Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме

Технологическая карта урока   по  русскому языку в 5 классе. Тема урока: Фонетика.  Как рождаются звуки речи. Тип урока:  изучение нового материала. Урок по учебнику Г.Г. Граник . Обучающий компонент. Учащиеся в конце урока должны: Знать предмет изучения фонетики, группы звуков речи,  особенность образования гласных звуков. Понимать,  какую роль играют звуки речи, как они образуются, различие гласных и согласных . Уметь   различать гласные и согласные , работать со схемой, с таблицей, приводить...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

по русскому языку

в 5 классе

Тема урока: Фонетика. Как рождаются звуки речи.

Тип урока: изучение нового материала

Учитель: Рябцева Алла Юрьевна; МКОУ «Жилетовская СОШ» Дзержинского района Калужской области.

Обучающий компонент:

учащиеся в конце урока должны:

Знать предмет изучения фонетики, группы звуков речи, особенность образования гласных звуков.

Понимать, какую роль играют звуки речи, как они образуются, различие гласных и согласных .

Уметь различать гласные и согласные , работать со схемой, с таблицей, приводить примеры, делать выводы, обобщения.

Развивающий компонент : развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, развивать умения применять новые знания, развивать умение работать в парах, в группах.

Воспитывающий компонент: воспитание интереса к предмету, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты деятельности уч-ся и способы выявления уровня знаний, умений, навыков, способов деятельности, УДД, принципы системно- деятельностного подхода

Организационный

Организовать готовность учащихся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке.

Приветствие уч-ся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Приветствие учителя. Наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника.

Готовность к работе на уроке.

Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха.

Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные

Коррекция знаний учащихся.

I. Словарный самодиктант. Вспомните и запишите выученные дома слова из «Копилки слов», а затем проверьте себя по учебнику или по своему словарику.

Работа в парах

Учащиеся анализируют ошибки.

Учащиеся, выполнившие работу на отлично, выполняют роль консультантов.

Заинтересованность учащихся в выявлении пробелов в знаниях.

Актуализация знаний. Мотивационно- организующий этап.

Обеспечить мотивацию учения,

совместно сформулировать цели урока

Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме.

Учитель. Запись новых слов


  • Фонетика,

речевой аппарат,

обезьяна, обезьяний.

Какое слово непонятно? Почему? Чтение учебника на стр. 116


  • Фонетика - от греч. phone - «звук». Фонетика [нэ].

Мы приступаем с вами к изучению нового раздела науки о языке

Запишем тему урока «Фонетика. Как рождаются звуки». Исходя из темы урока, сформулируйте его цели.

(Узнать, какой раздел науки о языке называется фонетикой и что он изучает, как образуются звуки речи, на какие группы они делятся).

Работают над постановкой целей урока.

Самостоятельно определить цель урока, пути ее достижения.

Создание уверенности, что четко поставленная цель даст возможность эффективно получить знания

Изучение нового материала

Обеспечить восприятие , осмысление и первичное запоминание материала учащимися.











Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Определить недостатки в знаниях и умениях.

Развивать умения применять новые знания.

Слайд 2. Запишите буквами звуки, которые издают изображенные на фотографиях животные. Презентация .

Такие звуки называются звукоподражательными. Можем мы с вами общаться с помощью записанных звуков? А какие звуки помогают нам в общении? Когда мы говорим, мы произносим звуки речи. Так что же изучает фонетика как раздел науки о языке? Фонетика изучает звуки речи. Запомните, как произносится это слово. Звук произносится твердо. Произнесем это слово.

А сейчас поработаем в парах.

  • Вспомните и запишите слова, в состав которых входит корень слова фон со значением «звук». Подбор однокоренных слов с корнем -фон-:

телефон, видеомагнитофон, фонотека, фонограмма.

  • Работа с учебником. Чтение и пересказ текста об Уошо (задание 139). «Обезьяна Уошо»,

«Обезьяна учится языку жестов», «Удивительная обезьяна»,

«Обезьяна-озорница»…

. Игра «Согласны ли вы?»

. Какие значения имеют прилагательные грязный и черный?

  • Грязный - 1) покрытый грязью, запачканный, нечистый; 2) перен. безнравственный. Здесь, в тексте: «плохой, ужасный, отвратительный». Чёрный - 1) цвета сажи, угля, 2) темный, потемневший, 3) перен. мрачный, тяжелый (чёрные мысли, чёрные дни), 4) перен. преступный, злостный (чёрная измена, чёрное дело)).

Слайд 4.

Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности все не так просто, в нашем организме в это время работает целый завод по производству звуков. Посмотрите на схему. Расскажите, опираясь на схему, как образуются звуки речи.

Слайд 5

  • Произнесите последовательно каждый звук в слове скороговорка, приложив ладонь к горлу. Определите, в образовании каких звуков не принимают участия голосовые связки, то есть не вибрируют - не дрожат под рукой.

  • Произнесите звуки в словах мимоза, Нина. При произношении каких звуков воздух проходит не только через ротовую, но и через носовую полость? Как называются такие звуки?

Работают в парах.

Записывают слова ,в состав которых входит корень слова фон со значением «звук».

Отвечают на вопрос, что объединяет эти слова.

Проводят словарную работу.

Работают со схемой.

Участвуют в научном эксперименте, делают выводы.

Работают с текстами учебника, выделяют главную информацию

Озаглавливают текст

Работа со словарём









Проводят эксперимент

Выполняют задания учителя. Размышляют, делают выводы.



Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений





Развивать умение применять новые знания.



Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).












Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие.

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечить закрепление знаний и способов действий.

Обеспечить в ходе закрепления повышенного уровня осмысления материала, глубины его понимания.

Коррекция пробелов


  • Выполняют тест по теме урока.


  • Чтение рассказа Р. Коваленко (задание 141). Главная мысль текста:

Выполняют тест с последующей самопроверкой.

Работают в группах, делают вывод, что согласные звуки выражают лексическое значение слова, а гласные придают речи мелодичность, благозвучие. Отвечают на письмо звуков речи.

Развивать умение применять новые знания.

Принцип деятельности УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, работа над формированием логических умений, анализ, сравнение, обобщение.

Контроль знаний.

Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Определить недостатки в знаниях и умениях.


  • Почему говорит попугай?

А попугай вовсе и не говорит! Потому что говорить - это значит выражать хоть какие-нибудь мысли. А никаких мыслей у попугая нет. Но горло у него устроено так, что он может очень похоже передразнивать звуки человеческой речи, которые слышит, если живет возле людей. Впрочем, и среди самих людей иногда попадаются попугаи. (Д. Родари)

.

Задания:

1) найдите общую мысль в текстах Р. Коваленко и Д. Родари;

2) объясните смысл последнего предложения.


Обобщить, сделать выводы, самооценка.

Информация о д/з

Обеспечить понимание цели содержания и способов выполнения задания

  • Задание на дом:

  • задание 140 (устно),

  • составить 4 предложения со словами из «Копилки слов» (с. 117-119), определить вид сказуемого .

Записывают д/з в дневники.

Мотивация на выполнение д/з.

Итоги урока. Рефлексия.

Дать оценку работы класса и отдельных учащихся (оценить уровень достижений ТДЦ)


Выставить отметки в дневник.

Какую цели ставили себя в начале урока? Достигли ли цели урока? Что мешало и что помогало достичь цели?

Как оцениваете свою работу на уроке?

Выставляют отметки в дневник.

Отвечают на вопросы.

А для того, чтобы узнать эффективно ли прошла исследовательская работа, я прошу вас выбрать соответствующие жетоны.

Если вы:

ТЕОРЕТИК - знаю все правила, умею применять их на практике

ПРАКТИК - не все запомнил в теории, но смогу работать практически

УЧЕНИК - мне еще надо поработать над этой темой

Рефлексивная оценка уч-ся.

Уметь обосновывать выбор оценки.















Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме

© 2010-2022