Программа элективного курса Культура русской речи (10-11 классы)

«Культура русской речи» представляет собой коммуникативно-ориентированный курс, основная цель которого – формирование коммуникативной компетентности учащихся. Новизна состоит в создании системы занятий по освоению учащимися основ публичного выступления. Программа содержит теоретические виды занятий, практические рекомендации по овладению необходимыми речевыми умениями и навыками, задания поискового характера и творческого плана (ролевые игры, тренинги, диалоги, исследование, ком...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Кировское областное государственное общеобразовательное

казённое учреждение средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов г. Белой Холуницы



Утверждаю

Директор школы


_______ Н.В.Кашина

Приказ №__ от ____

Программа

дополнительного образования

элективного курса

«Культура русской речи»

на 2012-2013 учебный год


Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся 15-17 лет


Составитель:

Ситчихина Светлана Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории




Г. Белая Холуница, 2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Сегодня в российском обществе как никогда остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи. Чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, молодым людям необходимо научиться формулировать свои мысли, идеи, вопросы, связ­но выражать свое мнение относительно тех или иных проблем окружаю­щей действительности. Формирование речевых навыков теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать. «Мысль - начало все­го, - писал Л.Н. Толстой. - И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями». Умение по­нять суть явления и словесно сформулировать свое отношение к нему - непременное условие становления свободной личности человека.

Базовый курс родного языка, который преподаётся в течение всех лет обучения, в основном призван сформировать навыки орфографи­ческой и пунктуационной грамотности, в меньшей мере внимание в нем уделяется развитию речи, написанию текстов различных стилей и жанров, развитию навыков публичной речи, в том числе диалогиче­ской. Наконец, в рамках школьной программы практически не уделя­ется внимания такой важной составляющей культуры речи, как куль­тура общения.

Коммуникативная несостоятельность многих выпускников сред­ней школы самым наглядным образом подтверждает тот факт, что в последние годы в российском обществе резко снизился общий уро­вень владения речью. Огромное количество нарушений норм литера­турного языка, которые допускают даже журналисты, политики и дру­гие представители публичных профессий, дополняются засорением языка средств массовой информации и художественных текстов нели­тературными лексическими элементами: жаргонизмами, неоправдан­ными заимствованиями, просторечными словами.

Ста­новление гражданского общества предполагает, что каждый гражда­нин должен уметь формулировать свои мысли, запросы, требования в соответствии с занятой им гражданской позицией, вести конструк­тивный диалог с оппонентами, с представителями государства, доби­ваться согласия в целях эволюционного развития общества. В связи с захлестнувшей общество разноголосицей мнений, суждений, идео­логий у представителей многих профессий возникает потребность в таком виде воздействия на людей, как убеждение словом. Отсюда необыкновенно возрос интерес к риторике, науке о природном крас­норечии и ораторском искусстве, призванной научить человека мыс­лить, правильно излагать свои суждения и воздействовать на окружа­ющих с помощью слова. Предлагаемая программа призвана дать некоторые теоретические представления о риторике, сформировать у школьни­ков начальные риторические навыки.

Владение родным языком - это один из самых главных показате­лей профессиональной подготовки работника любой специальности, поскольку формирование речевых навыков теснейшим образом свя­зано с умением мыслить, рассуждать. Существующая система выс­шего образования не предусматривает обязательных курсов, закреп­ляющих и развивающих навыки владения средствами родного языка, поэтому школа должна по возможности полно развить речевые способности выпускников, обучить их правильной, богатой и вырази­тельной речи.

Немаловажным представляется еще один аспект. Само название курса - «Культура русской речи» - подразумевает обращение к наци­ональной культуре, введение школьников в пространство националь­ных культурных символов, текстов, приобщение к национальным и общечеловеческим проблемам. Школьники, стоящие на пороге самостоятельной жизни, вводятся в круг проблем взрослых людей, пытаются найти и сформулировать свои ответы на актуальные вопросы современной действительности. Кроме решения подобной перспективной задачи, предлагаемый курс имеет и конкретную практическую цель: обсуждение важных общест­венных проблем в процессе освоения тем «Риторика» и «Дискутивно-полемическая речь», несомненно, позволит выпускникам глубже по­нять текст, который будет предлагаться им для анализа в рамках ЕГЭ по русскому языку, сформулировать собственное отношение к пробле­мам, затронутым в этом тексте.

«Культура русской речи» представляет собой коммуникативно-ориентированный курс, основная цель которого - формирование коммуникативной компетентности учащихся.

Новизна состоит в создании системы занятий по освоению учащимися основ публичного выступления. Программа содержит теоретические виды занятий, практические рекомендации по овладению необходимыми речевыми умениями и навыками, задания поискового характера и творческого плана (ролевые игры, тренинги, диалоги, исследование, комментарии, голосовые, артикуляционные упражнения, упражнения на тренировку дыхания, публичные выступления по различной тематике и др.)

Данный курс предназначен для учащихся 10-11 классов, ориентирован на школьников с различным уровнем сформированности коммуникативных навыков.

Основные задачи курса:

1. Раскрыть учащимся секреты успешного публичного выступления.

2. Сформировать речевые навыки устного и письменного контакта.

3. Повысить уровень культуры речи учащихся через создание публичной монологиче-

ской речи.

  1. Помочь овладеть психологической культурой, этикой межличностного взаимодействия.

  2. Расширить опыт публичной деятельности, включающей умение преодолеть волнение во время публичного выступления.

  3. Формирование навыков выразительного чтения.

  4. Воспитывать инициативу, целеустремленность.

Программа модифицированная (адаптивная). Составлена на основе программы курса «Культура русской речи» Смирновой Л.Г.1

Программа рассчитана на 34 часа, из них 14 часов - на освоение теоретического материала, 20 - на практическую деятельность.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы - 1 год , занятия проходят 1 час в неделю (возможно полгода при двух часах в неделю).

Ожидаемые результаты:

  • умение строить коммуникацию с другими людьми - вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;

  • владение языком как основным средством коммуникации;

  • умение правильно, выразительно, эмоционально читать прозаиче­ские и поэтические тексты, демонстрируя понимание их идейного содержания и авторского замысла;

  • умение занимать в соответствии с собственной оценкой различные позиции и роли, понимание позиции и роли других людей;

  • владение коммуникативными качествами хорошей речи;

  • умение выбирать интересную и злободневную тему для публичного выступления; владение методикой публичного выступления.

  • создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы - публичные выступления на различные темы и их анализ, участие в школьном, городском конкурсе ораторов, защита проектов, участие в олимпиадах, конкурсах сочинений, конкурсах чтецов.






УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п\п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

Культура речи как научная дисциплина.

2

1

1

2

Ортология как раздел языкознания, изучающий нормы лите­ратурного языка.

2

1

1

3

Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произноси­тельные нормы устной речи.

2

1

1

4

Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функцию в словах.

2

1

1

5

Морфологические и синтаксические нормы русского языка.

4

1

3

6

Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.

4

1

3

7

Фразеология как раздел языкознания.

2

1

1

8

Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональ­ные разновидности языка.

4

2

2

9

Средства выразительности русской речи.

2

1

1

10

Риторика как наука о природном красноречии и ораторском искусств.

5

2

3

11

Дискутивно - полемическая речь.

3

1

2

12

Культура общения.

2

1

1

Всего

34

14

20

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Культура речи как научная дисциплина (2часа)

Теория (1 час). Нормативный, ком­муникативный, этический аспекты культуры речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, логичность, уместность, чистота, богат­ство, выразительность. Национальный язык и его основные разновидности: литератур­ный язык, диалекты, жаргоны, просторечие. Кодифицированный литературный язык и разговорная речь.

Практика (1 час). Беседа по культуре речи «Молодежный жаргон. Какие мысли можно выразить средствами жаргона?».

2. Ортология как раздел языкознания, изучающий нормы лите­ратурного языка (2 часа).

Теория (1 час). Основные нормы русского языка: орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические, лексические. Динамический характер норм. Вариант и речевая ошибка.

Практика (1 час). «Исправляем ошибки в речи друзей» с предваритель­ным сбором материала и его анализом.

3. Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произноси­тельные нормы устной речи. (2 часа)

Теория (1 час). Редукция гласных в потоке речи. Аканье, иканье как особенности русского литературного произношения глас­ных звуков. Оглушение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция (расподобление) согласных в потоке речи. Отклонение от норм лите­ратурного произношения под влиянием диалектов и просторечия. Старомосковские произносительные нормы как образец произноше­ния первой половины XX века. (2 часа)

Практика (1 час). Выразительное чтение учащимися любимого поэти­ческого текста с развернутым комментарием, включающим мотиви­ровку выбора данного текста, собственное понимание его идейного содержания. Прослушивание записей речи выдающихся русских актеров, записей речи дикторов - носите­лей старомосковских произносительных норм.

4. Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функцию в словах. (2 часа).

Теория (1 час). Разноместность и по­движность русского ударения. Активные тенденции развития ударения.

Практика (1 час). Анализ актерской речи с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм.

5. Морфологические и синтаксические нормы русского языка (4 часа).

Теория (1 час). Варианты падеж­ных окончаний. Вариантность рода существительных и аббревиатур. Склонение географических названий и собственных имен. Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические ошибки.

Практика (3 часа). Написание (на выбор) сочинения на тему «Город моей мечты» (тип речи - описание); на тему «Человек, которому я многим обязан» (тип речи - повествование); на тему «Размышления перед экраном телевизора» (тип речи - рассуждение). Анализ работ с точки зрения грамматической правильности (наличие морфологиче­ских и синтаксических ошибок). Проведение беседы «Ты и твое имя» (происхождение имен, функционирование личного имени в грамматической системе русского языка).

6. Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка (4 часа). Теория (1 час). Однозначные и многозначные слова. Прямое и перенос­ное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославя­низмы. Англицизмы. Лексика активного и пассивного запаса. Уста­ревшая лексика: историзмы, архаизмы. Неологизмы, окказионализ­мы. Лексика с ограниченной сферой употребления: диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная. Книжная, разговорная, просторечная лексика.

Практика (3 часа). Краткий пересказ содержания понравившегося фильма с использованием слов разного типа. Художественное описа­ние пейзажа, внешности товарища. Проведение заочной экскурсии по живописным местам родного края.

7. Фразеология как раздел языкознания (2 часа).

Теория (1 час). Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые, воспроизводимые сочетания слов. Крылатые слова. Происхождение крылатых слов. Лексические и фразеологические нормы русского языка.

Практика (1 час). Составление текста на основе крылатого выраже­ния, пословицы, афоризма.

8. Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональ­ные разновидности языка (4 часа).

Теория (2 часа). Стилистические ресурсы русского языка. Разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публи­цистический стили русского языка. Стилистическая норма и стилисти­ческие ошибки. Основные типы стилистических ошибок: тавтология, плеоназм, злоупотребление канцеляризмами, речевые штампы.

Практика (2 часа). Рассказ о поездке в незнакомый город, изложенный в разных жанрах: в виде письма товарищу (разговорный стиль), в виде официального отчета классному руководителю (официально-деловой стиль), в виде сюжетного рассказа (художественный стиль), в виде газетного очерка (публицистический стиль). Изложение содержания сказок «Репка», «Теремок», «Колобок» средствами разных стилей.

9. Средства языковой выразительности (2 часа).

Теория (1 час). Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, ис­пользуемые в художественном стиле. Основные виды тропов: эпитет, оксюморон, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, си­некдоха, гипербола, литота, каламбур, ирония, перифраза. Основные виды фигур: инверсия, анафора, эпифора, подхват, параллелизм, ан­титеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, период. Выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация, звукоподражание.

Практика (1 час). Устное описание картины любимого художника с использованием синонимов, антонимов, паронимов, различных тропов и фигур. Написание текстов в различных жанрах официально-делового стиля (заявление, автобиография, объяснительная записка), научного стиля (аннотация, реферат), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама).

10. Риторика как наука о природном красноречии и ораторском искусстве (5 часов).

Теория (2 часа). Публичное выступление. Классификация публичных вы­ступлений в соответствии с их основной установкой: развлекательное выступление, информационное выступление, агитационное (убежда­ющее, побуждающее, воодушевляющее) выступление. Выбор темы выступления. Слово и текст. Ассоциативные связи слов в тексте. Текст как развернутое суждение. Функционально-смысловые типы текста: описание, повествование, рассуждение. Композиция и язык публичного выступления. Цитаты и аллюзии в публичной речи. Оратор и его аудитория.

Практика (3 часа). Составление информационного текста: рассказ о творчестве современного писателя, художника, ученого. Составление развернутого плана-конспекта публичного выступления агитационно­го характера. Проведение конкурса публичных выступлений агитаци­онного характера.

11. Дискутивно - полемическая речь(3 часа).

Теория (1 час). Дискутивно - полемическая речь. Тезис. Аргумент. Типы аргу­ментов. Демонстрация. Основные приемы спора. Позволительные и непозволительные уловки в споре. Поведение во время спора.

Практика (2 часа). Устное выступление на тему «Хочу согласиться (не согласиться) с автором...» (выражение собственного отношения к проблемам, поднятым в публицистических и художественных текстах). Организация дискуссии на актуальную социально значимую тему.

12. Культура общения (2 часа).

Теория (1 час). Психологические основы общения. «Без­личное общение». «Межличностное общение». Формулы речевого этикета. Основы бесконфликтного речевого взаимодействия. Понятие «светская беседа». Предотвращение психологических конфликтов в общении представителей различных поколений.

Практика (1 час). Проведение психологического тренинга с имитацией ситуаций случайного знакомства, родительского собрания, пресс-конференции и т.д.



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Тема занятия

Дата

План

Факт

1

Культура речи как научная дисциплина.

05.09


2

Качества хорошей речи.

12.09


3

Основные нормы русского языка

19.09


4

«Исправляем ошибки в речи друзей»

26.09


5

Орфоэпия как раздел языкознания.

03.10


6

Выразительное чтение поэти­ческого текста с развернутым комментарием.

10.10


7

Разноместность и по­движность русского ударения.

17.10


8

Анализ актерской речи с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм.

24.10


9

Морфологические и синтаксические нормы русского языка.

07.11


10-11

Творческая работа и её анализ.

14.11

21.11


12

«Ты и твое имя» (происхождение имен, функционирование личного имени в грамматической системе русского языка).

28.11


13

Лексикология как раздел языкознания

05.12


14

Краткий пересказ содержания понравившегося фильма с использованием слов разного типа

12.12.


15-16

Художественное описа­ние пейзажа, внешности товарища.

19.12.

26.12.


17

Фразеология как раздел языкознания

09.01


18

Составление текста на основе крылатого выраже­ния, пословицы, афоризма

16.01


19

Стилистические ресурсы русского языка

23.01


20

Основные типы стилистических ошибок.

30.01


21

Устный рассказ в разных жанрах.

06.02


22

Изложение содержания сказок «Репка», «Теремок», «Колобок» средствами разных стилей

13.02


23

Средства языковой выразительности

20.02


24

Устное описание картины любимого художника с использованием различных средств выразительности.

27.02


25

Публичное выступление. Классификация публичных выступлений.

06.03


26

Оратор и его аудитория.

13.03


27

Составление информационного текста:

20.03


28-29

Конкурс публичных выступлений агитаци­онного характера.

27.03

03.04


30

Дискутивно - полемическая речь.

10.04


31

Устное выступление на тему «Хочу согласиться (не согласиться) с автором...»

17.04


32

Дискуссия «Патриотизм: знак вопроса»

24.04


33

Культура общения. Формулы речевого этикета.

08.05


34

Предотвращение психологических конфликтов в общении представителей различных поколений.

15.05










МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.


Тема занятия

Форма занятия

Приемы и методы, дидактический

материал, техническое оснащение.

1

Культура речи как научная дисциплина.

Лекция.

Беседа по культуре речи.

Беседа. Сопоставление плана, тезисов и конспектов статей.

Беседа по культуре речи «Молодежный жаргон. Какие мысли можно выразить средствами жаргона?».

Презентация

2

Ортология как раздел языкознания, изучающий нормы лите­ратурного языка.

Лекция.

Беседа.

Артикуляционные упражнения, Проведение беседы «Исправляем ошибки в речи друзей» с предваритель­ным сбором материала и его анализом.

3

Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произноси­тельные нормы устной речи.

Лекция - беседа.

Практикум.

Артикуляционные упражнения, Выразительное чтение поэти­ческого текста с развернутым комментарием, включающим мотиви­ровку выбора данного текста, собственное понимание его идейного содержания.

Прослушивание записей речи выдающихся русских актеров, записей речи дикторов - носите­лей старомосковских произносительных норм.

Аудиозаписи.

4

Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функцию в словах.

Видеолекция.

Практикум.

Артикуляционные упражнения, Беседа. Работа с карточками над синтагматическим ударением. Упражнения с текстами, скороговорками.

Просмотр спектакля или кинофильма. Анализ актерской речи с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм.

5

Морфологические и синтаксические нормы русского языка.

Видеолекция.

Практикум.

Беседа.

Написание (на выбор) сочинения на тему «Город моей мечты» (тип речи - описание); на тему «Человек, которому я многим обязан» (тип речи - повествование); на тему «Размышления перед экраном телевизора» (тип речи - рассуждение). Анализ работ с точки зрения грамматической правильности (наличие морфологиче­ских и синтаксических ошибок).

Беседа «Ты и твое имя» (происхождение имен, функционирование личного имени в грамматической системе русского языка).

Тренировочные упражнения.

6

Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.

Видеолекция.

Практикум

Анализ текстов, редактирование.

Художественное описа­ние пейзажа, внешности товарища.

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

7

Фразеология как раздел языкознания.

Презентация проектов.

Конкурс эрудитов

Презентация проектов «Как появились эти крылатые слова?». Составление текста на основе крылатого выраже­ния, пословицы, афоризма.

Презентация.

8

Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональ­ные разновидности языка.

Беседа.

Практикум. Конкурс сказок

Работа с текстами. Творческие задания. Составление рассказа в разных жанрах.

Изложение содержания сказок «Репка», «Теремок», «Колобок» средствами разных стилей.

Презентация.

9

Средства выразительности русской речи.

Лекция.

Практикум.

Выполнение тестовых заданий. Устное описание картины.

Презентация

10

Риторика как наука о природном красноречии и ораторском искусств.

Видеолекция.

Деловая игра.

Работа с 1, 8, 9 главами книги Дейла Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично?»

Работа со словарём. Артикуляционные упражнения,

Компьютер, проектор.

11

Дискутивно - полемическая речь.

Лекция.

Ролевая игра.

Дискуссия.

Устное выступление на тему «Хочу согласиться (не согласиться) с автором...» (выражение собственного отношения к проблемам, поднятым в публицистических и художественных текстах). Дискуссия на актуальную социально значимую тему.

12

Культура общения.

Деловая игра.

Тренинг.

Составление памяток. Подбор материала. Игровые задания. Проведение психологического тренинга с имитацией разных ситуаций. Беседа «Как можно предотвра­тить психологический конфликт».

























ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В.И. Деловая риторика - М., 1995

2. Аристотель. Риторика - М., 2000

3. Безменова Н.А. Теория и история риторики. М.: Наука, 1991

4. Варгапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.,1999

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Совре­менная риторика. - Ростов н/Д, 1999.

6. Голуб КБ. Стилистика современного русского языка. - М., 1996.

7. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М., 1978.

8. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., Эксмо, 1999.

9. Культура устной и письменной речи делового человека: Спра­вочник-практикум. - М., 2000.

10. Львов М.Р. Риторика. - М, 1996.

11. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. - М., 2004.

12. Поварнин СИ. Спор. О теории и практике спора. - М., 2002

13. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. - М.: «Русское слово», 2005.

Рабочее место учителя: оборудование:

персональный компьютер;

проектор;

интерактивная доска.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Прак­тический справочник. - М., 1989.

2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1986.

3. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. - М.,1984.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. - М, 2004.

5. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, уда­рение, грамматические нормы / Под ред. Р.И. Аванесова. - М., 1987.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке (для работников печати). - М., 1985.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М., 1984.

8. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1989.


















1 Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Программа элективного курса. - М.: «Русское слово», 2005.

11



© 2010-2022