- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Маленькие люди в романе Преступление и наказание Ф. М. Достоевского
Маленькие люди в романе Преступление и наказание Ф. М. Достоевского
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Очур-оол А.П. |
Дата | 28.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Маленькие люди» в романе
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Цель: показать развитие темы «маленьких людей» в произведениях русской литературы; раскрыть суровую правду жизни в романе «Преступление и наказание»; рассмотреть жизненные тупики, в которых оказываются герои романа; подвести учащихся к осмыслению главного конфликта романа - конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; способствовать воспитанию стремления к духовной красоте и внутреннему богатству личности, ответственности человека за свои поступки.
Оборудование: текст романа «Преступление и наказание», раздаточный материал, опорный конспект, иллюстративный материал.
Ход урока.
-
Организационный этап.
-
Актуализация опорных знаний.
- Какие события в жизни России и самого писателя повлияли на создание романа?
- Как менялся ответ на вопрос, почему Раскольников совершил преступление, по мере работы Достоевского над романом?
- В чем заключается жанровое своеобразие романа?
- Каково значение цвета и чисел в романе?
-
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
- Роман Ф.М. Достоевского называют социально-философским. В столкновении разных идей и убеждений писатель стремится найти ту высшую правду, ту единственную идею, которая может стать общей для всех людей. В самые тяжелые для русского народа годы он продолжал искать пути избавления человека от страданий и бед, которые несет с собой антигуманный строй. Особенно увлекала писателя судьба «маленького человека» в обществе. Над этой темой задумывались А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь. Этой темой пронизан и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
В романе «Преступление и наказание» создан особый неповторимый мир, внутри которого действуют особые законы, в котором царят особая психологическая среда, особое пространство. Необычность этого мира, почти все центральные герои романа - люди, отверженные обществом, «бывшие». Раскольников - бывший студент. Бывшим студентом в основной части произведения является и Разумихин.
Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания.
-
Работа над темой урока.
-
Объяснение учителя
- Имена и фамилии героев тщательно продуманы Достоевским и полны глубокого смысла.
Имя
Его значение в романе
Раскольников
Раскол - раздвоение: с одной стороны, страстная любовь к людям, с другой - полное безразличие к своим интересам.
София
Смиренность, мудрость. Соня Мармеладова - смиренно несет крест, выпавший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости.
Лебезятников
Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Соню и раскрывает замысел Лужина
Авдотья Романовна (сестра Раскольникова)
Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя
Разумихин
Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным»
Лизавета Ивановна
Значение имени Елисавета - «почитающая Бога»
-
Аналитическая беседа: «Семья Мармеладовых»
-
Беседа
- Почему Мармеладов рассказывает свою историю жизни Раскольникову?
- Расскажите о семье чиновника, подтвердите свой рассказ цитатами из текста романа.
- Почему дочь Мармеладова вынуждена жить по желтому билету?
-
Комментированное чтение эпизода «На квартире Мармеладова»: портреты жены и детей, описание комнаты, жильцы дома.
- Опишите квартиру Мармеладовых глазами Раскольникова.
- С каким настроением Раскольников покидает квартиру Мармеладовых?
- Какие художественные приемы использует писатель в этих эпизодах?
- На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?
- Что можно сказать о Соне, которая сама почти ребенок, но жертвует собой, помогая детям?
- Какова дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны?
- Какие уроки дают нам Мармеладов и его семья?
-
Обобщение учителя.
- Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, её вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова.
- В крайней нищете живет семья Мармеладовых. Потеря работы, невозможность содержать жену и детей приводят Мармеладова к пьянству.
- Катерина Ивановна - женщина, задавленная нищетой, по словам мужа, «горячая и непреклонная». Она с золотой медалью и похвальным листом окончила Дворянский благородный институт, вышла замуж за пехотного офицера по любви и бежала с ним из родительского дома.
3.Аналитическая беседа: «Семья Раскольниковых»
- Почему о Раскольниковых читатель узнает не сразу, а из письма?
- Каковы отношения между членами семьи?
- Что мы узнаем о матери Раскольникова?
- Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным?
-
Работа с карточками.
5.Подведение итогов урока.
- В своем романе «Преступление и наказание» Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор.
- Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города не только рождает материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. «Маленькие люди» в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами.
Домашнее задание.
Подобрать цитатный материал для обсуждения темы «Социальные и философские истоки бунта Раскольникова».