Урок по теме Тихий дон

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема открытого урока «Роль пейзажа в романе «Тихий Дон» ( на фрагментах из третьей книги)

Цели урока:

Обучающая- выяснить, в чём своеобразие и какова роль пейзажа в романе ; учить умению работать в группах , продолжить работу над развитием устной логической речи учащихся;

развивающая- развитие самостоятельной деятельности учащихся;

воспитывающая- воспитание бережного , внимательного отношения к слову.

Оборудования к уроку: компьютер с медиапроектором, тексты.

Ход урока.

1. Тема, эпиграф ( на доске) « Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!

Хрустально звонкий воздух и - простор.

И колокольчик - жаворонка трели...»

( Д. Кугультинов)

2. Вступительное слово учителя . Роль пейзажа в произведениях. Краткая беседа о пейзаже

в произведениях, изученных ранее: Л. Толстой « Война и мир»( старый дуб и его роль в образе

А. Болконского ), И. Бунин « Тёмные аллеи» , И. Тургенев « Отцы и дети», поэты А. Пушкин,

М. Лермонтов и др. Вывод: ( учащиеся : пейзаж помогает автору передать те чувства, которые испытает он сам или его герой и т. д.)

3. Видеофрагмент « Природа Дона».

-Чтобы показать красоту природы Дона с чем пришлось работать автору? ( камера. плёнка)

- Обратите внимание на репродукции картин художников Саврасова , Левитана, Рокчинского.

-Что обычно используют в своей работе художники- пейзажисты? Какой рабочий материал? (полотно, кисти, краски).

- А с чем работают поэты, писатели-прозаики? ( слово)

Каждый из художников , будь то писатель или художник , творит то , что подсказывает ему его воображение, его восприятие окружающего мира. Нам , читателям или созерцателям, остаётся только восхищаться , удивляться, принимать или не принимать их творения.

- Прослушивание и анализ подготовленных учащимися сообщений ( пейзажные зарисовки).

При подготовке домашнего задания вы должны были обратить внимание на построение и интонацию пейзажа, на его цветовую гамму и роль художественных деталей, на языковое своеобразие, связь с сюжетом романа и психологическим состоянием персонажей.

1) Финал 2-ойкниги. Переход к третьей книге (ученик)

-Зачем автор даёт нам здесь описание природы? К чему нас готовит? ( перемена событий, явлений)

-4. Глава 6 ( ученик).

- Что такое степь для автора?

- Какие краски использованы автором?( антропоморфизм- очеловечивание явлений природы ,саму природу).

5. Глава 19 (ученик) Отметьте амофору и аллетерацию.

6.Глава 20 ( ученик).Что особенно ярко видно в этой главе? ( эпитеты) . Отметьте.

Выводы: учитель- ученик. Пейзаж , оставаясь абсолютно самостоятельной завершённой картиной, одновременно служит средством раскрытия душевного состояния героини. Шолохов находит множество аналогий между состоянием человека и природы.

Учитель: Принцип психологического параллелизма. Природа и человек выступают как самостоятельные, но равновеликие силы.

7. Работа со слайдами ( тексты прилагаются)

1) определить авторство отрывков;

2)восстановить, вставить пропущенный эпитет, глагол;

8. Чтение последней главы романа. Григорий Мелехов у могилы Аксиньи.

- Каким эпизодом подчёркивает автор горе героя?( чёрное солнце)

Вывод .Заключение. Какова функция пейзажа? ( слайд)

Заканчивая разговор о пейзажах, отметим , что эти картины , точные в мельчайших подробностях, передающие особенности природы Дона, выразительны, благодаря яркой метафоричности и колоритному языку.

Жизнь людей и жизнь природы тесно связаны между собой. « Люди как реки»- утверждал Л.Толстой. Ему вторит и автор « Тихого Дона» , уподобляющий и судьбу человеческую и судьбу

Народную течению великой реки по извилистому руслу.

© 2010-2022