Урок русского языка «Обобщающие слова в предложениях с однородными членами»

Данный конспект урока представляет собой подробный материал для объяснения темы «Обобщающие слова в предложениях с однородными членами» в 5 классе в рамках ФГОС с указанием целей, понятий,планируемых результатов, технологий,форм работы, УУД. При составлении конспекта учтены требования, предъявляемые к учителю, работающему в соответствии с ФГОСами ( поэтапно расписаны виды деятельности учителя и учеников, УУД, формируемые на разных этапах урока).Кроме того, в качестве рабочего матариала предлагае...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока в рамках ФГОС

Саблиной Юлии Ивановны ( учителя ГБОУ лицей N150 Калининского района Санкт-Петербурга ).

Тема: « Обобщающие слова в предложениях с однородными членами» 5класс

Предмет, класс: урок русского языка в 5 классе

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель:

А) (образовательная ) сформировать знания об обобщающих словах, выработать умение правильно писать предложения с обобщающими словами при однородных членах;

В) (развивающая) развивать речевые навыки, учить анализировать и делать выводы;

С) (воспитательная) пробудить чувство гордости за родной город, уважения к книге, воспитывать уважение к собеседнику, терпение, наблюдательность.

УУД:

А) (познавательные) умение находить в предложении однородные члены, грамотно писать предложения с однородными членами; умение подбирать обобщающие слова к однородным членам, грамотно оформлять предложения с обобщающими словами при однородных членах;

В) (регулятивные) умение контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы, умение принимать учебную задачу ;

С) (личностные) умение совершенствовать имеющиеся знания, умение оценивать себя, уважение к книге;

D) (коммуникативные) умение осознанно строить высказывание, дополнять прозвучавшие высказывания по существу, умение формулировать своё мнение и аргументировать его.

Планируемые результаты:

А) (предметные) учащиеся должны знать, что такое обобщающие слова, правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах;

В) (личностные) учащиеся должны уметь находить обобщающие слова в предложениях, подбирать обобщающие слова к однородным членам, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах;

С) (метапредметные) учащиеся должны уметь формулировать своё мнение, аргументировать его, дополнять прозвучавшие высказывания по существу, представлять информацию в виде схемы, умение анализировать материал с целью выделения признаков, осознанно строить речевое высказывание в устной форме; анализировать материал с целью выделения признаков.

Понятия: обобщающее слово, однородные члены.

Ресурсы:

Презентация(Microsoft Power Point 2010); карточки.

Технологии: исследовательская, межличностной коммуникации, игровая.

Формы работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах, игра, объяснительный диктант.



Этапы урока

Действия учителя, (материал)

Действия учеников

УУД

Мотивация к учебной деятельности и актуализация субъектного опыта

Приветствует уч-ся.

Предлагает уч-ся рассмотреть слайдN1, вставить в предложения вместо многоточий подходящие по смыслу слова, списать предложения, расставить пропущенные знаки препинания.

(1.Приезжай в Санкт-Петербург, и ты увидишь великолепные памятники: и… и… и… .

2.Эти памятники созданы гениальными зодчими: … … … .)

Подбирают подходящие по смыслу слова, списывают предложения, объясняют знаки препинания, которые расставили.

Способность к мобилизации сил и знаний;

умение действовать в соответствии с целевой установкой;

умение грамотно писать предложения с однородными членами;

умение строить высказывание;

умение объяснять свой выбор, осуществлять самоконтроль

Учебно-познавательная деятельность ( изучение новых знаний)

Организует работу по изучению нового материала

А)Предлагает рассмотреть слайд N2и по аналогии с записанными предложениями вставить подходящие по смыслу слова

(1. В Эрмитаже, В Русском музее можно насладиться шедеврами многих … : Айвазовского и Левитана, Брюллова и Рембрандта.

2. Их творчество покоряет иностранных туристов, жителей Петербурга, других городов - всех … искусства.)

В) Задаёт вопросы

(Почему вы выбрали именно эти слова и были единодушны в выборе?

Какова, с вашей т. зрения, главная особенность слов, употреблённых при однородных членах? Какова особенность их значения, если соотнести его со значением однородных членов? Какова синтаксическая роль?

Какую роль (функцию) выполняют эти слова в предложении относительно однородных членов?

Какое определение можно подобрать для подобных слов, учитывая их роль - (обобщать)?

Какова же тема урока?

Чему вы должны научиться?

С) Предлагает составить словарную статью для учебника или энциклопедического словаря

(Обобщающие слова - это….)


D)Предлагает рассмотреть слайд N3, на котором представлены все записанные предложения, и сделать вывод о знаках препинания в предложениях с обобщающими словами, составить соответствующие схемы

Подбирают подходящие по смыслу слова, записывают предложения






Отвечают на вопросы;

делают вывод;

записывают тему урока







Составляют словарную статью


Анализируют материал, делают вывод, составляют схемы

Умение действовать в соответствии с поставленной целью;

умение формулировать своё мнение, аргументировать его;

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

умение анализировать материал с целью выделения признаков;

умение дополнять высказывания по существу










Умение использовать полученную информацию;

умение использовать имеющиеся знания;

умение составлять высказывание в письменной форме;

умение толковать значение слова, учитывая стиль речи

Умение анализировать, подытоживать наблюдения, делать вывод;

умение представлять информацию в виде схемы


Первичное закрепление

А) Диктует ряды однородных членов, предлагает подобрать к ним обобщающие слова

(Розы, астры, незабудки

Ручка, карандаш, линейка

Алгебра, химия, география

Москва, Париж, Рим, Хельсинки)

В) Предлагает распределить карточки на 2 группы, учитывая, что знаки препинания при обобщающих словах пропущены

(1.Многим известны символы Петербурга Адмиралтейство, Александрийский столп, Медный всадник, Эрмитаж.

2.Санкт-Петербург построен на нескольких островах Васильевском, Каменном, Заячьем.

3.В нашем родном городе много символов военного прошлого и Пискарёвское кладбище, и площадь Победы, и музей блокады.

4.В День Победы к вечному огню идут почтить память погибших и старики, и студенты, и дети представители всех поколений.

5)В дни государственных праздников на улицах города проходят парады, народные гуляния и концерты разные мероприятия.)

С)Организует работу в парах: предлагает проверить результат соседа, исправить, если допущена ошибка, объяснить своё мнение, предварительно выслушав соседа, почему он принял именно такое решение, при этом учитывать правила работы в парах

Записывают ряды однородных членов, подбирают обобщающие слова



Самостоятельно распределяют карточки










Работают в парах, в случае необходимости исправляют друг друга, аргументируя своё мнение

Умение действовать в соответствии с поставленной целью;

умение применять полученные знания на практике



Умение классифицировать;

умение осуществлять самоконтроль










Умение слушать собеседника;

умение аргументировать своё мнение, дискутировать

Применение изученного

Организует самостоятельную работу уч-ся.

А) Предлагает списать одно из предложений, изменив положение обобщающего слова, объяснить схематически знаки препинания

В) Диктует предложения

(1. О величии Санкт-Петербурга писали величайшие поэты и писатели: А. Пушкин, А. Ахматова, Н. Гоголь.

2.Классическим образцом красоты и гармонии являются многие здания города: и Казанский собор, и Зимний дворец , и Адмиралтейство.

3. Прекрасным украшением северной Венеции стали ЦПКО, Сосновка - парки, в которых жители и гости города наслаждаются красотой природы

Списывают предложение, но меняют положение обобщающего слова


Записывают предложения, указывают обобщающие слова и однородные члены

Умение применять полученные знания на практике;

умение активизировать внимание, мыслительную деятельность;

умение представлять информацию в виде схемы;

умение грамотно писать предложения с обобщающими словами при однородных членах

Обобщение

А) Организует фронтальную работу уч-ся

1.Предлагает рассмотреть слайд N 4, найти в предложениях обобщающие слова и однородные члены, доказать своё мнение

(1. Детские книжки учили нас многому: вниманию и ответственности, пониманию и наблюдательности.

2.Мы познакомились с ошибками и успехами многих героев: Буратино, Золушки, Кая и Герды.

3. Учат нас их слёзы, радость, счастье, страдания - все примеры мудрости или глупости человеческой.)

2.Игра « Кто где живёт?»

Даны предложения без обобщающих слов и ряд обобщающих слов, надо « вернуть» обобщающее слово в свой « домик»

(1.Читая, сказки, рассказы, читатели оценивают поступки отрицательных героев и смеются над их ленью, глупостью, жадностью.

2. Писатели-мастера повествуют о борьбе добра и зла, о подвигах смельчаков и подлости негодяев.

3. Литература для каждого из нас может стать помощником, советчиком, другом.

Достоинства, жизнь, пороки, достижения, руководитель, учитель, опыт.

Задаёт вопросы
(С каким термином вы познакомились на уроке?

Какова главнaя особенность обобщающих слов?

На что следует обратить пристальное внимание , оформляя предложения с обобщающими словами на письме?

Самостоятельно работают: ищут в предложениях обобщающие слова и однородные члены, высказывают своё мнение, доказывают его





Выбирают подходящие по смыслу обобщающие слова, вставляют в предложения





Отвечают на вопросы

Умение применять полученные знания на практике;

умение активизировать внимание, мыслительную деятельность;

умение осуществлять самоконтроль;

умение слушать собеседника





Умение делать выбор в соответствии с поставленной целью;

умение применять жизненный опыт и полученные знания





Умение обобщать;

умение дополнять высказывания по существу

Рефлексия и оценка работы

Задаёт вопросы

(Кто уверен, что « подружился» с обобщающими словами? Кто поначалу затруднялся, но в итоге справился с новым заданием: вставить в предложения обобщающие слова?)

Оценивает работу уч-ся

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу

Умение оценивать себя

Д.з.

Комментирует д.з.

( составить 4 предложения с одн. чл. и обобщающим словом, построить схемы предложений или выбрать предложения из учебника, но обобщающее слово переставить, т. е. изменить его положение относительно однородных членов).

Слушают, записывают







© 2010-2022