двинемся в путь.
Будешь книги читать - будешь все знать.
Хочешь получить великую истину - начинай с азбуки.
Труд человека кормит - лень портит.
Дрова все вышли - топить нечем.
2. Графический тест. Знаки препинания при БСП.
Знаки
препинания
Предложения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Запятая
Двоеточие
Тире
-
Кончил дело - гуляй смело.
-
За селом синел далекий лес, рожь качалась, колос созревал.
-
Желтые листья роняет осень, красные листья летят по лесам.
-
Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку.
-
Поедем домой: будет холодно.
-
В поле потемнело: надвигалась гроза.
-
Скучно тебе жить - займись чем-нибудь.
-
Мы очень зябли : ночи были уже холодные.
-
Солнце дымное встает - будет день горячий.
-
День становился все более ясным, облака уходили, гонимые ветром.
V. Подведение итога урока в форме диалога с классом.
- Какую тему рассмотрели сегодня?
- В каких случаях в БСП ставится тире?
- Чем можно заменить БСП?
VI. Домашнее задание.
Выписать из художественной литературы и материалов прессы по два предложения на каждый случай постановки тире в БСП.
VIІ. Оценка деятельности учащихся.
VIІІ. Заключительное слово учителя о пользе знаков препинания.
"О трех золотых куклах"
Один властитель послал соседу султану в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, и по весу. Однако властитель велел передать, что цены у них разные. Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Он просил объяснить, почему это так. Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой. Придворные осмотрели все куклы - никакой разницы между ними нет.
И вот один бедный юноша попросил передать султану, что он может разгадать тайну кукол. Султан велел доставить юношу во дворец.
Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки. Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у нее изо рта. Потом сунул стебелек в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у нее из другого уха. Наконец, он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее.
Тогда юноша сказал:
- Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кто сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, в другое вылетают. А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Это человек, достойный доверия, - цена этой кукле самая высокая. Выслушал его султан, обрадовался и приблизил юношу к себе.
(Из индийского фольклора)
Работа по тексту "О трех золотых куклах".
- выразительное чтение текста учащимися;
- беседа путем ответов на вопросы:
1. Какой подарок и с какой просьбой получил султан?
2. Прочитайте его наказ придворным.
3. Кто и как разгадал тайну подарка?
4. Прочитайте объяснение юноши.
5. Какие качества людей символизируют эти куклы?
6. Какое из качеств вы цените в человеке?
7. Какова главная мысль текста?
Синтаксический разбор предложений:
А) Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже.
Б) Куклы внешне были совершенно одинаковые; тем не менее, всем на удивление, цена на них была разная.
В) Один бедный юноша попросил передать султану: он может разгадать тайну кукол.
Г) Султан велел доставить юношу во дворец: заинтересовало его смелое предложение.
Д) Третья кукла дороже: она умеет держать язык за зубами.
Графический тест. Знаки препинания при БСП.
Знаки
препинания
Предложения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Запятая
Двоеточие
Тире
-
Кончил дело гуляй смело.
-
За селом синел далекий лес рожь качалась колос созревал.
-
Желтые листья роняет осень красные листья летят по лесам.
-
Он на пороге остановился ему хотелось пожать мне руку.
-
Поедем домой будет холодно.
-
В поле потемнело надвигалась гроза.
-
Скучно тебе жить займись чем-нибудь.
-
Мы очень зябли ночи были уже холодные.
-
Солнце дымное встает будет день горячий.
-
День становился все более ясным облака уходили, гонимые ветром.