Элективный курс Трудности русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрации Обоянского района Курской области

Филатовский филиал МБОУ « Рыбинобудская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена Принята и утверждена Утверждаю

на заседании на заседании педсовета директор школы

методического протокол № 1 _________/ Котов В.Г/

объединения от 31.08. 2015г Приказ от 31.08.2015г

протокол №1 № 49

от 26.08.2015г


Элективный курс

« Трудности русского языка »

9 класс

( вторая ступень)


Разработана:

учителем русского языка и литературы

Бобраковой Е. В.

2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка. Рабочая программа составлена для реализации в 9 классе Филатовского филиала МБОУ «Рыбинобудская СОШ»

Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:

  • писать изложения разных видов

  • читать текст и анализировать его содержание

  • выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.

Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.

В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).

Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.

Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень знаний, умений, навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов. Кроме того, занятия в кружке позволяют организовать работу

с учащимися, имеющими низкую мотивацию учебной деятельности. Причины неуспеваемости могут быть внешние и внутренние. Внешние - это причины социального плана, несовершенство учебного процесса и т.п. Внутренние причины - это плохое здоровье, низкое развитие интеллекта, отсутствие положительной мотивации учения и слаборазвитая волевая среда. Отсюда неустойчивая работоспособность. С такими детьми нужно много работать индивидуально.

Учащихся, с которыми необходимо проводить учителю коррекционную работу:

Асеева Татьяна, Каплин Александр, Сиротина Наталья.

Задачи: 1) систематизация знаний, умений и навыков, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии; 2) совершенствование умения излагать учебный текст; 3) совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему. 2) обеспечение с работы с книгой по заданию учителя, успешного устного ответа и выполнения тестовых заданий.

Требования к знаниям и умениям учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны:

-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;

-уметь писать сжатые изложения.

ЗНАТЬ:

нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:

-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

-дать понятие о нормах языка;

-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;

-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;

-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.

В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:

  • умение понимать основную мысль прослушанного текста;

  • умение понимать главную мысль прочитанного текста;

  • умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;

  • умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

  • умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;

  • умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

  • умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

  • умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

СОДЕРЖАНИЕ

курса «Трудности русского языка»

Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ

Выразительность русской речи.

Выбор и организация языковых средств в соот­ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Средства выразительности. Тестовые задания.

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения.

Лексическая сочетаемость.

Смешение паронимов.

Жаргонизмы.

Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Грамматические нормы.

Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов

Синтаксические нормы.

Словосочетание

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Правильное построение предложений.

Правильное построение предложений с обособленными членами.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Синтаксический анализ сложного предложения.

Сложные бессоюзные предложения.

Сложные предложения с разными видами связи.

Методика обучения написанию сжатого изложения.

Изложение. Виды изложений

Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.

Извлечение информации из различных источников.

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения - рассуждения.

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему: тезис - аргументы - вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Содержание занятия

Дата

Факт

1

Формирование банка данных учащихся, имеющих различную учебную мотивацию. Тренировочные упражнения перед входной диагностикой

2.09


2

Входная диагностика. Выявление наиболее подготовленных по русскому языку учащихся и учащихся, имеющих низкую учебную мотивацию

5.09


3

Анализ диагностических работ. Знакомство с содержанием курса «Трудности русского языка». Работа над ошибками.

9.09


4

Повторение лексики. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексические нормы


12.09


5

Трудности современной русской фразеологии. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.

16.09


6

Трудности современной русской фразеологии. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.

19.09


7

Индивидуальные занятия с учащимися: удовлетворение образовательных потребностей школьников, реализация индивидуальных учебных планов

23.09


8

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соот­ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности

26.09


9

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соот­ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности

30.09


10

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соот­ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности

3.10


11

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соот­ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности. Тестовая работа

7.10


12

Трудности современной русской орфографии. Правописание корней

10.10


13

Трудности современной русской орфографии. Правописание приставок

14.10


14

Трудности современной русской орфографии. Правописание суффиксов


17.10


15

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

.Трудности грамматического управления в современном русском языке. Синтаксические нормы

21.10


16

Тестовая работа

24.10


17

Занимательная грамматика. Тренировка учащихся для успешного участия в районной предметной олимпиаде и в игре-конкурсе «Русский медвежонок» -- 2015

7.11


18

Занимательная грамматика. Тренировка учащихся для успешного участия в районной предметной олимпиаде и в игре-конкурсе «Русский медвежонок» -- 2015

11.11


19

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Грамматические нормы. Тестовая работа

14.11


20

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Причастные и деепричастные обороты

18.11


21

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Причастные и деепричастные обороты

21.11


22

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Обособленные определения и обстоятельства

25.11


23

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Выделение грамматических основ в сложных предложениях. Односоставные предложения в составе сложных предложений

29.11


24

Знаки препинания в сложносочинённом предложении . Выделение грамматических основ в сложных предложениях. Односоставные предложения в составе сложных предложений

2.12


25

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Выделение грамматических основ в сложных предложениях. Односоставные предложения в составе сложных предложений

5.12


26

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Тестовая работа

9.12


27

Синтаксический анализ сложного предложения. Составление схем предложения

12.12


28

Синтаксический анализ сложного предложения. Составление схем предложения

16.12


29

Синтаксический анализ сложного предложения. Составление схем предложения. Тестовая работа

19.12


30

Индивидуальные занятия с учащимися: удовлетворение образовательных потребностей школьников, реализация индивидуальных учебных планов

23.12


31

Индивидуальные занятия с учащимися: удовлетворение образовательных потребностей школьников, реализация индивидуальных учебных планов

26.12


32

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным

13.01


33

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Виды подчинительной связи

16.01


34

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Виды подчинительной связи

20.01


35

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Виды подчинительной связи

23.01


36

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Виды подчинительной связи

27.01


37

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Виды подчинительной связи. Тестовая работа

30.01


38

Сложные бессоюзные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

3.02


39

Сложные бессоюзные предложения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

6.02


40

Сложные бессоюзные предложения. Тире в бессоюзном сложном предложении

10.02


41

Сложные бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

13.02


42

Сложные бессоюзные предложения. Тестовая работа

17.02


43

Сложные предложения с разными видами связи

20.02


44

Сложные предложения с разными видами связи

24.02


45

Сложные предложения с разными видами связи. Тестовая работа

27.02


46

Изложение ОГЭ-9. Виды изложений. Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.

2.03


47

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

5.03


48

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

9.03


49

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.

12.03


50

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)

16.03


51

Написание сжатого изложения и его анализ.

19.03


52

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)

30.03


53

Написание сжатого изложения и его анализ.

2.04


54

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения - рассуждения

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.

6.04


55

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

9.04


56

Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему: тезис - аргументы - вывод. Средства межфразовой связи.

13.04


57

Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Анализ сочинений

16.04


58

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

20.04


59

Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Анализ сочинений

23.04


60

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

27.04


61

Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Анализ сочинений

30.04


62

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

4.05


63

Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Анализ сочинений

17.05


64

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

11.05


65

Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему

14.05


66

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

18.05


67

Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Анализ сочинений

21.05


68

Итоговое занятие

25.05


Литература

  1. Программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой, М: «Просвещение»,2009 г.

  2. Примерная основная общеобразовательная программа. Основная школа. Стандарты второго поколения. М., «Просвещение», 2014.



  1. Богданова Н.А. Уроки русского языка в 9 классе. М., «Просвещение», 2014.

  2. Т.А.Костяева. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку, 6 класс. М., «Просвещение», 2014.

  3. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др. - М: «Просвещение», 2014 г.

  4. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.

  5. Словари и энциклопедии по русскому языку

  6. Л.П.Федоренко. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку.

  7. Н.Л.Цыбулько. ОГЭ - 2016.Типовые тестовые задания. 36 вариантов. М, изд. «Экзамен», 2015

  8. Ю.Н.Гостева, И.П.Васильева, Г.Т.Егораева. ОГЭ - 2016.Типовые тестовые задания. 30 вариантов. М, изд. «Экзамен», 2015

  9. Г.Т.Егораева. ОГЭ - 2016. Сочинение на лингвистическую тему. М., изд. «Экзамен», 2015

  10. Г.Т.Егораева. ОГЭ - 2016. Сочинение на нравственную тему. М., изд. «Экзамен», 2015

  11. Н.А.Сенина и др. Подготовка к ОГЭ -9. Допущено ФИПИ. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ООО «Легион», 2015.

Мультимедийные пособия.

.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий


© 2010-2022