Открытый урок в 5 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ФИО

Литвинова Надежда Юрьевна

    Место работы

    МОУ «СОШ №12г. Зеленокумска»

      Должность

      Учитель русского языка и литературы

        Предмет

        Литература

          Класс

            Тема и номер урока в теме

            «Добро и зло в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

              Базовый учебник

              Литература. 5 класс: учебник В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина


              1. Цели урока.

              • Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.

              • Деятельностная. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать навыки анализа художественного произведения

              Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

              1. Задачи:

              Для обозначения видов универсальных учебных действий используются следующие условные обозначения:

              Л. - личностные качества (положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся);

              Р. - регулятивные УУД (принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану);

              П. - познавательные (понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач);

              К. - коммуникативные УУД (строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач).

              Формулировки УУД адаптированы с учётом этапа обучения.

              • Образовательные ( формирование познавательных УУД):

              Совершенствовать понятие о литературной сказке

              Видеть противостояние добрых и злых сил в сказке

              • Развивающие задачи

              Совершенствовать навыки выразительного чтения

              Развивать навыки критического мышления

              Сопоставлять произведения разных видов искусства

              • Воспитательные задачи

              Видеть красоту внутреннюю и внешнюю

              Ценить человека по поступкам, совершаемым им


              1. Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений

              11. Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, ИКТ.

              12. Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал

              13. Технологическая карта урока (см. ниже)

              14. Планируемые результаты.

              Знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

              Лишь добро одно бессмертно.
              Зло подолгу не живет.

              Шота Руставели

              Этап урока

              Вид деятельности

              УУД

              Слайд

              Учитель

              Ученики

              1

              Введение в тему урока с повторением изученного

              Л. проявление желания осваивать новые виды деятельности

              Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

              1

              -Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

              2

              Знакомство с материалом

              Мотивация к дальнейшей деятельности

              Л.: хотят участвовать в творческом процессе

              Р.: планируют необходимые действия

              П: понимают информацию

              К.: осуществляют совместную деятельность.

              1

              - Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой - Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

              - Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?



              Ответы детей

              3

              Работа со словарем

              К.: Учатся работать в коллективе, учитывать мнение других

              П.: учатся использовать средства обучения для решения различных учебных задач

              К.: строят небольшие монологические высказывания

              2


              3

              4

              5

              - Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».

              Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое добро и зло?

              А теперь …… прочитают, как трактуются понятия «добро» и «зло» в различных словарях. (Зачитывает статьи из толкового словаря, на слайдах статьи из школьного философского словаря и словаря В.И.Даля).

              Работа в парах

              4

              Определение целей и задачи урока

              Л.: участвуют в процессе

              Р.: действуют по плану

              П.: используют средства для решения учебных задач

              К.: осуществляют совместную деятельность

              6



              7

              Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А поможет нам в этом сказка А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его.

              - Как вы думаете, какова цель нашей работы сегодня на уроке?

              Эпиграфом нашего урока будут слова Шота Руставели

              Лишь добро одно бессмертно.
              Зло подолгу не живет.

              В конце урока мы вернемся к нему.



              - Сравнить добрых и злых героев, раскрыть понятия «добро» и «зло»

              5

              Осмысление изученного и активное использование полученной информации

              Л.: осознает себя как индивид. и как член общества

              Р.: планирует необходимые действия

              П : принимает информацию.

              П.: учатся строить текст по плану, знать основные нормы литературного языка, уметь создавать письменное высказывание



              8

              9

              Вы уже прочитали эту сказку дома.

              - Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?



              - Назовите героев сказки.


              Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные герои.

              Кого отнесём к положительным героям? Обоснуйте свой ответ.

              - Кого к отрицательным героям?

              - Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

              - Найдите в тексте описание царицы и царевны и выполните задание по плану.

              - Давайте проверим вашу работу и сравним со слайдом.

              «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли.

              (Ответы детей).

              - Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце, царица, богатыри

              - царевна , Елисей, богатыри, Соколко и т.д

              - Царицу - мачеху

              - Царевны и царицы

              (работа в парах по плану Приложение 1)

              6

              Этап проверки знаний

              Л.: участвуют в процессе

              Р.: действуют по плану

              П.: используют средства для решения учебных задач

              К.: осуществляют совместную. деятельность.

              К.: Учатся работать в коллективе, учитывать мнение других

              10

              - Почему царица решила погубить царевну? Какие чувства ей присущи?

              Докажите свой ответ



              - А что можно сказать о царевне? Что мы о ней узнали? (красивая, добрая)

              -Каково ее отношение ко всем окружающим ее людям?

              Можно ли встретить таких людей? Что движет царевной? Почему молодая царевна не держит зла на царицу?

              - И царица, и царевна - красивы. Почему красота царицы не радует окружающих?

              О какой красоте идет речь?

              Что означает красота внутренняя? Внешняя?

              Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

              - Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица "милее и белее", чем она.

              - Ненависть, зависть.

              - Эти чувства характерны для злых людей.

              - Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить

              - Царица красивая, но злая, никого не любит.


              Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

              7

              Физминутка

              11

              К «Сказке о мёртвой царевне…» художник А.Куркин создал целый комплект открыток с цветными иллюстрациями-рисунками. Режиссёр-постановщик И.Иванов-Вано снял по сказке мультипликационный фильм, а музыку к нему написал Юрий Никольский.

              Мы с вами немного отдохнем и посмотрим фрагменты этой сказки

              8

              Просмотр эпизода мультфильма и обсуждения

              1. "Царица и зеркало"

              2. "Но царевна молодая

              Тихомолком расцветая»

              Л.: участвуют в процессе

              Р.: планирует необходимые действия

              П.: учатся использовать средства обучения для решения различных учебных задач

              К.: строят небольшие монологические высказывания

              - С чем сравнивает автор царевну, говоря "…росла, росла, поднялась - и расцвела"?

              - Как вы считаете, правильно ли представил режиссер образы Царицы и Царевны?

              - С цветком. Она так же прекрасна, как роза.

              (Учащиеся сравнивают свои представления об образах героинь с представлением режиссера фильма)

              9

              Выразительное чтение. Анализ эпизодов

              Л.: участвуют в процессе

              Р.: действуют по плану

              П.: используют средства для решения учебных задач

              К.: осуществляют совместную. деятельность.

              К.: Учатся работать в коллективе, учитывать мнение других

              12





              13






              14




              15

              Анализ эпизода "Но невеста молодая

              До зари в лесу блуждая…" (Выразительное чтение)

              - Почему царевна решила, что в тереме "люди добрые живут"?

              -Как автор характеризует царевну в данном эпизоде?

              - Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

              Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

              Выразительное чтение и анализ эпизода "Раз царевна молодая…"

              - Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

              - На чьей стороне Соколко? Почему?


              - Царица торжествует, устранив соперницу. Как вы отнеслись к тому, что зло победило.

              - В сказках у добра всегда много помощников, а зло - одиноко.

              В "Сказке о мертвой царевне" мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

              Что же происходит со злой царицей-мачехой?

              Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.


              Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней.

              Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

              А сейчас вернемся к эпиграфу нашего урока.

              Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели "Лишь добро одно бессмертно.

              Зло подолгу не живет"?

              - Есть иконы, в горнице чисто, светло.

              - Зажгла свечу, затопила печь.

              - Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.



              - Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.


              - Царица, переодетая монахиней.

              - Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.


              - Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.

              Учащиеся зачитывают строки:

              "Злая мачеха, вскочив,
              Об пол зеркальце разбив,
              В двери прямо побежала
              И царевну повстречала
              Тут ее тоска взяла,
              И царица умерла. "



              Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит добро победило.

              10

              Контроль над степенью освоенности материала.

              Л.: осознает себя как индивид. и как член общества

              Р.: планирует необходимые действия

              П : принимает информацию.

              П.: учится строить текст по плану, знать основные нормы литературного языка, уметь создавать письменное высказывание

              16

              В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом.

              В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим. Это часто встречается в повседневной жизни. Мы должны всегда стремиться к идеалу и сказки А. С. Пушкина учат нас добру и любви ко всему прекрасному: к своим родителям и близким нам людям, к своей родине, к поэзии Пушкина.




              Ответы детей.

              11

              Рефлексия.

              Л: Осознание себя в процессе деятельности.


              17

              Наш урок подходит к концу. Мне бы хотелось, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке. У вас на столе лежит оценочный лист, в котором записаны фразеологизмы, соответствующие вашей работе на уроке, выберите нужный, поставив напротив галочку:

              Шевелить мозгами

              Краем уха

              Хлопать ушами

              Какие личностные качества вы сегодня у себя сформировали?

              С помощью смайликов оцените наш урок.



              Выбирают фразеологизм (Приложение 2)

              С помощью магнитов крепят смайлики (Приложение 3) на доску с иллюстрациями

              12

              Домашнее задание

              18

              Д/З

              на выбор:

              1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.

              2. Выучить понравившийся отрывок наизусть.

              3. Написать сочинение-миниатюру «Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»


              Приложение 1

              Царица

              Царевна

              Внешность

              Поведение характер

              Цвет



              Приложение 2

              Шевелить мозгами

              Краем уха

              Хлопать ушами


              Приложение 3.

              Открытый урок в 5 классе



              © 2010-2022