Методические рекомендации учителю русского языка готовящему обучающихся 9 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации учителю русского языка

при подготовке выпускников к ОГЭ


I.Изучить материалы ФИПИ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку

II. Обратить внимание на изменения, внесённые в структуру экзаменационной работы.

III.Руководствоваться в своей работе методикой проведения сжатого изложения:

а) Методика проведения урока-изложения. Ход урока. (2 часа)

1 урок

  1. Объявление цели урока

  2. Актуализация опорных знаний (что такое тема, идея, план)

  3. Вступительная беседа

    • Чтение текста

    • Беседа по тексту

    • Составление плана изложения

    • Работа по плану (деление текста на части, анализ)

    • Чтение и языковой разбор текста (выявление выразительных и изобразительных средств, обоснование их применения в тексте)

    • Анализ грамматических форм

    • Устный пересказ

    • Орфография, пунктуация, лексическая работа

    • Повторное чтение текста

    • Написание изложения

2 урок

            • Анализ изложения.

            • Возможно также редактирование текста, его исправление.

б)Требования к сжатому изложению.

    • вычленение в тексте основных микротем

    • обобщение содержания исходного текста

    • необязательность сохранения авторского стиля (однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания)

    • сохранение последовательности в развитии событий

    • наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части

    • использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия

    • установление смысловой связи между предложениями

    • использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания

в) Особенности работы с текстом. Приемы сжатия текста.

Сжатое изложение - наиболее трудный вид изложения, т.к. при написании сжатого изложения необходимо добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Следовательно, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

1. К приемам сжатия текста путем его языковой переработки - упрощению - относятся:

1) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

2) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

3) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

4) перевод прямой речи в косвенную.

Примеры

1.Слияние двух простых предложений

И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. Не ставить его - значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям.

И все-таки не задавать себе вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, могут только инфантильные люди.

2.Сокращение сложного предложения

Мы не знаем в точности, почему они так поступали.

Мы не знаем причины их поступков

3. Разбивка сложного предложения

Ветер прохватывал часового насквозь, высушивая мокрую одежду, и, хотя солнце пригревало, Александра охватил озноб.

Ветер прохватывал часового насквозь. Солнце пригревало, но Александр замерз.

4.Перевод прямой речи в косвенную

Александр отступил на шаг и крикнул по-французски: «Если вы, сударь, еще раз коснетесь меня рукой, я вызову караул».

Александр отступил и пригрозил, что вызовет караул.

2. Работа с текстом на этапе чтения (знакомство со смысловой стороной текста)

  1. Необходимо добиться знания учащимися особенностей строения описания, повествования, рассуждения.

  2. Систематически следует работать над строением абзаца, добиваясь понимания того, что первые фразы абзаца особенно важны, т.к. именно они выражают обобщающие, «узловые» суждения автора, к которым «привязываются» все другие мысли.

  3. Следует целенаправленно учить школьников искать основные мысли текста в начале текста или в его конце (как тезис или вывод), а также вычленять оценочную лексику и на ее основании формулировать основную мысль высказывания.

Наиболее известные задания, способствующие более осмысленному восприятию исходного текста:

  • Выделите опорные слова в предложении, абзаце.

  • Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.

  • Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.

  • Изложить данный текст в тезисной форме.

  • Изложите сжато содержание предложения, абзаца.

  • Выделите в тексте смысловые части (абзацы). В каждой части определите основную мысль. Составьте тезисный план.

  • Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.

  • Замените текст его аннотацией.

  • Составьте вопросный план к тексту.

  • Передайте содержание развернутого абзаца абзаца 5-2 предложениями,

  • Следует уделить особое внимание формированию навыка составления тезисного плана текста на основе первичного знакомства с текстом на этапе аудирования (темп чтения указан в рекомендациях к проведению экзамена).

3. Этап редактирования текста

Вторичный текст при сжатии должен соответствовать всем признакам текста:

  • Содержательно - тематическое единство

  • Подчиненность всех предложений главной мысли

  • Связность

  • Логичность и последовательность

  • Завершенность

  • Стилевая целостность

Основные недостатки ученических работ:

  • Нарушение границ предложений

  • Слабая связность предложений между собой

  • Употребление слова в несвойственном ему значении

  • Неоправданный повтор слова, дублирование информации

  • Неверное выделение микротем (абзацев)

  • Смешение прямой речи и косвенной

  • Смысловые лакуны

Средства связи предложений и частей текста

  1. Лексические средства связи:

  • Лексический повтор

  • Однокоренные слова

  • Синонимы

  • Антонимы

  1. Морфологические средства связи:

  • Местоимения (указательные и личные)

  • Сочинительные и подчинительные союзы

  • Частицы

  • Единообразие видовременных форм глаголов

  • Наречия

  1. Синтаксические средства связи:

  • Порядок слов

  • Вводные слова, словосочетания, предложения

  • Вопросительные предложения (Риторические вопросы)

  • Синтаксический параллелизм и т.д.

Памятка

Сжатое изложение.


Литература

  1. Т.А. Ладыженская «Методика развития речи на уроках русского языка» М. «Просвещение» - 1991 г., стр. 224 - 227

  2. М.Д. Морозова «Виды изложений и методика их проведения». М. «Просвещение» - 1984 г., стр. 64 - 67

  3. Н.Д. Пленкин «Уроки развития речи. 5 - 9 класс» М. «Просвещение» - 1996 г., стр. 170 - 17.

I. Сжатое изложение

  1. Задача - передать содержание кратко, обобщенно.

  2. Умения - отобрать в исходном тексте:

а) основное (относительно частей исходного текста) - количество абзацев должно соответствовать количеству микротем исходного текста;

б) существенное (внутри каждой основной части).

Умение произвести

  • исключения;

  • обобщение;

  • найти обобщающие речевые средства, выражения.

В сжатом изложении нет задачи сохранения стилевых особенностей исходного текста. (Оно может быть написано в стиле деловой информации - аннотации).

Лексика. Экзаменуемый может использовать лексику, отличающуюся от представленной в исходном тексте.

  1. Степень сжатия текста. 3 варианта сокращений:

( по М. Чистякову - методист 19 в.)

  • исключение незначительных деталей, попутных замечаний автора, стиль сохраняется;

  • воспроизведение самого основного в общих чертах;

  • сокращение до 1 предложения, выражающего главную мысль.

Способы сжатия текста:

  • исключение подробностей, деталей;

  • обобщение конкретных, единичных явлений;

  • сочетание исключения и обобщения.

(сначала выделить главное, существенное с точки зрения основной мысли текста, и детали, подробности; затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст).

Обобщение - вычленяем единичные факты, подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

  1. Пропедевтические упражнения (Морозова - стр. 66)

  • выделение главной информации предложения;

  • выделение предложения, в котором заключается главная мысль абзаца (микротекста);

  • выделение детализирующей, объясняющей части микротекста;

  • сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей, подробностей;

  • расширение, развертывание предложения, микротекста путем введения деталей;

  • подбор обобщенного слова;

  • подбор обобщенного предложения.

Памятка для учащихся 9 классов

«Как писать сжатое изложение»

При первичном чтении

  • Прослушайте текст.

  • После первого чтения текста выполните следующие шаги:

- Определите тему текста (о чем текст?).

- Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

- Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста

(в повествовании - начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец;

в описании - предмет речи и его значимые, существенные признаки;

в рассуждении - общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая

их путем составления тезисного плана.

- Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

При повторном чтении

  • Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

  • Составьте план - конспект текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

  • Напишите черновик сжатого изложения каждой части.

  • Свяжите их между собой, чтобы получился текст.

  • Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

  • Объём изложения - не менее 70 слов (в идеале 45% - 50% слов исходного текста)

  • Перепишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Цель написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему заключается в том, чтобы раскрыть важность тех или иных языковых знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности. Язык нужен для живой жизни - вот, наверное, основополагающий принцип, определяющий отбор содержания для этой части экзамена.

Это должно быть рассуждение, в котором обосновывается какое-либо суждение.

Цель этого рассуждения заключается в том, чтобы убедить «оппонента» в своей правоте с помощью специально подобранных аргументов.

Сочинение может строиться по следующей логике рассуждения:

А). описание ситуации, которая воплощает проблему;

Б). формулирование генерального тезиса;

В). Обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов, причём источником аргументации может стать языковой материал исходного текста.

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№23

Советского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан Сидорова Ирина Егоровна

© 2010-2022