- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Синонимы, антонимы, омонимы в речи
Синонимы, антонимы, омонимы в речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сидорова Л.Н. |
Дата | 08.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Синонимы, антонимы,омонимы
Цель: формировать умения использовать в речи синонимы,антонимы, омонимы, пользоваться различными типами лингвистических словарей.
Формируемые УУД: п:-выполнение знаково- символических действии;
К:-умения устанавливать учебные отношения и сотрудничать при работе в парах: р: - умение организовать сотрудничество при решении поставленной учебной задачи;л:-внимательное отношение к произведениям искусства.
Оборудование: задание на доске или слайде, карточки с индивидуальными заданиями, толковые словари антонимов и , синонимов;
Ход урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
I. Орфографическая минутка
Кар точки для индивидуальной работы: программный уровень
Спишите слова, вставьте пропущенные буквы там, где ни необходимо. Подберите и запишите проверочные слова.
Ярос.ный, здрас …вуй, гиган.ский, лес.ный, наез..ник, опас…ный, вес.ница, поз..ний, ужас…ный, запас..ной, колёс…ный, радос.ный.
III. Самоопределение к деятельности
- Как вы считаете, верно ли утверждение: «Сколько существует в мире явлений, предметов, столько существует и слов»?
(Учитель вывешивает на доску рисунки с изображением мед ведя и ключа.)
- Может ли один предмет, одно понятие называться разным: словами? (Может. Медведь - косолапый, млекопитающее, зверь.)
- А одно слово может называть совершенно различные пред меты? (Может. Ключ - приспособление для запирания замков, родник, слесарный инструмент, знак нотного стана.)
- Какие группы слов выделяются на основе сходства их значения? (Синонимы.)
- Приведите примеры.
- Какие группы слов выделяются на основе различия их значения? (Антонимы.)
- Приведите примеры.
- Какие группы слов выделяются на основе сходства их зву чания? (Омонимы.)
- Приведите примеры.
- Сформулируйте задачи урока. (Продолжить работу с синонимами, антонимами, омонимами, учиться употреблять такие слова в речи, пользоваться словарями.)
Работа по теме урока: Работа по учебнику
Прочитайте вопрос Совенка на с. 88. Ответьте на него. Какую роль играет в стихотворении слово мчатся. Почему А.С. Пушкин выбрал именно это слово? (Оно усиливает впечатление от картины природы, помогает представить происходящее.) Упр. 142 (с. 88) Как вы думаете, может ли одно и то же слово иметь такие синонимы: мягкий, добрый (Комментированное письмо.)
Какую роль в речи играют такие слова? (Они уточняют ,усиливают значение слова.)
Упр 143 (с. 88)
( Работа в парах. Коллективная проверка.) Упр. 144 (с. 89)
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр 145 (с. 89)
Самостоятельная работа. Самопроверка.
Упр146 (с. 89)
Как называются выделенные слова?
Какой еще омоним к этому слову вы можете подобрать?
( Слесарный ключ, ключ к шифру.)
VII Рефлексия.
Работа по карточкам
Спишите пословицы, вставьте пропущенные буквы и подчеркните
антонимы. Ученье свет, а неучен..е -тьма. 2) Мя..костелет, да жёс..ко спать.
В глаза не хвали, а за глаза не кори. 4) Сытый голодного не разумеет.За маленьким погнался, а б.льшое пот..рял. 6) Меньше г..вори, а больше
делай.
Подведение итогов урока
мы сегодня учились научились какие слова употреблять?
Домашнее задание Упр 146.