- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урокалитературы М. А. Булгаков Белая Гвардия
Технологическая карта урокалитературы М. А. Булгаков Белая Гвардия
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Востротина Т.В. |
Дата | 25.06.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока по литературе. 12 класс.
Тип урока:новый материал.
Технология: Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека на основе личностной ориентации педагогического процесса.
Тема: Первое знакомство с книгой. (Встреча с романом «Белая гвардия» и ее автором.)
Цели:
-
формировать культуру работы с книгой художественной литературы;
-
учить применять теоретико-литературные понятия при анализе текстов литературного произведения (ключевые слова, тема, проблема, сюжет, герои);
-
формировать универсальные учебные действия (УУД): познавательные, личностно-ориентированные, коммуникативные, регулятивные;
-
формировать представление о духовно-нравственных законах мира;
-
учить проводить самооценку и рефлексию, высказываться в устной и письменной форме.
№
Этапы урока.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД.
1
Организационный момент (самоопределение к деятельности).
Подготовка класса к работе.
Знакомство. (слайд1.)
Мотивация.
1.Организует вступление-беседу, работу со словом «встреча». (слайд 2).
2.Задает проблемные вопросы классу и работает с ИК (слайд 3):
-с чего начинается встреча?
-как может развиваться?
-на что мы волей-неволей обращаем внимание, знакомясь с человеком?
Подготовка к работе.
Читают слайд, обдумывают, высказывают свое мнение.
Отвечают на вопросы, просматривают ИК.
Познавательные:
логические - анализ объектов с целью выделения признаков;
решение проблемы поискового характера.
Личностно-ориентированные:
умение вести диалог на основе равноправных отношений; умение использовать личный опыт для решения учебной задачи.
Коммуникативные:
Следить за обсуждением вопроса, формулировать собственное мнение.
2
3
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Формулировка учебной задачи и ее рассмотрение.
1.Предлагает сформулировать тему.
-Можно сказать, что если все это увидеть, понять в человеке, то встреча состоялась?
-Итак, мы не прошли мимо… А дальше нам решать: хотим мы еще встреч или нет, а если вынуждены встречаться, то как себя вести.
Вот позвольте проверить вашу внимательности. Разговор наш идет уже довольно долго, а мы не записали на рабоч. Листках тему урока. Ваши предложения…
2.Осуществляет переход от общих рассуждений по теме к теме урока литературы. Чтение - диалог - встреча(слайд 4).
-У нас урок литературы, где главное - чтение. Чтение книг.
- Можно ли получившуюся у нас ИК применить в случае встречи с книгой? (слайд 5).
3.Учебная задача.
-У вас болен друг, подруга, попросили книгу почитать, чтобы она была жизненная, ну и как-то пересекалась с современностью. Вы зашли в библиотеку или к друзьям, взяли первую попавшуюся книгу с полки. -И ваша цель - …?
(слайд 6)
Ваши действия, чтобы быстро составить представление о книге - общее впечатление?
-Обведите кружочком, чтобы вы стали делать с книгой.
Формулируют тему, записывают, уточняют.
Анализируют слайд «Встреча», проводят аналогии.
Анализируют ИК. Высказывают предположения.
Формулируют цель, записывают в рабочий листок. (узнать о чем… познакомиться с книгой и автором)
Анализ таблицы.
Личностные:
Умение вести диалог на основе равноправных отношений; понимание связи личной жизни человека и круга его чтения;
Регулятивные:
Определять тему, цели урока. Планировать пути решения задачи.
Коммуникативные:
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
Познавательные: выбирать и применять способы работы с книгой.
3
Рассмотрение
способов решения учебной задачи.
1.Предлагает выбрать оптимальные способы решения задачи из предложенных в раб. листе.
2.Предлагает книгу. (роман «Белая гвардия» М.А. Булгакова. (Слайд 7).
Самостоятельно выбирают этапы решения, обводят в кружок.
Уточняют и записывают тему урока
Регулятивные:
логические - анализ объектов с целью выделения признаков;
решение проблемы поискового характера; уточнение темы и цели.
4
Решение первой учебной задачи - анализ фрагментов текста.
1.Организует работу индивидуальную и в парах (самостоятельно), а также фронтальную работу.
- У вас на парте макет книги. Только макет с несколькими страничками и иллюстрации.
-Посмотрим, действительно ли достаточно тех действий, которые вы указали, чтобы определить
-о чем?(тема) Кто?( Герои) Где и что? (сюжет, место, время) Как? (Язык). С какой целью(проблема, авторская позиция). (Слайд 8)
Начнем вместе. Далее самостоятельно.
Работа с названием по ИК и первой страницей по таблице совместная (фронтальная). Записи на рабочих листках.
Самостоятельная работа по пунктам.
Познавательные: Анализ объектов, установление причинно-следственных связей,
исторических и литературных процессов;
применение историко-литературных знаний в анализе художественного текста;
выстраивание аналогии между темами и проблемами разных литературных произведений; применение теоретико-литературных понятий для анализа фрагментов произведения;
работа с эпиграфом произведения; анализ фрагмента текста;
определение ключевых слов и слов-образов текста произведения и на основе анализа определение темы и проблемы художественного произведения; выявление авторского отношения к изображаемым событиям и авторской позиции в тексте.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
5
Самооценка.
-Достаточно того, что выбрали из предложенного изначально или же лучше все, чтобы составить представление о книге?
-Оцените свое первое предложение.Запишите в графе «Ваша оценка».
Представление эталона.
Показывает пирамидку, комментирует как итог совместной работы.
Оценивают себя. Заполняют таблицу.
Сравнивают со своим результатом.
Регулятивные:
оценивание результатов деятельности (своей - чужой), анализ собственную работу.
Коммуникативные:
Сотрудничество с учителем в процессе оценивания своей работы.
Личностные: умение критически относится к выполненной работе, быть готовым видеть недостатки идостоинства выбора личного пути.
6
Решение второй учебной задачи.
1.Слово учителя:
-Часто приходится слышать о книгах: «зачем… когда это было… старо…»
2.Постановка задачи:
-Актуален ли роман сегодня?
3.Организует просмотр оживших иллюстраций.
4.Помогает тем, кто затрудняется в письменном ответе.
Вступают в беседу.
Слушают вопрос.
Смотрят видео по роману.
Оформляют развернутый письменный ответ на вопрос.
Личностные: действия смыслообразования
( потребность в самовыражении и самореализации).
Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции; с точностью и достаточной полнотой выражение своих мыслей.
Познавательные: формулирование выводов по прочитанному тексту;
оформление письменного развернутого ответа на вопрос; осмысление содержания:
7
Рефлексия.
1.Беседа:
- захотелось ли вам познакомиться поближе с романом, а с фильмом?
- Можете ли вы сказать, что каждй человек подобен книге, и вы теперь понимаете, как знакомиться с человеком, с автором, с книгой.
2.Предлагает отметить в рабочем листке в последнем задании те ответы, которые имеют отношение личности отвечающего ученика.
Участвуют во фронтальной беседе.
2.Работают с заданием по рефлексии.
Познавательные:
установление связей с различными областями знаний человека и наук.
Личностные:
осмысление полученых знаний и приемов работы.
Роман М. Булгакова «Белая гвардия» может дать мне (поставь галочку):
-
умение видеть уроки истории и оценивать события современности,
-
знание по истории,
-
знание психологии человеческих отношений,
-
возможность лучше понимать людей, выстраивать отношения и общение с окружающими,
-
знание духовно-нравственных законов этого мира,
-
возможность понимать себя и формировать свои жизненные принципы,
-
возможность общения с интересным, умным человеком,
-
умение различать прекрасное и безобразное, добро и зло.