Элективный курс Ключи к сокровищнице под названием текст (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КЛЮЧИ К СОКРОВИЩНИЦЕ ПОД НАЗВАНИЕМ «ТЕКСТ»

Пояснительная записка.

Программа адресована учащимся 9-х классов средней общеобразователь­ной школы.

Концепция программы - организация творческо-исследовательской дея­тельности девятиклассников по углубленному изучению текстов разных сти­лей, что создаст условия для преодоления «барьера неожиданности» в старших классах и на ЕГЭ, для успешного поступления и учебы в вузах на гуманитар­ных факультетах.

Сегодня речевое поле учащихся оставляет желать лучшего: оно недоста­точно полно сформировано как в эстетическом, так и в лингвистическом плане. Все активнее внедряющиеся в жизнь электронные средства связи требуют коротких, емких фраз, поэтому язык беднеет: изобразительно-выразительные средства языка остаются невостребованными.

Научить видеть текст с точки зрения идейного замысла автора и путей его реализации через композицию и язык во всем многообразии экстра- и интра-

лингвистических параметров текста - задача элективного курса «Ключи к со­кровищнице под названием «Текст»».

Цель курса диктует и принципы ее построения. Особенности данного курса в том, что он органически соединяет знания учащихся по русскому языку и литературе, помогает ориентироваться в структуроопределяющих и смыслоразграничительных принципах организации и анализа текста, подготавливает к успешной сдаче ЕГЭ,

Главное - воспитать творческую личность, способную самостоятельно определить для себя «область повышенного интереса» (книга - текст - содержательная сторона - особенности построения - причины эмоционального воз­действия на читателя), наметить основные этапы работы, отобрать нужный тео­ретический и фактологический материал и создать свой текст (выступление, сообщение, доклад, рецензия, эссе, проект...), отвечающий строгим канонам его построения.

Важно воспитать вдумчивого читателя, который будет не только легко ориентироваться в море информации, но для которого его знания станут стартовой площадкой для базового изучения вузовского курса русского языка. Не­обходимо воспитывать в учащихся чувство сопричастности, научить различать чтение и «чтиво», отдавая предпочтение литературе, «воспитывающей душу и сердце». Умение видеть художественные достоинства текста, определять об­ласть применения изобразительно-выразительных средств в зависимости от стиля текста (анализ и синтез) поможет учащимся выработать правильно орга­низованную монологическую (устную и письменную) речь, организовать рече­вое поле в соответствии с требованиями к культуре речи; подготовит к иссле­довательской работе, воспитает уважительное отношение к слову, поставит нашего выпускника в ряды «борцов за чистоту русского языка».

Требования к умениям, навыкам.

1. Образовательный продукт: знание теории: что такое текст; его экстра­лингвистические и интралингвистические параметры; тема текста: сильные по­зиции текста (заглавие, первое и последнее предложения); идейная направлен­ность и проблематика текста (главная творческая задача автора, адресанта): композиция текста (архитектоника - внешнее деление), понятие абзаца (тема и подтема).

Языковые особенности (образность языка в художественном стиле; экс­прессивность - в публицистическом, емкость и точность в официально-деловом и научном стилях).

Практические навыки.

По итогам элективного курса ученик должен уметь:

  • определить стиль текста; изобразительно-выразительные средства язы­ка:

  • дать лингвистический анализ текста;

  • составить свой текст на любую из предложенных тем в избранном иу самим жанре и в заданном учителем;

  • провести сравнительный анализ нескольких поэтических или прозаиче­ских произведений;

- написать рецензию, эссе;

- пользоваться справочной литературой, самостоятельно определяя список книг для прочтения и создания базы аргументации:

  • пользоваться словарями и составить статью (текст) для языкового явле­ния;

  • составить план текста (простой, развернутый, цитатный);

  • написать по началу продолжение сочинения:

  • рекомендовать начинающим изучение русского языка литературу по изучаемому разделу, курсу, теме.

Виды контроля.

Основной вид контроля - проверка творческих работ учащихся и их корректировка; рецензии на все работы; зачеты, тестирование, собеседование; творческие конкурсы, рефераты, срезы знаний, выступления на конференции, участие в составлении рукописного школьного альманаха по русскому языку.

Содержательная часть.

Теория и практика неразрывно связаны в рамках данного элективного курса, теоретические занятия предваряют практические.

В центре образовательной схемы - ученик с его мотивацией к занятиям, интересами, индивидуальными особенностями, фактическим уровнем знаний; творческими способностями,

Учитель должен составить индивидуальную карту-план, который помо­жет в осуществлении реализации принципов шаговой методики, где каждая поверочная работа будет трамплином для корректировки плана. Определив уровень теоретических знаний и практических навыков по данной, конкретной теме, учитель обязан подобрать такой иллюстративный и раздаточный материал, который будет интересен конкретному ученику, соответствовать его иссле­довательским и эстетическим запросам. Поэтому знание индивидуальных характеристик ученика необходимо для успешной работы, Следует создавать ситуацию успеха на каждом занятии, формировать обстановку доброжелательности и взаимопонимания, для чего надо поднимать авторитет каждого учаще­гося. Карта пробелов знаний и оценок качества знаний учеников поможет сделать индивидуальную и дифференцированную работу более эффективной, важно здесь создать все условия для развития творческих способностей детей: мощь только минимальная и только адресная. Комплиментарный подход к оценке ученика - первое и необходимое условие успешной творческой, поисковой деятельности ученика.

Занятий мало, потому каждое занятие должно быть максимально информационно насыщенным, интересным, учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности восприятия и памяти каждого ребенка. Отбор материала определит и степень заинтересованности, и степень активности ученика на занятии, что поможет добиваться высокого образовательного результата.

Так как занятий мало (8), учитель должен уделить большое внимание

пропедевтической работе. Желательно собрать для каждого ученика пакет тексов одной тематики, одной композиции, одной идейной направленности, статьи на разные темы одного автора или материалы о том, как группа авторов работала нал одним произведением (хрестоматийный пример - сотрудничество Ильфа и Петрова - «Золотой теленок» и «Двенадцать стульев»).

Желательно начинать вести рукописный альманах с первого занятия и в нем отражать успехи особо отличившихся, чтобы ученики видели результат своего труда и стремились закрепить и повторить успех.

Теоретическая и практическая части курса неразрывно связаны между собой и осуществляют принципы постепенности в обучении.

В центре образовательной схемы стоит индивидуальность учащегося, его цели и стремления, уровень знаний, направленность в обучении.

К занятиям можно приступать с уверенностью в их конечном успехе, если уверен, что знаешь достаточно хорошо действительный уровень знаний ученика по конкретной теме, по разделу. Тогда индивидуальной и самостоятельной работе можно отводить большее время и максимально разнообразить форму работы с тем, чтобы ученик мог, настроившись на положительный результат своей работы, избрать оптимальную форму работы, оптимальный объем. Вся работа курса построена с учетом индивидуальных способностей и интерес: учеников, поэтому задания даются дифференцированно. Высокий процент заданий сравнительного характера предполагает достаточно высокий уровень знаний учащихся, их умение самостоятельно справиться с заданием. Помощь_ учителя на занятия должна быть минимальной, потому что любой текст - это прежде всего, синтез «ума и сердца», где законы организации внутренней ткани повествования не противоречат внешней. Лингвистический анализ текста предполагает умения ученика видеть структурно-образующие элементы и особенности речевого поля текста. Поэтому простор воображению будет дан темой, но не рамками одного жанра. На занятиях важно создать атмосферу доброжелательности, взаимодоверия. Сложность работы будет облегчена компьютерным обеспечением, таблицами, схемами, анализом разбора, алгоритмами.

Так как уроков мало, виды работ почти не дублируются, а каждое новое занятие строится с учетом уже изученного. Такая внутренняя логика занятий курса поможет учащимся легче освоить темы, привнесет элемент заинтересованности, нацелит на самостоятельный творческий поиск.

Для каждого ученика составлен «специальный пакет, в котором собраны все основные определения, правила, таблицы, схемы анализа, алгоритмы. Такой индивидуальный справочный материал поможет ученику настраиваться на положительный результат, а, однажды пережив приятные минуты счастья от успешно выполненной работы, заставит повторить его вновь и вновь.

Кабинет русского языка должен располагать справочниками и словарями: орфографическими, акцентологическими, этимологическими, фразеологическими, устойчивых словосочетаний, синонимов, антонимов, сочетаемости слов, толковыми. Рукописные сборники лучших работ юных филологов станут украшением и пособием для кабинета. Важно поддерживать мотивацию учеников - им сдавать ЕГЭ.

Учебно-тематический план.



Тема занятий.

Время.

Вид деятельности.

Форма.

1) «Ко всяким тай­нам есть ключи, и к тайнам текста - то- же».

1 ч.

Ознакомление учащихся с поня­тиями «текста», с лингвистиче­скими свойствами текста; расска­зать о правилах составления текста и о требованиях к нему; вручить «ключи» к экстралин­гвистическим показателям - глав­ным «замочкам» текста; познако­мить с именами выдающихся учёных - «русистов» предложить списки рекомендуемой литерату­ры; посетить библиотеку («океан текстов»).

Лекция с элементами беседы; Экскурсия в школьную библиотеку.

2) «Тема - это по­нятийное ядро тек­ста».

1ч.

1) Сильные позиции текста (за­главие, начало и окончание);

2) Темой текста определяется его
связность (тема и рема);

3) Тема - концентрация и абст­ракция содержание текста;

4) Связность текста, его членимость и смысловая цельность -
основные характеристики текста;
от темы - к плану, от плана - к тексту.

Практическое задание построение диалогов, аналитическая работа над текстом; работа в динамических парах.

3) «Идее всё подчи­нено: и композиция и слово...»

1 ч.


Раскрыть и углубить понятия идеи и проблемы; идейный замысел автора; его задача - нравственное совершенствование своих читателей и интеллектуальное их развитие; пути раскрытия идейного замысла; через композицию, через языковые особенности текста; закрепить понятие стиля текста; изобразительно-выразительные средства языка; сравнительный анализ прозаического и поэтических текстов с точки зрения идейного замысла и особенности отбора языковых средств.

Лекция с элементами , беседы «Определение идейного замысла», анализ текста, личные наблюдения: выбор языковых средств в зависимости от идеи; заочная экскурсия в ТЮЗ.


4) «Ты - главный архитектор своего текста» (композиция текста).

1 ч

Понятия композиции текста; трёхчастность композиции; типы композиции, подчиненность ком­позиции идейному замыслу авто­ра; членимостъ текста на абзацы; абзац и подтема; роль приёма ретардации в художественных ти­пах.

Практическое занятие; работа по схеме; синтез и анализ (работа по соз­данию связного текста)(компьютерная поддержка), мини-сочинение.

5) «Будем Шерлоками Холмсами» (текст под микроскопом)

1 ч.

«Ты словом всё живописуй», «поворачивай стиль» - стилевое единство текста.

Лингвистический анализ текста - определение роли тропов и фигур речи; тестирование.

6) «Я б в писатели
пошёл, пусть меня
научат» (Пишем
рецензию).

1 ч.

Обучить основам составления ре­цензии, (рецензия - твое" произве­дение, твори его по общим зако­нам создания текста); экстра и интралингвистические задачи; работа со словарём: знакомство с записными книжками великих писателей; анализ и правила сво­его текста, подготовка к ЕГЭ

Практическое занятие; план и текст; работа со словарём, с дневниками великих писателей, рукопись и правка.

7) «Всегда здесь первенствует чувство».

1 ч.

Эссе - разновидность очерка; главное - изображение впечатле­ний; раздумий и ассоциаций; об­разность и афористичность; сво­бода композиции; близость к разговорной речи; роль экспрес­сивной окраски в тексте; эссе; субъективность окрашенности слова; подготовка к ЕГЭ

«В лаборатории исследование слова»: «Эссе все темы под силу»; сравнительный анализ, компьютерные тестирование.

8) Научно практическая конференция, «Текст. Роль изобразительно-выразительных средств языка в текстах разных стилистической окраски»

1 ч.

Формирование научного мышле­ния, подготовка к публичным вы­ступлениям, обобщение сведений учащихся о тексте и его экстра- и интралингвистических парамет­рах; выявление уровня подготов­ленности к лингвистическому анализу текстов на ЕГЭ.

Научно практическая конференция; конкурс творческих работ; защи­та проектов; награжде­ние в районной конфе­ренции; рекомендации лучших работ в золотую политику лучших твор­ческих работ в районе.

Итого

8




Информационное обеспечение.

1. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». - М.: Просве­щение, 1990. '

  1. Ушаков Н.Н. Внеклассная работа по русскому языку. - М.; Просвещение. 1988.

  1. Егорова Н.В.. Дмитриева Л.П.. Золотарева И.В. Поурочные разработки

по русскому языку (Грамматика, текст, стили речи). - М: ВАКО, 2004.

4. . Котельникова С.А. Аннотация - отзыв - рецензия - эссе».//РЯШ...№1 1998.

5. Горбачевич К.С. Нормы русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1989.

6. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском
языке. - М; Просвещение. 1990.

7. Люстрова З.Н.. Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове.
М.: Знание, 1976.

  1. Современный русский литературный язык./ Под ред. Шанского Н.М.- М.:Просвещение. 1988.

  2. С. Михалков. Все начинается с детства. - М.: Педагогика, 1972.




© 2010-2022