Рабочая образовательная программа по литературе для 8 класса

Рабочая образовательная программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания литературного образования для выпускников основной школы, утверждённым Министерством общего и профессионального образования РФ, Образовательными стандартами основного образования по литературе. Программа разработана на основе "Программы по литературе для общеобразовательных учреждений" под редакцией В.Я. Коровиной (Москва "Прсвещение", 2005 год) и рассчитана на 68 часов. Раб...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

средняя общеобразовательная школа

п. Безбожник Мурашинского района Кировской области




Рассмотрено на заседании

методического совета школы

«____»___________2013 года.

Протокол №_______

Председатель методического совета_________ Л.В. Гусева



УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ п. Безбожник ________________ А. Ф. Синицын

Приказ от «____» ______2013 года










Рабочая образовательная программа

предмета «Литература» для учащихся 8 класса

общеобразовательной школы разработана на основе программы В. Я. Коровиной в соответствии со стандартом

основного общего образования по литературе

и оценки качества подготовки выпускников основной школы













Программу составила Брызгалова Е. В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОКУ СОШ п. Безбожник



Безбожник

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная образовательная программа разработана на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений» под редакцией В. Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2005.

Рабочая образовательная программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания литературного образования для выпускников основной общеобразовательной школы, утвержденным Министерством общего и профессионального образования РФ, Образовательными стандартами основного образования по литературе.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Основу курса литературы составляет чтение и изучение художественных произведений, теоретико- и историко-литературных понятий.

В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» учащиеся должны:

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • изученные теоретико-литературные и историко-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Курс литературы в 8 классе рассчитан на 2 урока в неделю, 68 часов в учебном году



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Кол-во уроков

РР

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

1.

Введение. Литература и история. Выявление уровня литературного развития учащихся

1

-



2.

Устное народное творчество


3

-

Из теории литературы. Народная песня. Предание.



3.

Из древнерусской литературы


2

-

Художественные произведения, определённые Стандартом литературного образования и содержанием программы.

Из теории литературы:Летопись. Древнерусская повесть. Житие как жанр литературы. Художественные особенности воинской повести и жития. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.


Давать развёрнутый ответ на вопрос.

4.

Из литературы XVIII века


3


2

Художественные произведения, определённые Стандартом литературного образования и содержанием программы.

Из теории литературы: Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Характеризовать и оценивать главных героев произведений на основании их поведения, поступков, сопоставлять и оценивать героев одного произведения в сходных ситуациях.

Инсценированное чтение.


5.

Из русской литературы XIX века


30

4

Художественные произведения, определённые Стандартом литературного образования и содержанием программы..

Наизусть: басню И. А. Крылова (на выбор ученика), стихотворение А. С. Пушкина (на выбор ученика), стихотворение М. Ю. Лермонтова (на выбор ученика), поэма «Мцыри» (отрывок), комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» (монолог одного из героев), рассказ Л.Н. Толстого «После бала» (отрывок).

Из теории литературы:Басня. Мораль. Аллегория. Дума. Изобразительно-выразительные средства, размеры стиха, лирический герой. Историзм художеств.литературы. Роман. Реализм. Поэма. Романтический герой, романтическая поэма. Комедия. Сатира. Юмор. Гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык.деталь. Антитеза. Композиция. Роль антитезы в композиции произведения.

Выразительно читать наизусть басни, стихотворения, прозу, передавая своё «видение» и отношение к ним.

Давать развёрнутый ответ на вопрос.

Давать оценку изученным стихотворениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка.

Пересказывать (подробно, выборочно, сжато) эпическое произведение.

Рассказывать о литературном герое, давать характеристику герою Сопоставлять и оценивать героев одного произведения в сходных ситуациях; объяснять значение деталей портрета, пейзажа и элементов сюжета для характеристики героев.

Создавать простой и сложный письменный план будущего сочинения.

Практически определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов.

Подготовить сообщение.

Инсценированное чтение.

6.

Из литературы ХХ века


11

5

Художественные произведения, определённые Стандартом литературного образования и содержанием программы.

Наизусть:А.А. Блок «Россия», А.Т. Твардовский «Василий Тёркин» (отрывок), стихи и песни о Великой Отечественной войне. ( на выбор ученика), стихи о Родине и родной природе ( на выбор ученика).

Из теории литературы:

Сюжет и фабула. Драматическая поэма. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Авторские отступления как элемент композиции.


Пересказывать (подробно, выборочно, сжато) эпическое произведение.

Давать оценку стихотворениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка.

Выразительно читать наизусть стихотворения, передавая своё «видение» и отношение к ним.

Рассказывать о литературном герое, давать характеристику герою. Характеризовать и оценивать главных героев на основании их поведения, поступков.

Давать развёрнутый ответ на вопрос.

Подготовить сообщение.

Давать письменный развёрнутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением.

7.

Зарубежная литература


6

Художественные произведения, определённые Стандартом литературного образования и содержанием программы.

Из теории литературы: Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонет как жанр лирической поэзии. Классицизм. Сатира.


Практически определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов.

Сопоставлять и оценивать героев одного произведения в сходных ситуациях; характеризовать и оценивать главных героев на основании их поведения, поступков.

Инсценированное чтение.

Давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении.

8.

Повторение. Историческая тема в произведениях, изученных в 8 классе

1




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы.

Русский фольклор

Основные историко-литературные сведения:

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора.

Народные песни, частушки и предания1. Отражение в жизни народа в народной песне. Частушки как малый песенный жанр. Разнообразие тематики и поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка, предание.

Древнерусская литература

Основные историко-литературные сведения:

Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои - крестьяне и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд». Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть. Житие как жанр литературы. Художественные особенности воинской повести и жития. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.


Русская литература XVIII века

Основные историко-литературные сведения:

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

Д.И. Фонвизин

Слово о писателе. Комедия «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Русская литература XIX века

Основные историко-литературные сведения:

Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе и литературе других народов России. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.

Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Образ «героя времени». Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе и литературе других народов России, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей.

Русская классическая литература в оценке русских критиков (И.А.Гончаров о Грибоедове, В.Г.Белинский о Пушкине).

Роль литературы в формировании русского языка.

Мировое значение русской литературы.


И.А. Крылов

Басни «Обоз», «Лягушки, просящие царя»

Теория литературы: аллегория, мораль.


К. Ф. Рылеев

Краткий рассказ о писателе.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный ерой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель.

Теория литературы. Дума.

А.С. Пушкин

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева»(отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.

Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера. Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачёва»

Теория литературы. Историзм художественной литературы. Роман. Реализм.

Повесть «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намёков и символических соответствий. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.

М.Ю. Лермонтов

Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чужом ему обществе. Мцыри как романтический герой.

Теория литературы. Поэма. Романтический герой, романтическая поэма.

Н.В. Гоголь

Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

Комедия «Ревизор». История создания и история постановки комедии. Разоблачение пороков чиновничества. Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия. Сатира. Юмор.

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

И. С. Тургенев

Краткий рассказ о писателе. Повесть «Ася».

Л.Н. Толстой

Краткий рассказ о писателе.

«После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречия между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза. Композиция. Роль антитезы в композиции произведения.

А.П. Чехов

Краткий рассказ о писателе.

«О любви». История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы.

Русская литература ХХ века



Основные историко-литературные сведения:

Классические традиции и новые течения в русской литературе конца XIX-начала ХХ вв.

Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе и литературе других народов России. Русская литература советского времени. Проблема героя. Тема родины. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).


А.И. Куприн

Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

А.А. Блок

Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении. Его современное звучание и смысл.


С. А. Есенин.

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях.

Теория литературы. Драматическая поэма.


Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Теффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обротанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. М. Зощенко «История болезни», Теффи «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

А.Т. Твардовский

Краткий рассказ о писателе.

«Василий Тёркин». Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Новаторский характер Василия Тёркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Юмор. Язык поэмы. Композиция поэмы.

Теория литературы. Фольклор и литература. Авторские отступления как элемент композиции.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Е. Винокуров «Москвичи», М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»,Б. Окуджава («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянов («Соловьи»), Л. Ошанин («Дороги»).

В. П. Астафьев

Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.

Теория литературы. Герой-повествователь.


К.Г. Паустовский

Краткий рассказ о писателе.

Рассказ «Телеграмма»


Русские поэты о родине и родной природе

И. Анненский. «Снег».Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков».Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…».Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России» (отрывок). З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть». Дон Аминадо. «Бабье лето». И. Бунин. «У птицы есть гнездо…»


Зарубежная литература

Основные историко-литературные сведения:

Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия.

Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейский классицизм. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и действительности.

У. Шекспир

Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы.

Ж.-Б. Мольер

Краткий рассказ о писателе.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Теория литературы. Классицизм. Сатира.


Дж.Свифт

Краткий рассказ о писателе.

«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. / авт.- сост. В. Я. Коровина и др. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2006.

  • Тексты художественных произведений.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Программно-методические материалы. Литература: Сборник нормативных документов. 5 - 11 кл. / Сост. Т. А. Калганова. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1999.

  • Программа по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2005.

  • Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. / авт.- сост. В. Я. Коровина и др. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2006.

  • Поурочные разработки по литературе к учебникам-хрестоматиям В. Я. Коровиной, Г. И. Беленького, Т. Ф. Курдюмовой. Универсальное пособие. 8 класс / Н. В. Егорова. - М.:ВАКО, 2007.

  • Уроки внеклассного чтения. 5 - 9 кл. Практическое пособие. / Сост. М. И. Катавцева. - Воронеж:ТЦ «Учитель», 2003.

  • Журнал «Литература в школе»

  • Приложение к газете «Первое сентября» «Литература».

  • Тексты художественных произведений.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Вид контроля

Информационно-образова-тельные ресурсы

Теория литературы

Работа по развитию

речи

Домашнее задание

По плану

По факту

1.



Введение. Литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

КУ





Стр. 9

Устное народное творчество

2.



Русские народные песни. Лирические песни.

УХВТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Выразитель-ное чтение

Репродукции картин Билибина И., Васнецова В., иллюстрации на темы рус.нар. сказок.

Народная песня, частушка

Элементы анализа текста

Стр. 13

3.



Исторические народные песни как вид народного творчества.


УХВТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Выразитель-ное чтение



Элементы сопоставит.анализа текстов

Наизусть песню о Пугачёве, о Ермаке (на выбор)

Стр. 18

4.



Предания *2 как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком»

УХВТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Выразитель-ное чтение

Репродукция картины Сурикова В. «Покорение Сибири Ермаком»

Предание



Из древнерусской литературы

5.



Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Александра Невского». Особенности содержания и формы воинской повести и жития

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста



Летопись. Древнерусская повесть.

Житие как жанр литературы


Стр. 20, 23

6.



«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Выразитель-ное чтение

Пересказ


Бытовая сатирическая повесть как жанр древнерус-ской литературы

Элементы анализа текста, рассказ по иллюстр.

Подготовить развёрнутый ответ, включив в него выражение «шемякин суд» как поговорку

Из литературы XVIII века

7.



Д. И. Фонвизин - «сатиры смелый властелин». Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

УУРнТ


Презентация «Д.И. Фонвизин»

Текст худ.произведения

Понятие о классицизме.

Основные правила классицизма в драматич. произведении

Совершенствовать навыки анализа текста, выразит.чтения и пересказа

Прочитать комедию «Недоросль», приготовить инсценированное чтение

8.



Проблема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Характерис-тика литературно-го героя

Выразитель-ное чтение

Пересказ

Текст худ.произведения

Речевая характеристика как средство создания комического


Читать комедию, выписывать цитаты в сопоставительную таблицу

9.



Анализ эпизода комедии.

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Умение характеризо-вать и оценивать главных героев на основании их поведения, поступков.Выразитель-ное чтение

Пересказ

Текст худ.произведения


Совершен-ствовать навыки анализа текста и пересказа

Читать комедию, сопоставительная таблица

10.

11.



Сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Темы: «Что высмеивает Д. И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки?», «Помещики Простаковы. Какими я их представляю?», «Почему Стародум, Софья и Милон вызывают наши симпатии?»

УРР -1,2

Умение создавать простой и сложный письменный план будущего сочинения.

Умение писать сочинение-характеристику героя или группы героев.



Обучение сочинению

Дописать сочинение

Из русской литературы XIX века

12.



И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Обоз», «Лягушки, просящие царя»

УУРнТ


Презентация «И.А. Крылов»

Басня. Аллегория.



13.



К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы

К. Ф. Рылеева

КУ

Текущий контроль: выразитель-ное чтение


Дума


Сопостав. анализ двух произведе-ний

Выразительное чтение думы «Смерть Ермака».


14.



А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «19 октября».

КУ

Текущий контроль:

Выразитель-ное чтение

Анализ лирического произведения

Репродукции портретов Пушкина работы Кипренского, Тропинина

Презентация «А. Пушкин»



Наизусть.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение об эпохе Екатерины II и причинах Пугачёвского бунта


15.



Стихотворения «Туча», «Я помню чудное мгновенье…». Их основные темы и мотивы.


Текущий контроль:

Выразитель-ное чтение

Анализ лирического произведения

Умение давать оценку стихотворениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка.

Аудиозаписи стихотворе-ний



Наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»

16.



Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина. Повторение изученного в 6-7 кл.

«История Пугачёва». *3


КУ

Текущий контроль:

Чтение наизусть

Текст худ.произведения

Историзм художеств.литературы



Перечитать повесть «Капитанская дочка».

17.



А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Жанровое своеобразие. Герои и их прототипы

КУ


Текст худ.произведения

Роман

Реализм



Перечитать повесть «Капитанская дочка».

Подготовить характеристику главного героя - Петра Гринёва (главы I- V)

18.



А. С. Пушкин.

«Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринёва (анализ I-II глав).

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Фрагменты кинофильма «Капитанская дочка»


Совершен-ствовать навыки анализа текста, выразит.чтения и пересказа

Главы III-V

19.



Проблема чести, достоинства и нравственного выбора в романе (разбор III-V глав)

УУРнТ


Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Фрагменты кинофильма «Капитанская дочка»



Прочитать главы VI-XII, пересказ эпизода о падении Белогорской крепости, раскрыть роль эпиграфов.

20.



Пугачёв у ворот Белгородской крепости. Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. *4 (усвоение содержания глав VI-XII)


УУРнТ

Текущий контроль:Знание и понимание текста,выразитель-ноечтенеие, рассказ учащихся о судьбе коменданта Белгородской крепости

Фрагменты кинофильма «Капитанская дочка»


Совершен-ствовать навыки анализа текста, выразит.чтения и пересказа

Перечитать главы VIII-XII. Найти в романе все эпизоды, в которых проявляется Пугачёв, сопоставить его портреты в главах «Вожатый», «Приступ», «Незваный ость», «Мятежная слобода». Какова роль этих портретных описаний?

Задания по группам (см. в пособии для учителя «Универ. поурочные разработки по литературе к учебникам-хрестоматиям В. Я. Коровиной и Т. Ф. Курдюмовой.Стр. 68)

21.



Емельян Пугачёв - центральный герой романа.

Средства характеристики героев повести на примере VIII-XII глав

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста, анализ эпизода,

Выразительное чтение в лицах.

Характерис-тика литературно-го героя

Текст худ.произведения


Фрагменты кинофильма «Капитанская дочка»


Совершен-ствовать навыки анализа текста, монологич. речи

Перечитать главы XIII, XIV, подготовить их краткий пересказ. Подготовить устный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения «Капитанской дочки».


22.



Гринёв, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Утверждение автором идеалов гуманности, чести и долга. Гринев и Швабрин.

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Характерис-тика литературно-го героя

Текст худ.произведения

Фрагменты кинофильма «Капитанская дочка»


Совершен-ствовать навыки анализа текста, монологич. речи


Подготовить характеристику литературного героя (по плану в тетради) Подготовить характеристики Маши Мироновой и Швабрина

23.



Семья капитана Миронова. Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Характерис-тика литературно-го героя

Текст худ.произведения

Фрагменты кинофильма «Капитанская дочка»


Совершен-ствовать навыки анализа текста, умение обобщать и системати-зировать материал

Наизусть отрывок из романа.

Подготовиться к итоговому уроку по повести (вопросы с. 214-215 учебника), индивидуальные задания: сопоставить изображение бурана во 2 главе «Капитанской дочки» с изображением метели в повести А. С. Пушкина «Метель»

24.



Гуманизм и историзм Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел.

УУРнТ


Текст худ.произведения

Фрагменты кинофильма «Капитанская дочка»

Особеннос-ти композиции. Фольклор-ные мотивы. Роман. Реалистиче-скоепроизведе-ние


Подготовиться к сочинению по роману

25.

26.



Сочинение по романа «Капитанская дочка». Темы: «Любимые страницы повести», «Образ Пугачёва», «Почему Пушкин произведение о крестьянской войне назвал «Капитанская дочка»?», «Формирование характера и взглядов Петра Гринёва», «Гринёв и Швабрин: сравнительная характеристика героев» и др.

УРР-3,4

Умение создавать простой и сложный письменный план будущего сочинения.

Умение писать сочинение-характерис-тику героя или группы героев, сравнительнуюхарактерис-тику персонажей.


Текст худ.произведения



Подготовиться к уроку внеклассного чтения

27.



Урок внеклассного чтения

А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга.

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Характерис-тика литературно-го героя

Выразитель-ное чтение

Пересказ

Текст худ.произведения




28.



М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах) *5


КУ


Фильм о поэте.

Портреты Лермонтова художников

К. А. Горбунова,

Ф. О. Будкина, Д. П. Палена и др. автопортрет



Перечитать поэму «Мцыри», подготовить выразительное чтение одной из глав

29.



М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Идейное содержание поэмы.

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме.


УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Характерис-тика литературно-го героя

Выразитель-ное чтение

Текст худ.произведения

Поэма

Романтиче-ская поэма

Композиция


Подготовить рассказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника», составить цитатный план поэмы. Ответить на вопросы (см. в пособии для учителя «Универ. поурочные разработки по литературе к учебникам-хрестоматиям В. Я. Коровиной и Т. Ф. Курдюмовой. , с. 107)

30.



Мцыри как романтический герой. Анализ эпизода.

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Характерис-тика литературно-го героя

Выразитель-ное чтение

Аудиозаписи отрывков из поэмы

Текст худ.произведения


Составление цитатного плана

Наизусть отрывок.

31.



Обучение сочинению по поэме Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося)». «Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме «Мцыри»

УРР-5

Текущий контроль:

Чтение наизусть

Текст худ.произведения

Романтический герой


Обучение сочинению

Написать домашнее сочинение по поэме

32.



Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения Гоголя (с обобщением изученного в 5-7 классах)

КУ


Презентация «Жизнь и творчество Гоголя»



Стр. 245-250, вопросы и задания

33.



Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии. «Ревизор» в оценке современников

УУРнТ


Текст худ.произведения

Комедия



Совершен-ствовать навыки анализа текста, выразит.чтения и пересказа

Подготовить характеристики действующих лиц (по группам), выразительное чтение сцен комедии по ролям, ответить на вопросы учебника (с. 342)

34.



Усвоение содержания комедии

УУРнТ

Текущий контроль:

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Выразитель-ное чтение

Фрагменты телепостанов-ки

Текст худ.произведения




Читать комедию

35.



Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Характерис-тика литературно-го героя

Выразитель-ное чтение

Фрагменты телепостанов-ки


Текст худ.произведения

Приёмы сатирического изображения чиновников. Комедия, сатира, юмор.

Совершен-ствовать навыки анализа текста, выразит.чтения и характе-ристики героев

Подготовить характеристику Хлестакова, выразительное чтение сцен комедии по ролям, ответить на вопросы учебника (с. 344-345)

36.



Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Умение характеризо-вать и оценивать главных героев на основании их поведения, поступков.Выразитель-ное чтение

Фрагменты телепостанов-ки


Текст худ.произведения

Понятие о «миражной интриге»

Совершен-ствовать навыки анализа текста, выразит.чтения и характе-ристики героев

Наизусть монолог одного из героев на выбор учащихся.

Повторить литературоведческие термины сюжетно-композиционных элементов

37.



Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии)

УРР-6

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Выразитель-ное чтение

Фрагменты телепостанов-ки

Текст худ.произведения

Завязка, развитие действия, кульмина-ция, истинная и ложная развязка, финал.

Немая сцена

Обучение сочинению

Написать сочинение

38.



Урок внеклассного чтения

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Характерис-тика литературно-го героя

Выразитель-ное чтение

Пересказ

Текст худ.произведения



Приготовить сжатый пересказ

39.



Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Выразитель-ное чтение

Пересказ

Текст худ.произведения

Роль фантастики в художеств.произведении


Мини-сочинение «Образ «маленького человека» в повести»

40.



И.С. Тургенев. «Ася» - повесть о первой любви.

КУ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Характерис-тика литературно-го героя

Выразитель-ное чтение

Текст худ.произведения



Приготовить сжатый пересказ повести

41.



Образ «тургеневской девушки»

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Характерис-тика литературно-го героя

Выразитель-ное чтение

Текст худ.произведения



Прочитать рассказ Л. Н. Толстого «После бала»

42.



Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Образ рассказчика. Главные герои.

КУ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Характерис-тика литературно-го героя

Выразитель-ное чтение

Портрет писателя, фотографии музея-усадьбы «Ясная Поляна»

Презентация «Л.Н. Толстой»

Художест-венная деталь, антитеза

Композиция


Совершен-ствовать навыки анализа текста, выразит.чтения


Наизусть отрывок из рассказа. Подготовить характеристику героев рассказа

43.



Мастерство

Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Психологизм рассказа. Контраст как приём, помогающий раскрыть идею рассказа

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Умение сопоставлять и оценивать героев одного произведения в сходных ситуациях; объяснять значение деталей портрета, пейзажа и элементов сюжета для характеристики героев.

Текст худ.произведения

Портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображе-ния внутреннего состояния героя

Совершен-ствовать навыки анализа текста


Подготовить характеристики героев рассказа. Ответить на вопросы учебника,

стр. 40-41

44.



А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

КУ


Презентация «Жизнь и творчество А.П. Чехова»

Текст худ.произведения

Психоло-гизм художеств.литературы


Совершен-ствовать навыки анализа текста

Письменно ответить на вопрос 5, с. 58.

Прочитать рассказ Чехова «Шуточка»

45.



Урок внеклассного чтения

Рассказ А. П. Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Выразитель-ное чтение

Пересказ

Текст худ.произведения



Прочитать статью учебника «А. И. Куприн», ответить на вопросы. Прочитать рассказ Куприна «Куст сирени»

Из литературы ХХ века

46.



А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье

КУ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Умение сопоставлять и оценивать героев одного произведе-ния в сходных ситуациях

Пересказ

Текст худ.произведения

Понятие о сюжете и фабуле

Совершен-ствовать навыки анализа текста


Написать сочинение-размышление «Счастлива ли Вера Алмазова?»

Прочитать рассказ Куприна «На разъезде».

47.



Урок-диспут «Что значит быть счастливым?», подготовка к домашнему сочинению по рассказам Лескова, Толстого,

Чехова, Бунина, Куприна

УРР-7


Текущий контроль:

Умение высказывать и отстаивать своё мнение, приводить аргументы.





48.



А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории.


КУ

Текущий контроль:

Выразитель-ное чтение

Анализ лирического произведения

Видеофильм по стихотворе-нию

Текст худ.произведения


Совершен-ствовать навыки выразит.чтения

Выучить наизусть стихотворение


49.



С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. *6


КУ

Текущий контроль:

Выразитель-ное чтение наизусть

Видеозапись спектакля: монолог Хлопуши в исполнении В.Высоцкого

Понятие о драматической поэме


Совершен-ствовать навыки анализа поэтич. текста

Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы. Подготовиться к уроку-конференции по группам

50.



Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, в произведениях Пушкина и Есенина.

УРР-8




Совершен-ствовать навыки монологической речи


51.



Писатели улыбаются.

Тэффи. «Жизнь и воротник». М. Зощенко. «История болезни»

УХВТ

Текущий контроль:

Выразитель-ное чтение

Пересказ с соблюдением авторской интонации

Средства создания комического

Текст худ.произведения


Совершен-ствовать навыки анализа текста, выразит.чтения


Прочитать статью учебника

«А. Т. Твардовский», ответить на вопросы.

Прочитать главы из поэмы «Василий Тёркин»

52.



А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.

КУ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Характерис-тика литературно-го героя

Выразитель-ное чтение

Презентация «Твардовский и его поэма «Василий Тёркин»

Текст худ.произведения


Совершен-ствовать навыки анализа поэтич. текста, выразит.чтения

Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы, ответить на вопросы учебника.

Характеристика литературного героя по плану.

53.



Обучение устному рассказу. Василий Тёркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина.

УРР-9

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Умение характеризо-вать и оценивать главного героев на основании его поведения, поступков. Выразитель-ное чтение

Текст худ.произведения


Совершен-ствовать навыки характеристики литературного героя


Наизусть отрывок из поэмы

54.



Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Мастерство Твардовского в поэме

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Выразитель-ное чтение

Текст худ.произведения

Юмор. Фольклор-ные мотивы

Авторские отступления как элемент композиции


Подготовиться к уроку внеклассного чтения. (групповое задание о песнях военных лет)

55.



Урок внеклассного чтения

Урок-концерт. Стихи и песни о ВОВ. Боевые подвиги и военные будни в творчестве

Е. Винокурова, М. Исаковского,

Б. Окуджавы,

А. Фатьянова,

Л. Ошанина

УХВТ


Аудио- и видеозаписи исполнения военных песен, портреты поэтов, репродукции картин



Подготовиться к уроку внеклассного чтения по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»

56.



Урок внеклассного чтения

Б. Васильев «А зори здесь тихие…»

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Характерис-тика литературно-го героя

Выразитель-ное чтение

Пересказ

Фрагменты кинофильма

Текст худ.произведения



Прочитать статью учебника

«В. П. Астафьев», ответить на вопросы к статье. Прочитать рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

57.



В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.

КУ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Характерис-тика литературно-го героя

Выразитель-ное чтение

Пересказ

Текст худ.произведения

Развитие представ-лений о герое-повествователе

Совершенство-вать навыки анализа текста, выразит.чтения

Подготовиться к сочинению по теме «Великая Отечественная война в произведениях писателей ХХ века»

58.

59.



Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей ХХ века»

УРР-10,11





Подготовиться к уроку внеклассного чтения по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»

60.



Урок внеклассного чтения

Г. К. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Телеграмма». Нравственная проблематика рассказа

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Характерис-тика литературно-го героя

Выразитель-ное чтение

Пересказ

Текст худ.произведения



Ответы на вопросы, пересказ

61.



Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды


Текущий контроль:

Выразитель-ное чтение

Анализ лирического произведения


Репродукции картин русских художников-пейзажистов, портреты поэтов, аудиозаписи музыкальных произведений


Совершен-ствовать навыки анализа поэтич. текста, выразит.чтения

Наизусть одно стихотворение о Родине. Перечитать трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта».

Индивидуальное задание: подготовить сообщение о Шекспире

Зарубежная литература

62.



У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.

КУ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Характерис-тика литературно-го героя

Выразитель-ное чтение

Текст худ.произведения

Конфликт как основа сюжета драматич. произведения

Анализ эпизода из трагедии

Читать трагедию

63.



«Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Анализ эпизода из трагедии

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Характерис-тика литературно-го героя

Выразитель-ное чтение

Пересказ

Текст худ.произведения



Читать трагедию


64.



Сонеты Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы.

УХВТ

Текущий контроль:

Выразитель-ное чтение

Анализ лирического произведения

Текст худ.произведения

Сонет как форма лирической поэзии



65.



Ж.- Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Мастерство писателя.

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Характерис-тика литературно-го героя

Выразитель-ное чтение

Текст худ.произведения

Классицизм

Сатира



Читать комедию

66.



Ж.- Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Общечеловеческий смысл комедии

УУРнТ

Текущий контроль:

Знание и понимание текста

Анализ эпизодов

Характерис-тика литературно-го героя

Выразитель-ное чтение

Пересказ

Текст худ.произведения



Прочитать статью учебника «Джонатан Свифт», отрывки из романа «Путешествие Гулливера».

Индивидуальное задание: подготовить краткий пересказ трёх частей о путешествии Гулливера: 2ч. - о стране великанов, 3 ч. - о летающем острове, 4 ч. - о стране мудрых лошадей

67.



Урок внеклассного чтения

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

УХВТ

Текущий контроль:

устный отзыв о самостоя-тельно прочитанном произведении

Текст худ.произведения


Совершен-ствовать навыки анализа текста, выразит. Чтения и пересказа


68.



Повторение. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Книги на лето

Обобщающий урок









ТИП УРОКА:


УРР - урок развития речи

УпБП - урок по биографии писателя

УФТЛП - урок формирования теоретико-литературных понятий

УУРнТ - урок углублённой работы над текстом

УХВТ - урок художественного восприятия текста

КУ - комбинированный урок

УК - урок контроля





СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ

  1. Тесты на знание текстов изученных художественных произведений.

  2. Чтение наизусть.

  3. Сочинения по прочитанным произведениям.



















1Курсивом отмечены художественные произведения, которые подлежат изучению, но не включаются в Требования к уровню подготовки выпускников.


2 Возможность проведения интегрированного урока

3 Возможность проведения интегрированного урока

4 Возможность проведения интегрированного урока

5 Возможность проведения интегрированного урока

6 Возможность проведения интегрированного урока

10


© 2010-2022