Синонимы, антонимы, омонимы в речи

Цель: формировать умения использовать в речи синонимы,антонимы, омонимы, пользоваться различными типами лингвистических словарей. Формируемые УУД: п:-выполнение знаково- символических действии; К:-умения устанавливать учебные отношения и сотрудничать при работе в парах: р: - умение организовать сотрудничество при решении поставленной учебной задачи;л:-внимательное отношение к произведениям искусства. Оборудование: задание на доске или слайде, карточки с индивидуальными заданиями, толковые  слова...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Синонимы, антонимы,омонимы

Цель: формировать умения использовать в речи синонимы,антонимы, омонимы, пользоваться различными типами лингвистических словарей.

Формируемые УУД: п:-выполнение знаково- символических действии;

К:-умения устанавливать учебные отношения и сотрудничать при работе в парах: р: - умение организовать сотрудничество при решении поставленной учебной задачи;л:-внимательное отношение к произведениям искусства.

Оборудование: задание на доске или слайде, карточки с индивидуальными заданиями, толковые словари антонимов и , синонимов;

Ход урока:

Организационный момент

Актуализация знаний

I. Орфографическая минутка

Кар точки для индивидуальной работы: программный уровень

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы там, где ни необходимо. Подберите и запишите проверочные слова.

Ярос.ный, здрас …вуй, гиган.ский, лес.ный, наез..ник, опас…ный, вес.ница, поз..ний, ужас…ный, запас..ной, колёс…ный, радос.ный.

III. Самоопределение к деятельности

- Как вы считаете, верно ли утверждение: «Сколько существует в мире явлений, предметов, столько существует и слов»?

(Учитель вывешивает на доску рисунки с изображением мед ведя и ключа.)

- Может ли один предмет, одно понятие называться разным: словами? (Может. Медведь - косолапый, млекопитающее, зверь.)

- А одно слово может называть совершенно различные пред меты? (Может. Ключ - приспособление для запирания замков, родник, слесарный инструмент, знак нотного стана.)

- Какие группы слов выделяются на основе сходства их значения? (Синонимы.)

- Приведите примеры.

- Какие группы слов выделяются на основе различия их значения? (Антонимы.)

- Приведите примеры.

- Какие группы слов выделяются на основе сходства их зву чания? (Омонимы.)

- Приведите примеры.

- Сформулируйте задачи урока. (Продолжить работу с си­нонимами, антонимами, омонимами, учиться употреблять такие слова в речи, пользоваться словарями.)

Работа по теме урока: Работа по учебнику

Прочитайте вопрос Совенка на с. 88. Ответьте на него. Какую роль играет в стихотворении слово мчатся. Поче­му А.С. Пушкин выбрал именно это слово? (Оно усиливает впечатление от картины природы, помогает представить происходящее.) Упр. 142 (с. 88) Как вы думаете, может ли одно и то же слово иметь такие синонимы: мягкий, добрый (Комментированное письмо.)

Какую роль в речи играют такие слова? (Они уточняют ,усиливают значение слова.)

Упр 143 (с. 88)

( Работа в парах. Коллективная проверка.) Упр. 144 (с. 89)

Физкультминутка.

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр 145 (с. 89)

Самостоятельная работа. Самопроверка.

Упр146 (с. 89)

Как называются выделенные слова?

Какой еще омоним к этому слову вы можете подобрать?

( Слесарный ключ, ключ к шифру.)

VII Рефлексия.

Работа по карточкам

Спишите пословицы, вставьте пропущенные буквы и подчеркните

антонимы. Ученье свет, а неучен..е -тьма. 2) Мя..костелет, да жёс..ко спать.

В глаза не хвали, а за глаза не кори. 4) Сытый голодного не разумеет.За маленьким погнался, а б.льшое пот..рял. 6) Меньше г..вори, а больше

делай.

Подведение итогов урока

мы сегодня учились научились какие слова употреблять?

Домашнее задание Упр 146.


© 2010-2022