Функции домашней работы в разных классах на разных ступенях

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хорошо известно, какой вклад может и должно вносить домашнее задание в овладение всеми учащимися основными знаниями и умениями. В связи с развитием общества и науки возникают новые требования к школе, соответствовать которым можно, совершенствуя учебные планы и средства обучения. Это касается и домашних заданий. Тем не менее, домашнее задание остается, в конечном счете, делом самого учителя. Поэтому необходимо рассмотреть проблему роли домашнего задания в усвоении учащимися знаний и умений.

Никто не сомневается в том, какое большое место принадлежит домашней работе при формировании прочных знаний и умений, твердой привычки к труду. В соответствии с различными целями, стоящими перед обучением, домашнее задание может выполнять различные функции. Оно служит, в первую очередь, для закрепления полученных на уроке знаний и навыков, обобщения, систематизации либо применения полученных знаний и умений на практике, обеспечения исходного уровня последующего урока, а также для самостоятельной проработки нового материала. Оно используется также для устранения пробелов в знаниях, подготовки к экзаменам или к работе над новым материалом.

Гораздо чаще учитель просто не задумывается над многообразием функций и возможностей домашних заданий, не оценивает их роль и значение в деле воспитания и обучения школьника и задает по привычке параграфы, странички, упражнения, будучи глубоко уверен, что для домашнего задания поговорка «Повторенье - мать ученья» абсолютна и всеобъемлюща. А коли так, то опять же, если и задаешь чуть больше, то это совсем не страшно.

Такой подход к домашнему заданию столь же закономерен, сколь и вреден. Вреден потому, что приводит к перегрузке учащихся, к потере интереса к учебной работе, а, следовательно, и к внутреннему неприятию самого факта необходимости выполнять домашнюю работу. А закономерен он по той причине, что в педагогическом институте и на курсах повышения квалификации учителей весьма часто о методике домашних заданий говорили так же вскользь. Уделяют этой проблеме в процессе подготовки учителя столько же времени, сколько они сами, придя в школу, на своих уроках будут отводить этому чрезвычайно важному моменту урока, то есть две-три минуты в самом конце занятия, а то и после звонка.

Итак, домашнее задание необходимо грамотно использовать в своей работе и все его положительные стороны не замедлят проявить себя.

Например, такие: во-первых, данное, скажем, в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное русло, подготовит восприятие нового материала; во-вторых, правильно подготовленное и организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную, главное, очень полезную и по-своему незаменимую с точки зрения самообразования ученика работу; в-третьих, сделать последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательнее, эффективнее, интереснее; в-четвертых, даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему; в-пятых, сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, то есть превратить знания в инструмент познания; в-шестых, может помочь в сплочении классного коллектива; в-седьмых, оказать неоценимую помощь в формировании характера, личности ученика.

Домашние задания - это не просто задания по конкретным предметам (хотя и они тоже есть), а принципы и методы, которые лежат в основе продуктивности и эффективности работы учеников дома. Думаю, что вряд ли сейчас их целесообразно перечислять и анализировать, потому что некоторые из них хорошо известны и часто применяются нашими учителями. Мне бы только хотелось обратить внимание на такие: домашнее задание, рассматриваемое как способ предъявления нового материала, различные творческие домашние задания. Последние, на мой взгляд, наиболее перспективная форма как классной, так и домашней работы учеников.

Творческие способности развиваются только в творческой деятельности учащихся. И действительно, работа учителя лишь тогда будет результативной, тогда станет источником удовлетворения и радости для нас и наших учеников, когда мы, учителя, отбросив многие застарелые привычки и ветхие педагогические догмы, начнем работать творчески, будем в постоянном поиске, а не в состоянии благодушной уверенности в уровне своего педагогического мастерства. Творчество учеников ни в классе, ни дома без творчества учителя невозможно! Об этом нам нельзя забывать. Творческие задания предлагают учащимся учителя русского языка (это эссе, сочинения, рефераты),лучшие из которых зачитываются на уроке.

На что следует обратить внимание учащихся, задавая задание на дом? Планируемое Воздействие домашнее задание оказывает тогда, когда учащиеся должным образом его выполняют. Создать необходимые для этого условия, мотивировать отношение школьников к домашней работе - вот главная задача учителя. Что конкретно имеется в виду? Это мотивация. При сообщении домашнего задания встает вопрос: на какие потребности, привычки, склонности, интересы моих учеников должна я обратить внимание? Если речь идет о познавательных заданиях, необходима интересная постановка проблемы.

Если речь идет о тренировочных заданиях, то здесь мотивирующим фактором может служить стремление учащихся к усовершенствованию навыков.

Важным является воспитание в школьниках чувства ответственности за успех урока. Сильным мотивирующим фактором может быть понимание учащимися, что от качества их домашней работы зависит, достигнет ли урок намеченной цели. Для каждого учителя очень важно убедиться, что все учащиеся поняли задание. Нередко можно услышать от учеников, что им непонятно, что же задано на дом? Формулировки типа «Прочитайте отрывок!», «Повторите то, что мы прошли на уроке!», «Поищите материал на эту тему!» без дальнейших уточнений неприемлемы для домашних заданий (как впрочем, и для работы на уроке). Подобные формулировки встречаются в основном тогда, когда учитель неосновательно подготовился к уроку и не продумал домашнее задание. Конечно, не все зависит от учителя.

Планирование урока и домашнего задания неотделимы друг от друга. Домашнее задание непосредственно зависит от уровня овладения учащимися материалом, и его трудно запланировать заранее. Но если ставится целью развитие личностных качеств школьников и индивидуальное воздействие на учащихся тогда следует выработать долгосрочную стратегию и то, что не получается на уроке, должно быть заранее запланировано в качестве домашнего задания.

Большую роль играет индивидуальное задание, которое позволяет испытать чувство успеха не только хорошо успевающим школьникам, но слабо успевающим ученикам. Такое задание позволяет проявить себя, свои сильные стороны, либо ликвидировать пробелы в знаниях. Индивидуальные задания не должны даваться от случая к случаю. Продуманная система дает возможность неуверенным учащимся укрепиться в своих возможностях, сильным развить свои интересы, а другим научиться самостоятельному познанию, а так же развивать способности особо одаренным детям.

Сообщение задания необходимо оптимально включать в ход урока. Учитель, занятый в течение урока многими проблемами, домашнему заданию серьезного внимания не уделяет. Иначе как объяснить, что в старших классах задание дается под звонок или после звонка.

В результате этого у некоторых учеников может возникнуть ощущение, что домашнее задание не так уж и важно. Бесспорно, работа на уроке и сообщение домашнего задания способны взаимно обогащать друг друга, когда постановка домашнего задания оптимально вписывается в логику урока.

Домашние задания по мере необходимости надо дифференцировать. На уроке, который для всех школьников протекает практически одинаково, создаются основные предпосылки для развития индивидуальности личности. Следует ли из этого, что домашние задания обязательно должны быть одинаковыми для всех учащихся? Во многих случаях - да. Если домашнее задание используется для предъявления нового материала, для применения полученных знаний, при написании домашних текстов - во всех случаях, когда требуется участие каждого школьника, имеет смысл единое домашнее задание. В другой ситуации уместным будет дифференцированное домашнее задание.

Дифференцированные домашние задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях. Индивидуальные домашние задания должны получать и хорошо успевающие и одаренные школьники, потому что такие задания способствуют развитию их способностей, углублению их знаний.

Дифференцированные домашние задания решают и другую важную задачу. Они могут и должны раскрыть перед школьниками преимущества коллективной деятельности. Если, например, на уроке литературы первая группа школьников сообщит найденные дома интересные сведения из биографии писателя, вторая группа - о творчестве, третья и четвертая - об эпохе, тогда учитель, оценивая выполнение задания, может подчеркнуть эффективность кооперативной работы. Группы учащихся должны быть гетерогенными, то есть охватывать «сильных» и «слабых», активных и менее активных школьников.

Некоторые учителя русского языка и литературы используют индивидуальные домашние задания и доклады учащихся, чтобы, например, побудить школьников разработать аргументацию по актуальным вопросам, развивая навыки самостоятельной творческой деятельности. Подобные задания следует давать инициативным ребятам, имеющим твердые мировоззренческие убеждения, обладающим умениями дискутировать, вести диалог, убедительно излагать и защищать свою точку зрения.

.



© 2010-2022