Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»

           У Р О К   Л И Т Е Р А Т У Р Н О Г О       Ч Т ЕН И Я.                      ТЕМА: Михаил  Михайлович Пришвин «Моя Родина».                     Литературный род – эпос.       ЦЕЛИ: а) продолжение знакомства учащихся с творчеством М.М. Пришвина;                     б) развитие навыков правильного и осознанного чтения, обогащение словарного запаса;                     в) привитие бережного и чуткого отношения к природе, любви к своей Родине.            ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

У Р О К Л И Т Е Р А Т У Р Н О Г О Ч Т ЕН И Я.

ТЕМА: Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина».

Литературный род - эпос.

ЦЕЛИ: а) продолжение знакомства учащихся с творчеством М.М. Пришвина;

б) развитие навыков правильного и осознанного чтения, обогащение словарного запаса;

в) привитие бережного и чуткого отношения к природе, любви к своей Родине.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, выставка книг, репродукции о природе.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ: песня «С чего начинается Родина» (музыка В. Баснера, слова М. Матусовского,)

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок. Протяните руки

Начинается урок. друг другу, почувствуйте теплоту ваших рук и улыбнитесь.

Ушки, глазки, голова-

За работу вам пора.


  1. Изучение нового материала.

а) подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.

- Мы начинаем тему, которая называется… (А чтобы это узнать, надо решить кроссворд, отгадав загадки). 1

2

3 8

4 5

9


6



7

л

ю

б

и

ж

и

в

о

е







1. Что вверх корнем растет? (сосулька)

2. Стоит мальчик, скривив пальчик? (крюк)

3. Сто березовых солдат, взявшись за руки

стоят. Днем и ночью, круглый год, охраняют

огород. (забор)

4.Маленький, удаленький, сквозь землю прошел,


красну шапочку нашел. (гриб)

5. Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры, помчались с горы. (лыжи)

6. Много дыр, а вылезти некуда. (сито)

7. Без крыльев, а летает. (время)

8. Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз? (мороз)

9. Без рук, без ног - под окном стучится,

В дом просится. (ветер)

И эту тему мы начинаем с писателя М.М. Пришвина ( портрет, годы жизни)

- Посмотрите ребята, как много книг у нас сегодня на уроке, и это далеко не все произведения, которые написал Пришвин. А герои его книг - звери и птицы. Значит, эпиграфом к этой теме могут быть его слова. ( Открывается запись на доске)

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ - ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ.

- Прочитайте эти слова. Как вы их понимаете? ( ответы_

- А что вы можете делать для охраны природы? (ответы)

- Да, любой человек может помочь природе. Но, к сожалению, не всегда бывает так. Послушайте

стихотворение С.В. Михалкова «Будь человеком»

В лесу мурашки - муравьи Покой и труд большой семьи

Живут своим трудом, Нарушила беда.

У них обычаи свои В дыму метались муравьи,

И муравейник - дом. Спасаясь кто куда.

Миролюбивые жильцы Трещала хвоя. Тихо тлел

Без дела не сидят; Сухой опавший лист.

С утра на пост бегут бойцы, Спокойно сверху вниз смотрел

А няньки в детский сад. Жестокий эгоист…

Рабочий муравей спешит За то, что так тебя назвал,

Тропинкой трудовой, Себя я не виню,-

С утра до вечера шуршит Ведь ты того не создавал,

В траве и под листвой. Что предавал огню.

Ты с палкой по лесу гулял Живешь ты в атомный наш век,

И муравьиный дом И сам - не муравей.

Шутя до дна расковырял Учитель выдерживает паузу, чтобы дети высказались.

И подпалил потом БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ, ЧЕЛОВЕК,

ТЫ НА ЗЕМЛЕ СВОЕЙ,

- Какие слова выражают главную мысль стихотворения?

- Что бы вы сказали мальчику, погубившему муравейник, если бы встретили его?

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА

б) Работа над произведением. ( Звучит песня «С чего начинается Родина)

- А вот так рассказал Пришвин о Родине в своем произведении «Моя Родина» ( возьмите карандаши и отметьте трудные и непонятные слова.)

-Понравился вам рассказ? Чем? (ответы, разбор отмеченных слов)

- О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? Важны ли они для писателя? Почему?

-Перечитайте еще раз рассказ и найдите слова, которые выражают основную мысль рассказа.

(Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.

…Человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.)


  1. Закрепление

- Прочитайте предложение, где автор объясняет, на какую охоту он ходил.

- А у вас бывают такие находки?

- Почему слова МАМА, СОЛНЦЕ, ПРИРОДА, РОДИНА Пришвин объединил в одном рассказе?

- Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»?

- Какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина: рождение, родители, родство, родимый, родной? Продолжи этот ряд.

- Как вы думаете, слова природа и Родина имеют общий корень?

-Какой совет дает писатель …» что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем!

Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!»

- Посмотрите репродукции о природе. ЭТО И МЫ ЕСТЬ РОДИНА!

- Попробуйте и вы, ребята, воспользоваться советом писателя.


  1. Итог урока

- У вас на столах бумажные цветы. Красный цвет - очень понравился урок.

Синий цвет - понравился урок.

Желтый цвет - не очень

Черный цвет - плохой урок

С каким настроением ты пойдешь с урока, такой цветок и прилепи к «Вазе познаний».

  1. Домашнее задание:

а) перечитать еще раз рассказ М. Пришвина «Моя Родина» ( с.58-59)

б) сделать рисунок своего любимого уголка природы;

в) подобрать материал с помощью родителей на тему «Моя Родина» для классного сочинения.



© 2010-2022